|
cxxv «Причина» – эгоистическое желание, создающее Карму человека, «тени,
отбрасываемые ее последствиями» – действие Кармы. Прим. перев.
cxxvi «Связующее звено» – Antahkarana, см. примечание 119. «Проводник
возбуждающих эгоизм ощущений» – Ahankara, чувство личности, самости.
cxxvii В эзотерических учениях Буддизма эти «восемь бедствий», иначе –
оковы, которые привязывают человеческую душу к иллюзии, следовательно к
временному, преходящему, носят названия: a) Kamaraga. Желание чувственных
наслаждений, рабство у своих страстей, b) Paligha. Отвращение ко всему, что
заключено в некрасивые формы, с) Mana. Закоснелость в личной гордости и
невежестве, d) Ditthi. Заблуждение относительно личного бессмертия,
е) Vie ikiccha. Сомнение в вечности Жизни и Добра, материализм, f) Bhawaraga.
Желание неба как продолжения здешней жизни, g) Silabta paramasa. Ложное
убеждение в действительности внешнего религиозного культа. h) Issa. Все виды
эгоизма, личной корысти. Прим. перев.
cxxviii Samvritti – одна из двух истин, показывающая обманчивый характер
всех вещей. Школа Mahayana учит различию между этими двумя истинами –
Paramarthasatya и Samvrittisatya (Satya – истина). Это – яблоко раздора между
Madhyamikas и Yogacharyas, представителями двух школ философской мысли; первые
из них отрицают, а вторые утверждают, что каждый предмет существует благодаря
предшествующей причине. Madhyamikas – отрицатели, нигилисты Востока, для них
все – Parakalpita, обман, заблуждение, как в мире субъективной мысли, так и в
объективной вселенной. Yogacharyas, наоборот, представители чистой духовности.
Samvritti как истина лишь относительная служит источником всякой иллюзии.
cxxix Lhamayin – элементали, злые духи, враждебные человеку.
cxxx Бессмертный Дух, высшее Я человека.
cxxxi Dhyana Marga – путь чистого Познания.
cxxxii Vajrasattva – см. примечание 67.
cxxxiii Из BhagavadGita VI, 19.
cxxxiv В этих словах намек на распространенное на Востоке верование, что
каждый новый Будда или Святой представляет собою нового воина в святой рати,
трудящейся ради освобождения и спасения человечества. Северный Буддизм учит,
что каждый новый Бодисаттва, иначе – вполне посвященный Адепт, есть
освободитель человечества. Бодисаттва – тот, который отказывается от блаженства
Нирваны и от облачения Dharmakaya, т.е. от высокого духовного состояния,
навсегда отделяющего от мира смертных, для того, чтобы невидимо помогать
страждущему человечеству и вести его к окончательному освобождению. Утверждение,
делаемое Шлагинтвитом в его книге „Buddhism in Tibet", что Nirmanakaya
означает «тело, в котором Будды и Бодисаттвы являются на землю, чтобы учить
людей», совершенно не точно и ничего не объясняет.
cxxxv Указание на то, что когда человеческие страсти и грехи умерщвлены
трудами и усилиями подвижничества, они служат благодатной почвой, в которой
могут развиваться «святые ростки» высочайших добродетелей. Предполагается, что
врожденные добрые качества, таланты и дарования были приобретены в предыдущих
жизнях. Точно также и гений приносится из прежнего существования.
cxxxvi В развитии Йога наступает момент, когда сосредоточение на высшем
достигает такой силы, что все физические впечатления, как зрительные, так и
слуховые, перестают достигать до него, и тогда более тонкие вибрации высших
миров достигают сознания Йога, и он начинает видеть и слышать явления высших
миров, невидимые и неслышимые для обыкновенного человека. Прим. перев.
cxxxvii Titiksha – пятая ступень RajaYoga, состояние полного равнодушия
ко всему преходящему; покорного принятия, если это нужно, того, что для всех
называется «радостью и горем», при полном равнодушии физическом, умственном и
душевном как к радостям, так и к страданиям.
cxxxviii Narjol.
cxxxix «День» означает здесь полную Манвантару, период неисчислимой
продолжительности.
cxl Священная гора Индусов, обитель божественных Сущностей.
cxli Всевышний – Amitabha или «Безграничное Пространство» (Парабрама); в
Его небесной обители два Бодисаттва, Kivan-shi-yin и Tashishi изливают
непрестанно лучи света над всеми тремя мирами: духовным, астральным и
физическим, дабы помочь светом (познания) просвещению Йогов, которые – в свою
очередь – будут служить спасению людей. Своим высоким положением в царстве
Амитабы, они обязаны делам милосердия, совершенным ими на земле, когда они в
свою очередь были Йогами, так гласит аллегория.
cxlii «Стена Охранителей» или «Сторожевая стена». Учение говорит, что
соединенные усилия многих поколений Йогов, Святых и Адептов, в особенности
Nirmanakayas, создали как бы охранную стену вокруг человечества, которая
ограждает его невидимо от худших бед, от усилий злых сил, направленных на
пог
|
|