|
человеку "готовы подчиниться все "Siddhis" [Здесь преобладает Sаttvic guna,
качество, выражающее блаженство и чистоту в природе. "Siddhis" -- суть
сверхфизической силы].
Астральное тело является мостом, переброшенным через пропасть, которая
отделяет сознание от физического мозга. Раздражения, получаемые органами чувств
и передаваемые, как мы это видели, физическим и эфирным центрам, переходят
затем в соответствующие астральные центры; здесь они проходят через процесс
переработки с помощью "элементальной эссенции" и затем превращаются в
чувствования, после чего являются перед внутренним человеком как объекты
сознания; последнее происходит благодаря тому, что астральные вибрации вызывают
соответственные вибрации и в материалах "тела мысли" [См. главу IV "Ментальная
сфера"].
Благодаря этому постепенному утончению духа-материи, грубые раздражения,
идущие от земных предметов, могут передаваться сознательному существу; и
наоборот, вибрации, вызываемые его мыслями, могут пройти по тому же мосту к
физическому мозгу и там произвести физические вибрации, соответствующие
ментальным вибрациям. Это и есть нормальный путь, по которому сознание получает
впечатление извне и в свою очередь посылает свои впечатления во внешнюю среду.
Этими постоянными переходами вибраций взад и вперед астральное тело и
развивается главным образом. Токи эти действуют на него как извне, так и
изнутри, вызывая его развитие и содействуя его росту. Этим путем оно
увеличивается в размере, утончается в своих тканях и становится более
определенно очерченным и более совершенно организованным изнутри.
Правильно подготовленное к тому, чтобы отвечать на запросы сознания, оно
становится постепенно способным функционировать как отдельный проводник
сознания и отчетливо передавать последнему вибрации, идущие прямо из
астрального мира. Многие из читателей наверно испытывали когда-нибудь ощущения,
проникающие в сознание извне, хотя и не вызванные чем-либо физическим, но все
же подтверждаемые каким-либо внешним событием. Это, по большей части,
впечатления, которые достигают астрального тела непосредственно и передаются
последним сознанию; такие впечатления носят чаще всего характер предчувствий,
которые и не замедлят оправдаться.
Когда человек высоко развился -- хотя степень при этом колеблется в
зависимости от других условий, -- возникают посредствующие звенья между
физическим и астральным и между астральным и ментальным телами, так что
сознание может непрерывно работать, переходя от одного состояния в другое, --
причем в памяти уже не бывает тех перерывов, которые в обыкновенном человеке
вызываются периодами бессознательности при переходе из одной космической сферы
в другую. На этой ступени человек может свободно упражнять свои астральные
чувства в то время, как сознание его работает в физическом теле; таким образом,
все эти расширенные перспективы сознания делаются достоянием его бодрствующего
сознания.
Объекты, бравшиеся прежде на веру, становятся предметами знания, и человек
может лично проверить точность многих теософических учений, относящихся до
низших областей невидимого мира.
Если рассматривать человека с точки зрения его "начал", т.е. различных
способов проявления его жизни, то его низшие четыре начала способны к
деятельности в астральной и в физической сферах. Четвертое начало есть kama,
желание; оно проявляется через астральное тело и обусловливается им,
отличительный признак его: чувствования всех степеней и оттенков, начиная с
первобытных ощущений до сложной формы эмоций. Все это сводится к общему термину
желание, которое привлекается или отталкивается предметами, смотря по тому,
доставляют ли они удовольствие или неудовольствие личному Я. Третье начало --
рrаnа, часть космической жизни, заключенная в тело для поддержания физического
организма. Второе начало -- эфирный двойник, а первое -- плотное физическое
тело. Все три начала проявляют свою деятельность в физической среде. В
позднейшей классификации у Е.П.Блаватской prana и физическое тело изъяты из
числа начал человека, на том основании, что рrаnа -- источник общей космической
жизни, а плотное физическое тело -- лишь простой двойник эфирного тела,
состоящий из постоянно меняющихся составных частей, построенных на эфирной
основе.
Принимая эту точку зрения, мы получим величественное философское представление
о Единой Жизни и Едином Я, проявляющемся как человек и представляющем
меняющиеся и преходящие признаки, сообразно условиям, которые предписываются
ему теми проводниками или телами, которые оно оживотворяет, само оставаясь
неизменным в центре; при этом оно может принимать различные образы -- если
посмотреть на него извне -- соответственно составу материи в том или другом
своем теле. В физическом теле это единая Жизнь -- Сознание проявляется как
рranа, дающая энергию, контролирующая и упорядочивающая все процессы. В
астральном теле, это -- kama, чувствующая, радующаяся, страдающая. Мы увидим ее
еще и в других проявленных видах, когда перейдем к высшим мирам, но основная
идея везде одна и тa же, и это -- одна из тех коренных мыслей теософии, которая
служит путеводным светом в кажущейся запутанности проявленных миров.
Глава III КАМАЛОКА (ЧИСТИЛИЩЕ)
Камалока, в буквальном переводе -- место или жилище желаний; оно, как
уже было упомянуто, представляет собою астральные сферы, "часть" не в смысле
определенной местности, а по условиям сознания тех существ, которые принадлежат
к ней [Индусы называют это состояние Pretaloka -- жилище Pretas. Preta означает
человеческое существо, которое потеряло свое физическое тело, но продолжает
быть обременено своей животной природой (астр. телом). Человек не может
|
|