|
окружен опасностями и угрозами и такими
тяжелыми испытаниями, которых не знают другие младенцы; ибо он помазан елеем
второго рождения, и Темные Силы невидимого мира делают усилия, чтобы его
погубить. Но, несмотря на все испытания, он достигает полного возраста, ибо раз
Христос родился в человеке, он не может погибнуть никогда и не может
остановиться его развитие, раз оно уже началось. Его прекрасная жизнь
расширяется и растет, возрастая непрестанно в мудрости и духовности, пока не
настанет время второго Великого Посвящения (Крещения Христа водой и духом),
которое дает ему силы, необходимые для Учителя, которому предстоит вступить в
мир и трудиться в нем в качестве "Возлюбленного Сына". Тогда нисходит на него в
великом изобилии божественный Дух, и слава Невидимого Отца изливает на него
свое чистое сияние. Но после этого благословенного часа он увлекается Духом в
пустыню и снова подвергается страшному испытанию, ибо отныне силы Духа
раскрылись в нем и Темные Силы стремятся совратить его с пути, пользуясь этими
самыми силами и внушая ему употребить их для собственного своего спасения
вместо того, чтобы с терпением уповать на
своего Отца. В быстрых и внезапных чередованиях, которыми испытывается его сила
и вера, шепот воплощенного Искусителя следует за голосом Отца, и раскаленные
пески пустыни обжигают ноги, только что омытые в светлых водах священной реки.
Победив эти соблазны, он идет в мир, чтобы посвятить на служение людям те силы,
которыми он не захотел воспользоваться для себя и отказавшись превратить камень
в хлеб для утоления своего собственного голода, он насыщает пятью хлебами "пять
тысяч человек, не считая женщин и детей". В его жизни, наполненной непрестанным
служением, наступает снова краткий период славы, когда он возносится на
"высокую Гору", на Священную Гору Посвящения. Там совершается его преображение
и там он встречает некоторых из своих великих Предшественников, прошедших
некогда тот самый Путь, по которому ступает и он. Так он проходит через третье
великое Посвящение, а затем тень от приближающихся "страстей" надвигается на
него, и он решительно обращает свое лицо к Иерусалиму, стойко отвергая
искусительный совет одного из учеников – к тому Иерусалиму, где его ждет
крещение Св. Духом и Огнем. После Рождения – преследование Ирода, после
Крещения – искушение в пустыне; после Преображения – переход на последний этап
Крестного Пути. Так чередуются торжество и страдание до тех пор, пока конечная
цель не будет достигнута. Все более возрастает сила любви, она становится все
полнее и совершеннее, в Сыне Человеческом все яснее просвечивает Сын Божий,
пока не пробьет час для окончательной битвы, и четвертое великое Посвящение не
введет его в торжественном шествии в Иерусалим, за которым виднеется
Гефсиманский Сад и Распятие. Ныне он – тот Христос, который готов пожертвовать
собой, готов возложить себя на крест. Настал для него час тяжкого испытания,
час агонии одиночества в Саду, когда даже избранные им друзья спят в то время,
как он борется в своей смертельной тоске. На одно мгновение вырывается у него
мольба, чтобы горькая чаша миновала его, но его могучая воля побеждает и он
протягивает руку, чтобы взять ее и испить до дна; и в этот миг великого
одиночества Ангел нисходит к нему, чтобы укрепить его силы – как это бывает
всегда, когда Ангелы видят Сына Человеческого, изнемогающего под тяжестью
страданий. На дальнейшем пути его ожидает горькая чаша предательства,
покинутости, отречения – и, один среди издевающихся врагов, он приближается к
последнему своему страшному испытанию. Бичуемый телесной мукой, пронзенный
жестокими терниями подозрения, лишенный своей прекрасной ризы непорочности
перед лицом всего мира, преданный в руки своих врагов, покинутый, по-видимому,
и Богом, и людьми, он терпеливо переносит все с неугасающей верой в помощь
свыше. Но страдания продолжаются, наступает распятие и смерть тела – окруженный
торжествующими врагами, которые издеваются над ним, охваченный ужасом перед
надвигающейся на него тьмой, – он в этом мраке встречается со всеми силами зла;
его внутреннее зрение затуманивается, он чувствует себя беспредельно одиноким и
тогда его сильное сердце не выдерживает и он в отчаянии взывает к Отцу, который,
по-видимому, покинул его, и человеческая душа его в этом беспредельном
одиночестве испытывает всю невыносимую муку кажущегося поражения. И тогда,
собрав все силы "непобедимого духа" и принося в жертву свою личную жизнь, он
добровольно принимает смерть – Посвященный "нисходит в ад", -чтобы ни одна
область вселенной, которой он призван помогать, не оставалась для него чуждой,
чтобы не было ни единого отверженного существа, не заключенного в круг его
всеобъемлющей любви. А затем, поднявшись из бездны мрака, он вновь видит свет,
снова чувствует себя Сыном, неотделимым от Отца, снова возносится в Жизнь
Вечную, сияющий сознанием, что он встретил смерть лицом к лицу и одолел ее,
сильный той силой помощи, которую он отныне в состоянии давать сынам
человеческим, способный изливать свою жизнь в каждую борющуюся человеческую
душу. Он остается еще на время среди своих учеников, чтобы учить их, чтобы
раскрыть перед ними тайны духовных миров и подготовить их к прохождению того
пути, по которому прошел он сам. Исполнив это, он расстается со своей земной
жизнью и возносится к Отцу, и, приняв пятое великое Посвящение, становится
торжествующим Учителем, звеном между Богом и человеком. Такова история,
переживаемая в истинных Мистериях как древности, так и наших времен,
драматически изображаемая символами на физическом плане, наполовину видимая для
тех, "кто имеет очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать". Таков Христос
Мистерий в его двойном аспекте – космическом и индивидуальном, в аспекте Логоса
и человека. Неудивительно, что эта история Христа, смутно переживаемая
мистиками, хотя бы они и не знали ее, вплелась такими крепкими нитями в сердца
человеческие, и неудивительно, что она служит живым вдохновением для всех,
стремящихся к благородной жизни. Христос человеческого сердца сливается для
большинства верующих с Иисусом, принимаемым за того мистического Христа,
который борется в челов
|
|