|
ружена в беспросветный мрак. Не осуждай их. Не отвращайся от
них, но старайся облегчить хоть сколько-нибудь тяжесть кармы мира сего;
стремись прийти на помощь тем немногим сильным, благие руки которых задерживают
силы мрака, дабы не одолели они в великой борьбе. Тогда ты войдешь в круг
радости, которая приносит поистине страшный труд и глубокую грусть, но и
великое, все возрастающее блаженство.
5 (I-21). Раскрытие цветка- это тот дивный миг, когда пробуждается духовное
видение: с ним наступает уверенность, знание, доверие. Душа как бы
останавливается в восхищенном изумлении; следующий за этим миг удовлетворения
есть "неизреченная тишина". Знай, о ученик, что те, которые прошли через эту
тишину, приняли ее мир и постигли ее силу; они жаждут, чтобы и ты прошел через
нее. Вот почему каждый ученик, способный войти в Храм Познания, всегда найдет
своего Учителя.
Просящие получат. Но, хотя обыкновенный человек и просит постоянно, его голос
не будет услышан. Ибо он просит не духом, а умом, голос которого раздается
только в сфере мысли. Поэтому не ранее, как первые двадцать одно правила будут
усвоены, просящим будет дано.
Читать, в духовном смысле, значит: читать духовными очами. Просить, значит-
испытывать духовный голод, тосковать глубоким стремлением к духовному.
"Способным прочесть" может быть только тот, кто уже овладел до известной
степени силой утолить этот голод. Когда ученик готов, его примут и узнают. Но
познание приобретётся не ранее, как будет выиграна первая великая битва. Мысль
может узнать истину, но дух не может принять ее. Раз душа прошла через бурю и
достигла мира, познание возможно даже и тогда, когда ученик колеблется,
сомневается, даже сходит с пути. Голос Безмолвия останется внутри его, и если
бы он даже покинул Путь окончательно, придет день, когда Голос зазвучит снова,
и тогда произойдет разрыв: его страсти отделятся от божественных его свойств, и
он возвратится, несмотря на страдания и вопли отчаяния, которые будет испускать
его покинутое низшее я.
Исследуйте же эти три Истины: они равны.
6 (II). Стоять твердо способен тот, кто имеет упование; слышать - тот, кто
открыл двери души своей; видеть - кто достиг духовного ведения; говорить - кто
приобрел силу помогать другим; победивший желание - тот, кто познал власть над
своим я, достигший самопознания- кто отступил во внутреннюю крепость, откуда
"личность" человека видима ясно со всех сторон; видевший душу свою в расцвете -
тот, кому удалось внутри себя хотя бы минутным прозрением проникнуть в красоту
преображения, которое сделает из ученика более чем человека; познавший- тот,
кто приобрел силу смотреть в ослепительно сияющий свет, не опуская глаз и не
отступая в ужасе, как бы перед страшным призраком. Ибо бывает, что в
решительную минуту, когда битва кажется уже выигранной, человек теряет все.
Услыхавший Голос Безмолвия поймет, что только изнутри его исходит истинное
указание; "идти в Храм Познания", значит достигнуть такого состояния, когда
учение становится возможным.
Тогда начертаны будут для тебя многие слова и начертаны огненными буквами,
чтобы легко было тебе прочесть их. Ибо, когда ученик готов, готов также и
Учитель.
7 (II-5). Прислушивайся к песне жизни сперва в своем собственном сердце.
Вначале ты можешь сказать: ее нет там; когда я прислушиваюсь, я слышу только
разлад. Ищи глубже. Если опять обманет тебя ожидание, остановись: ищи еще
глубже. В каждом человеческом сердце есть своя естественная мелодия,
сокровенный родник ее. Он может быть потаенный и безмолвный, но он есть там. В
самой основе твоей природы ты найдешь веру, надежду и любовь. Избирающий зло
отказывается смотреть в свою глубину, отвращает слух от мелодии сердца своего,
а очи от света души своей. Ибо легче ему жить в своих желаниях. Но в глубине
всякой жизни течет не знающий преград поток, найди его, и ты убедишься, что
даже самое убогое создание есть часть великого потока, хотя бы оно в своей
слепоте и не подозревало о том и создавало для себя призрачную внешнюю форму
ужаса. В этом смысле я говорю тебе: все, среди которых ты борешься, частицы
Божества. И до того обманчивы иллюзии, в которых ты живешь, что трудно тебе
угадать, где впервые услышится тебе сладостный голос в сердцах людей. Но знай,
что он воистину внутри тебя. Там ищи его, и если ты его раз услышишь, легче
тебе будет различить его в других.
8 (II-10). Учись глядеть тем взором, к которому не примешивается ничто личное,
иначе ты никогда не увидишь другого в истинном свете. Истинное понимание
беспристрастно: ни один человек тебе не враг, ни один человек тебе не друг, все
одинаково твои учителя.
Твой враг делается тайной, которую необходимо разгадать, хотя бы на это
потребовались века: ибо человек должен быть понят. Твой друг делается частью
тебя самого, продолжением тебя, загадкой, которую трудно разрешить. Но есть
нечто еще более трудное для познавания, это - твое собственное сердце. Придет
время: оковы личности распадутся, и тогда раскроется перед тобой глубокая тайна
твоего я; и когда ты станешь в стороне от него, тогда только откроется оно
вполне для твоего постижения. Тогда оно подчинится тебе и будет служить тебе, и
тогда - не раньше - сможешь ты овладеть всеми силами его, чтобы посвятить их на
достойное служение.
9 (II-13). Невозможно помогать другим, пока не приобретешь собственной
уверенности. Когда изучены будут первые двадцать одно правило и ты войдешь в
Храм Познания с развитыми силами и освобожденным разумом, тогда внутри тебя
откроется родник, из которого польется твоя проникновенная речь.
Эти примечания написаны только для тех, кто может прочесть написанное
внутренними очами одновременно с внешними.
_______________________________
ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ
СЕМЬ ВРАТ
ДВА ПУТИ
ОТРЫВКИ ИЗ "КНИГИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ"
обнародовано Е. П. Блаватской
|
|