|
почему все религии употребляли сравнение с человеческим телом, когда говорили
об
общине верующих. Подобно тому, как кровь есть жизнь тела, так и Христос есть
жизнь Своего тела, т. е. Церкви.103 И совершенно так же, как повреждение того
или другого органа вредит всему телу, так и вред, причиненный одному члену
Человечества, наносит вред всей расе. Никто не может отлучить себя от этой
тесной связи. Никто не должен стоять в стороне и желать жить в одиночестве;
рожденные в человеческой семье, мы должны жить в этой семье. Братство есть факт
природы, от которого нельзя уклониться.
Ввиду того, что себялюбие, вырастающее из чувства обособления, присущего
материальной стороне природы, так сильно в человеке настоящей ступени эволюции,
— великие Учители человечества давали различные религии с целью пробудить
чувство общности жизни, сознание объединяющего единства внутри группы
единоверцев. О Вселенском Братстве говорится немного, тогда как большое
значение
придается ограниченному братству одинаково верующих. Но с течением времен такое
ограниченное братство должно неизбежно расширяться, обнимая все более широкий
круг жизни, ибо, признавая Бога за Единого, необходимо допустить, что и дети
Его, все без исключения, должны войти в Его обитель. Семя единства водружено в
сердце каждой религии, выросшее дерево распространит свои ветви по всему миру.
Нельзя не признать, что до сих пор Братство провозглашалось не в своем
всемирном
значении, а лишь в частичном, и то небольшое количество точных текстов, которое
указывает на Всемирное Братство, принимается в большинстве случаев лишь за
благочестивое пожелание, а не за живые вдохновения, обязательные для
руководства
в текущей жизни.
Отсюда вытекает долг каждой религии выдвигать и подчеркивать эту истину и
прилагать ее к жизненному творчеству, долг разрушать все преграды и уничтожать
все разъединяющие стены. Но это никогда не может быть достигнуто навязыванием
той или другой религии в виде условия для вступления в Братство. Необходимо
широко распространенное сознание, что Братство есть принадлежность природы,
коренящаяся в единой жизни, которую мы все разделяем и которую не может
уничтожить ни преступное падение, ни поднятие на высоту совершенства, которая
включает в себя самого низкого и самого благородного, и величайшего грешника, и
высочайшего святого, которая есть прирожденное право всех, без всякого
исключения. Раз признается имманентность Бога, необходимо признать и Братство
людей.
До тех пор, пока человек сознает свое телесное бытие более, чем духовное, до
тех
пор и Братство не может быть осуществлено; ибо телесное растет постоянным
присвоением всего, что находится в поле его достижения; материальные вещи
временны и, использованные, уничтожаются под конец; а так как количество
пригодных вещей ограничено, желающие же обладать — многочисленны, то и
возникают
и борьба, и ссоры из-за обладания ими.
Захват и удержание для себя есть условие материального успеха, но когда человек
начинает сознавать себя более духом, чем телом, он начинает понимать, что
давать
и разделять с другими есть условие роста и силы. Духовные богатства умножаются
от расходования, а не уменьшаются. Чем большее количество ими пользуется, тем
более они умножаются; чем более ими делятся, тем более они усваиваются. Отсюда
истекает, что Братство должно иметь свои корни в Духе и должно распространяться
сперва в интеллектуальном и психическом царстве и затем уже утвердиться и в
мире
материальном. Никогда не может быть оно предписано законодательством извне: оно
может быть лишь плодом победы Духа, изливающегося изнутри.
Изучение истории прошлого может убедить тех сомневающихся, которые склонны
отрицать, что Братство есть действительно закон природы. Ибо существование
закона доказывается разрушением того, что не согласуется с ним, и процветанием
того, что находится с ним в гармонии. Одна нация за другой, одно государство за
другим погибали и распадались вследствие несоблюдения закона Братства.
Там, где сильный угнетает слабого, вместо того чтобы защищать его, где богатый
эксплуатирует бедного, вместо того чтобы помогать ему, где ученый презирает
невежественного, вместо того чтобы воспитывать его, — там неумолимый закон
природы приговаривает цивилизацию к погибели. Проходит некоторое время, и такая
цивилизация исчезает с лица земли; и лишь тогда, когда жизнь народа будет
проникнута истинным Братством, возникнет цивилизация, которая будет пребывать
незыблемо.
Достойно внимания, что в начале каждой возникающей религии всегда преобладает
|
|