|
делает из эфира элемент; таким образом получилось пять начальных элементов,
которые соответствовали пяти регулярным фигурам геометрии. Это также стало
доктриной александрийской школы.13 В самом деле, в этой доктрине было много от
филолетианства, что не появилось в трудах более поздних платонистов, но,
несомненно, преподавалось по сути самим философом, но по обычной его
осторожности не было изложено письменно, так как было слишком сокровенно для
опубликования. Спевсипп и Ксенократ после него, подобно их великому учителю,
верили, что Anima Mundi, или мировая душа, не была божеством, но проявлением.
Эти философы никогда не думали об Едином как о живой природе [38, 141].
Изначальный Единый не существовал в таком смысле, как мы понимаем этот термин.
До тех пор, пока он не соединился со многими — эманированными существованиями
(монадой и дуадой) — ни одно существо создано не было. ??????, почитаемое —
нечто проявленное, обитает в центре как и в окружности, но это только отражение
божества — мировая душа [9, I, 862]. В этой доктрине мы находим дух
эзотерического буддизма.
Человеческая идея о Боге есть то изображение ослепляющего света, которое
он видит в кривом зеркале своей души, и все это, по правде не есть Бог, а
только его отражение. Его блеск и слава там, но то, что человек видит, есть
только свет его собственного духа, и это все, на что он способен глядеть. Чем
яснее зеркало, тем светлее будет божественное изображение. Но внешний мир в
одно и то же время не может наблюдаться в нем. В экстатическом йоге, в
озаренном провидце дух будет сиять, как полуденное солнце; в испорченной жертве
земных влечений это сияние исчезает, потому что зеркало затемнено пятнами
материи. Такие люди отрицают своего Бога и готовы одним ударом лишить
человечество души.
Нет Бога? Нет души? Страшная разрушительная мысль! Сводящий с ума кошмар
безумного атеиста, представляющийся его горячечному взору вроде уродливой
непрестанной процессии искр космической материи, никем не созданной,
самопоявляющейся, самосущей и саморазвивающейся, и это Я не Я, ибо оно никто и
ничто, и оно плывет ниоткуда, и нет Причины, двигающей его, ибо нет никакой
Первопричины, и все стремительно несется никуда. И все это происходит в круге
Вечности, слепой, инертной и беспричинной. Что же тогда, по сравнению с этим,
представляет буддийская нирвана даже в том неправильном представлении, как ее
некоторые понимают? Нирване предшествуют бесчисленные трансформации духа и
метемпсихозы, в течение которых существо ни на секунду не теряет чувства своей
собственной индивидуальности, и что может длиться миллионы веков, пока не будет
постигнуто конечное ничто.
Хотя некоторые ставят Спевсиппа ниже Аристотеля, тем не менее мир в долгу
перед ним за определение и изложение многого, что Платон оставил затемненным в
своей доктрине о Чувственном и Идеальном. Его максим был:
“Нематериальное познается посредством научной мысли, материал познается
научным восприятием” [10, VII, 145].
Ксенократ изложил многие из незаписанных теорий и учений своего учителя.
Он также высоко оценивал пифагорейскую доктрину и его систему чисел и
математику. Признавая только три степени познания — Мысль, Восприятие и
Озаренность (или Интуитивное познание) — он заставлял первое заниматься всем
тем, что находится за небесами; Восприятию он отводил то, что в небесах;
Интуиции — сами небеса.
Мы опять находим эти теории и почти в тех же словах в “Манавадхармашастре”,
где говорится о создании человека:
“Он (Высочайший) извлек из своей собственной сущности бессмертное дыхание,
которое не погибает в существе, и этой душе существа он дал Аханкара
(самосознание), верховного водителя. Затем он дал душе этого существа
(человека) разум, образованный из трех качеств и пять органов внешних
восприятий”.
Этими тремя качествами являются Разум, Сознание и Воля. Они соответствуют
Мысли, Восприятию и Озаренности Ксенократа. Связь чисел с Идеями была
разработана им дальше, чем у Спевсиппа, и он превзошел Платона в своем
определении доктрины о Невидимых Величинах. Сокращая их до их идеальных
первичных элементов, он продемонстрировал, что каждая фигура и форма произошли
из тончайшей неделимой линии. Что Ксенократ верил в те же теории, что и Платон,
касающиеся человеческой души (считающейся ими числом), это очевидно, хотя
Аристотель противоречит этому, как и всем другим учениям этого философа [11,
407, 3]. Это служит окончательным доказательством, что многие из учений Платона
передавались устно, даже если бы стали доказывать, что не Платон, а Ксенократ
был первым, кто создал теорию неделимых (бесконечно малых) величин. Он
производит душу из первой Дуады и называет ее самопроизвольно движущимся числом.
14 Теофраст замечает, что он занимался и разработал теорию души более, чем
какой-либо другой платонист. Он построил на ней космологическую доктрину и
доказал необходимость существования во всех частях вселенского пространства
последовательных постепенно возрастающих серий живых и думающих, хотя и
духовных, существ [9, 1, 62]. Он изображает человеческую душу, как сложное
составное из наиболее духовных свойств монады и дуады, обладающей высшими
принципами обоих. Если, подобно Платону и Продику, он упоминает об Элементах
как о божественных силах, и называет их богами, то ни он сам, ни другие не
связывали с этим названием никаких антропоморфических идей. Криски указывает,
что он называл их богами лишь для того, чтобы эти элементарные силы не
смешивались в человеческих представлениях с демонами невидимого мира [12, 322 и
далее] (элементарными духами). Так как “мировая душа” насыщает весь космос, то
даже животные должны иметь в себе нечто божественное [13, V, 590]. Это также
|
|