|
вступивший в поток».
Но – да свершится иное, если овладеет он Путем Aryahata cxliii.
На том пути любовь к миру сему разрушается без возврата, воля к
жизни cxliv вырывается с корнем навсегда. Но... остановись, ученик... Еще одно
слово. Можешь ли ты вырвать из сердца своего божественное сострадание?
Сострадание – не качество. Оно – Закон Законов, вечная Гармония, Сама Мировая
Душа; беспредельная вселенская Сущность, Свет пребывающей Правды, лад всех
вещей, Закон вечной Любви.
Чем более ты сольешься с ним, растворив свое бытие в Едином Бытии, чем
более Душа твоя войдет в единение со всем сущим, тем полнее превратишься ты в
совершенное сострадание cxlv.
Таков путь Архата, по которому грядут Будды Совершенства.
Ведом ли тебе тайный смысл священных свитков, по которому ты произносишь:
«Ом! Верую, что не все Архаты получают сладостное воздаяние Нирваны».
«Ом! Верую, что не все Будды cxlvi вступают в Нирванадарму».
Истинно. На Пути Arya ты более не «вступивший в поток», ты –
«отрекшийся» cxlvii. Поток перейден. Воистину ты получил право на облачение
Dharmakaya; но Sambhogakaya более велик нежели достигший Нирваны и еще более
велик Nirmanakaya – Будда Сострадания cxlviii.
Преклони же главу свою и внимай всеми силами, о, Бодисаттва...
Сострадание говорит: «Может ли быть блаженство, пока все, что живет, обречено
страданию? Согласишься ли ты спастись и слышать, как стонет весь мир?»
Отныне ты внял.
Ты достигнешь седьмого порога, ты перейдешь Врата конечного Познания, но
лишь для того, чтобы приобщиться страданию, если хочешь быть Совершенным,
«ступать по следам предшественника», пребывать бескорыстным до бесконечного
конца.
Ты просвещен – избери свой путь.
Взирай на нежное сияние, заливающее восточный небосклон... В хвалебном
гимне слились земля и небо. От четырежды проявленных сил возносятся песнопения
любви: и от пылающего Огня, и от струящейся Воды, и от благовонной Земли и от
стремительного Ветра.
Внимай!.. из глубины неисповедимого вихря золотого света в волнах
которого купается Победитель, всей природы тысячеустый голос вздымается в
бесчисленных звуках дабы возвестить:
Радость вам, о сыны скорбной земли! cxlix
Возвратился назад «с того берега» Странник.
Родился новый Архат. cl
МИР ВСЕМУ СУЩЕМУ cli.
ПРИМЕЧАНИЯ
В подлиннике имеется лишь 129 примечаний; переводчица прибавила несколько
новых пояснений для помощи читателю, и кроме того, отнесла чуждые санскритские
выражения в примечания, заменив их в тексте – где это было возможно – русскими
словами.
1 Тайная Доктрина (The' secret Doctrine, the' Synthesis of Science,
Religion and Philosophy), написанная Е. П. Блаватской, вышла в первый раз в
Лондоне в 1893 г. Второе англ. издание вышло в 1903 г., а третье в 1905 г.
Произведение это состоит из трех томов большого формата, около 2300 страниц
убористого шрифта; указатель одних терминов, встречающихся в Тайной Доктрине,
составляет отдельный том в 326 страниц. Станцы Dzyan, бывшие, до обнародования
их Е. П. Блаватской, совершенно неизвестны для ученых Ориенталистов, являются
космогонией и антропогенезисом, далеко превышающим все, что появлялось в этом
роде до сих пор и по величию, и по ценности откровений, бросающих совершенно
новый свет на многие тайны природы. Во втором выпуске сборника «Вопросы
Теософии» с биографией Е. П. Блаватской, С.–Петерб. 1910 г. в статье Джоржа
Мида, известного ученого и знатока эзотеризма религий, на стр. 84-86 приводятся
любопытные подробности о его переписке со знаменитым ориенталистом Максом
Мюллером, из которой следует, что ни Дж. Мид, ни М. Мюллер, посвятившие всю
жизнь изучению восточных религий, нигде не встречали оригиналов, обнародованных
Е. П. Блаватской, Станцев Dzyan и Голоса Безмолвия. Прим. перев.
i Iddhi на священном языке южных Буддистов Пали то же, что по-санскритски
Siddhis, т.е. психические способности или сверхнормальные силы в человеке.
Такие силы можно разделить на две категории: одна обнимает все низшие
психические энергии, другая – высшие силы, вызываемые к жизни внутренними
духовными упражнениями. Говорит Кришна в Бхагавад-Гите: «Тот, кто занят
совершением Йоги (соединение сознания человека с его высшим божественным
началом. Прим. перев.), кто победил свои чувства и сосредоточил свою мысль на
Мне, тот Йог держит все Siddhis в повиновении, и они готовы служить ему».
ii Nada, «беззвучный Голос» или «Голос Безмолвия»; еще ближе к подлинному
смыслу было бы «Голос в Духовном Звуке», так как Nada – санскритское слово,
соответствующее термину священного языка Senzar.
iii Dharana – глубокое и совершенное сосредоточение на внутреннем объекте,
сопровождаемое полной абстракцией от внешнего мира и от мира ощущений.
iv Rajah.
v Asat.
vi Sat.
vii «Великий Учитель» – термин, употребляемый учениками (чела) для
обозначения «Высшего Я» начала божественного в человеке. «Высшее Я»
соответствует AdiBuddha в мистике Буддистов, Atma (по-англ. переводимое Higher
Self) у Браманистов и
|
|