|
Он Сам и бесформенное, и форма; Единый без качества и с качествами. О Нем Одном
говорится, о Нанак. Этот Единый есть множество.
Баванаккхри Гуру, V
Что видимо, есть Брахм; что слышно, есть Брахм; Он именуется Единым и только
Единым.
Гуру, III
Веда не знает Его величия; Брахма25 не знает Его тайну; Аватары не знают Его
границ; Господь Всевышний Парабрахман — без границ.
Раткали Гуру, V
Непроявленный Господь, сокровенный Учитель, наполняющий все сердца и
направляющий их изнутри, куда бы я ни взглянул, всюду Ты еси.
Бхарон Гуру, V
Он един есть. Он все во всем. Своими законами Он поддерживает вселенную.
Сукхмани Гуру, V
В каждом сердце пребывает Гари. Так провозглашают мудрецы.
Гуру, IХ
II. ПРОЯВЛЕНИЕ БОГА ВО ВСЕЛЕННОЙ
Все теологии различали между Богом в Его истинной природе и Богом в проявлении.
Сама религия не придает особого значения этой разнице, так как имеет дело с
отношением человека к Богу, а не с метафизическими умозрениями, которые
требуются теологией. Эти требования вызываются потребностью разума ответить на
возникающие перед ним задачи, тогда как сердце ищет только одного: объекта для
любви, и поклонения. "Логос Души един"; Слово, говорящее человеческому Духу, не
нуждается в объяснительной теологии, чтобы защитить Себя перед Своим подобием.
Но религии обладали всегда своими теологиями, и в последних заключались
глубокие, истины, выраженные в умозрительных терминах, причем форма этих истин
видоизменялась с каждой особой религией и даже с каждым отдельным учителем.
Религиозные распри разгораются вокруг этих терминов, а не вокруг самих истин,
для которых термины служат лишь частичными и неполными выражениями. Дух един,
тогда как интеллект многообразен и, подобно призме, разлагает белый свет истины
на его составные цвета, из которых каждый отличается от остальных, оставаясь в
то же время нераздельной частью единого белого света.
Во главе этих неизменных истин стоит истина о божественном Самопроявлении во
вселенной, и это Самопроявление признается мыслью, способною проникать в
глубину, троичным: Бог проявляет Себя в трех Аспектах, в трех основных Видах,
тремя существенными Качествами, которые выполняют три первичные Деятельности по
отношению к Его вселенной. На основании этой истины возникла идея божественной
Троицы во многих религиях, как древних, так и современных; отрицание этой идеи
в
мусульманской религии обязано, с одной стороны, тому грубому антропоморфизму, с
которым идея эта была представлена, а с другой стороны, сказавшейся во времена
пророка Магомета великой необходимости подчеркнуть Единство Бога, ввиду того
хаоса многобожия, в котором утрачено было сознание Единства. Разумно
установленная, эта истина не может вызвать никакого возражения. Но ее понимание,
эмоционально выраженное невежественным, хотя бы и любящим поклонником, может
действительно возмутить философа.
Индус говорит о непроявленном Боге, о Бесконечном и Абсолютном, неизменно
Самосущем и Безусловном, как о "Неимеющем качеств", тогда как проявленного Бога,
верховного Владыку вселенной, он представляет "имеющим качества". Этими
основными качествами он считает Бытие, Сознание и Блаженство, и в троичности
человеческого Духа с его тремя свойствами — деятельностью, познаванием и волей
—
он видит ограниченное отражение или образ Господа и в то же время
доказательство
троичности того объекта, который Дух человеческий отражает в себе. В Писаниях
последователей Зороастра идея Бога выражается тремя понятиями: "Я есмь",
"Мудрость" и "Блаженство", рядом со многими иными качествами.26 Точно так же и
еврейская религия заявляет, что человек сделан по подобию Божию, а в своем
внутреннем учении — скрытом от народа по той же причине, которая повлияла и на
арабского Пророка, — она говорит: об Эйн-Соф, о Едином, проявляющемся как Кетер,
Корона,— Аспект Блаженства Бога, корень Воли в человеке; о Бина, Разуме, —
Аспект Сознания у Бога, корень Познания у человека; о Хокма, Вселенском Разуме,
— Аспект Бытия Бога, корень Деятельности у человека. В этом заключается
коренная
истина, лежащая в основе всех троичных Ипостасей, какими бы именами они ни
назывались в различных религиях: Отец, Сын, Святой Дух у христиан; Шива, Вишну
и
|
|