|
Вся вселенная может быть названа воплощением Духа, так как ни единая частица
материи, как бы мала она ни была, не могла бы сохранять своей связи с другой
частицей даже на один миг, если бы не было одушевляющей ее жизни. Материя
существует лишь для выражения Духа, и сама по себе была бы бесцельна и
бесполезна, если бы не служила проводником для такого выражения. Эта истина —
непреложная везде и во всем — была выражена различными способами всеми
религиями, в особенности же учением о пребывании Бога в сердце некоторых людей,
осененных Божьей силой; учением, которое стоит отдельно от общего верования,
что
всякая Жизнь и всякий Дух исходят от Бога. "Ибо мы Им живем и движемся и
существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"63".
Индусы имеют своих аватар ("аватара" означает: Тот, Кто спускается; Бог с нами),
веруя, что время от времени второй Аспект божества проявляет Себя в
человеческом
виде для помощи миру:
Хотя нерожденный, — Мое Вечное Я, Владыка всего сущего, осеняющий природу, Мною
созданную, — Я все же рождаюсь Моей собственной властью.
Когда правда приходит в упадок, о Бхарата, а неправда воцаряется, тогда являюсь
Я. Для защиты добрых, для поражения злодеев, для восстановления праведности
(дхармы), Я рождаюсь из века в век.64
Индусы имеют также своих мудрецов (риши), своих аскетов (йоги), которые
благодаря чистой жизни и сознательным усилиям придали материи своих тел такую
прозрачность, что божественный Дух, пребывающий в храме тела, может светить,
несмотря на плотскую оболочку. Эти великие Существа — Посланники Бога,
распространяющие Его истины в мире, раскрывающие Его Природу, Его Волю, Его
Любовь, дающие человечеству все Священные Писания, которые служат авторитетными
документами для каждой религии. Веруя в своих собственных Пророков и в
отдельное
Откровение, полученное через них, индусы охотно и в полной мере признают, что
другие религии также имеют своих Пророков и свои Откровения, которые для них
столь же авторитетны и полезны, как их собственные авторитетны и полезны для
Индии.
Кроме этих особых случаев божественного воплощения или осенения Духом Божьим,
индусы также верят, что каждый человек есть божественное воплощение, что Бог
воистину пребывает в сердце каждого человека. Для индуса каждый человек — более
того, каждое животное, дерево и минерал — является воплощением Духа; он убежден,
что формы меняются, могут рождаться и умирать, тогда как Дух пребывает вечно.
Последователи Зороастра видят в своем верховном Пророке, в первом из
четырнадцати Зороастров, тот божественный Свет, при помощи которого они находят
свой путь в этом мире. Ахура-Мазда говорит непосредственно с Ним, и Он приносит
людям Откровение Закона. Он занимает по отношению к своим поклонникам положение,
сходное с тем, которое по отношению к индусам занимает их божественный
Законодатель Ману и их риши. Последнее воплощение Зороастра, Сосиош,
приближается наиболее к понятиям индусов об Аватаре.
Евреи признают Отцом своей расы Авраама, "Друга Господня", законодателем —
Моисея и, кроме того, имеют длинный ряд Пророков, открывавших божественную Волю
своему народу. "Слово Господа сошло" на такого-то и такого-то, это выражение
употребляется часто как указание на осенение человека Духом Божьим. "Дух
Господа
Бога на Мне",65 — говорит Исаия. "И сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои
в уста твои",66 — говорит Иеремия. Так же заявляет Исаия и о будущем Учителе из
рода Давидова: "И почиет на Нем Дух Господень", — слова, на которые ссылался
Христос, когда хотел определить свою задачу.67
Буддисты признают в Будде божественное Я (Self), освобожденное от ограничений
неведения, видят в Нем Просветленного, славный венец, заканчивающий длинный ряд
жизней, которые были все посвящены помощи миру. Он достиг степени Бодхисаттвы,
Мирового Учителя и продолжал в течение тысячелетий свой благословенный труд;
под
конец Он принимает свое последнее рождение на земле и в этом последнем теле
достигает совершенного Просветления. Буддисты не считают Его единственным; они
признают целый ряд Будд и полагают, что Каждый из Них является примером того,
чем может стать человек, посвятивший себя в течение многих жизней чистой цели
служения человечеству. "Посмотри внутрь, ты — Будда", — говорит китайский
верующий. Будда есть совершенный тип ставшего божественным человека, воплощение
|
|