|
вознести ее с собою, и он остается связанным с ней до тех пор, пока она не
распадется].
Это -- умершие человеческие существа, которые потеряли свои физические тела и
должны пройти через определенные процессы очищения прежде, чем перейти в те
счастливые и мирные условия жизни, которые назначены для истинной человеческой
сути, для человеческой души [Под душой здесь подразумевается человеческий разум,
связующее звено между Божественным Духом в человеке и его низшей личной
природой. Это и есть Ego, индивидуум, Я, которое развивается благодаря эволюции.
На теософическом языке это -- Manas, Мыслитель. Ум есть его энергия,
проявляющаяся в пределах физического мозга].
Эта область представляет собою именно те условия, которые описываются как
различные виды "ада", чистилища или переходного состояния и которые принимаются
всеми религиями как временное местопребывание человека после того, как он
покинет свое тело, и прежде чем достигнет "неба". Это, конечно, временное
состояние, ибо вечный ад, о котором и до сих пор толкуют узкие религиозные
фанатики, не более как бред невежества, ненависти и страха. Но Камалока
заключает в себе, действительно, условия страданий, временных и очищающих по
самой природе своей, как бы вытравление тех прегрешений, которые совершались в
земной жизни человеком, испытывающим очистительные страдания.
Это постольку же естественно и неизбежно, как неизбежны и в этом мире дурные
последствия, следующие за дурными поступками, ибо мы живем в мире, управляемом
незыблемыми законами, где из каждого семени вырастает неизбежно это, а не
другое растение. Смерть не изменяет ничего в нравственной и умственной природе
человека, и перемена состояния, вызванная переходом из одного мира в другой,
уносит его физическое тело, но самого человека оставляет таким же, каков он был
на земле.
Условия Камалоки повторяются в каждом подразделении астральной сферы, так что
можно говорить о семи областях Камалоки, называя их: первая, вторая, третья,
вплоть до седьмой, начиная с низшей и считая вверх [Часто эти области считают в
обратном порядке: за первую принимается самая высшая, а за седьмую самая низшая.
Хотя решительно все равно, как их считать; я считаю вверх для того, чтобы
сохранить соответствие со "сферами" и "началами" человека].
Мы уже видели, что материалы каждого из подразделений астральной сферы входят
в состав астрального тела, и особенность этих материалов, которую мы сейчас
объясним, состоит в том, что существа, пребывающие в одной области, отделены от
существ, находящихся в другой, и только обитатели одной и той же области
способны приходить в общение.
Области эти, или подразделения астральной сферы, отличаются одна от другой по
плотности, и степень плотности наружной формы обитателя Камалоки определяет
границу, далее которой он не может переступить.
Эти различия в свойствах материи представляют естественные препятствия для
перехода из одной области в другую.
Существа, пребывающие в одной области, не могут приходить в соприкосновение с
существами из другой области так же, как рыба из морской глубины не могла бы
войти в общение с орлом, ибо среда, необходимая для жизни первой, на орла
подействовала бы разрушительным образом.
Когда физическое тело сражено смертью, эфирное тело, унося с собой "прану"
[Организующее жизненное начало внутри физического тела] и остальные начала
человека, выделяется из плотного тела. Все покидающие тело жизненные энергии
втягиваются в один центр и собираются "праной", и их выделение из тела
выражается оцепенением, которое овладевает физическими органами чувств;
последние остаются неприкосновенными, физически невредимыми, готовыми
действовать, как они всегда действовали, но "внутренний повелитель" ушел, тот,
который через них видел, слышал, обонял, вкушал, осязал, а без него, сами по
себе, они не более как агрегаты материи, не лишенные жизни, но неспособные к
восприятию. Медленно "повелитель" тела удаляется из него, облеченный в
серо-лиловое эфирное тело и занятый созерцанием панорамы всей своей жизни,
которая в смертный час развертывается перед ним во всех пережитых подробностях.
В этой картине жизни запечатлены все события его земного существования, и
великие, и малые. Он видит все, чем домогался в жизни: и свои обманутые
ожидания, и усилия свои, и торжества, и неудачи, и свои привязанности, и
антипатии; преобладающий смысл всей жизни выступает определенно, ее руководящая
мысль выясняется и запечатлевается глубоко в душе, определяя ту область, где
будет протекать большая часть загробной жизни умершего. Торжественна бывает та
минута, когда человек стоит лицом к лицу со своей жизнью и из уст своего
прошлого слышит предуведомление относительно своего будущего. На короткое
мгновение он видит себя таковым, каков он есть, узнает истинную цель жизни и
убеждается, что закон непреодолим, справедлив и благ. Вслед за тем
магнетическая связь между плотным и зфирным телом прерывается, товарищи земной
жизни разъединяются и, кроме исключительных случаев, человек погружается в
мирное бессознательное состояние.
Тихо и благоговейно должны держать себя все, которые собрались вокруг
умирающего, и торжественное молчание не должно нарушаться, чтобы не отвлекать
отходящего от обзора проносящейся перед его внутренним взором истекшей жизни.
Громкий плач и шумные жалобы могут потревожить умирающего и нарушить
сосредоточенное внимание его души, и потому врываться со своим личным
огорчением в тишину, которая помогает и успокаивает отходящего, и грубо, и
эгоистично. Религия обнаружила мудрую предусмотрительность, предписав читать
отходные молитвы над умирающими; благодаря таким молитвам сохраняется тишина, и
в окружающих вызывается стремление помочь отходящему, что, как и всякая мысль
|
|