|
некоторые совсем иные: мы все различного рода".58 Обращение к ним не одобряется.
В Писании Вендидад дается длинный перечень духов природы, которым не следует
поддаваться.59 Там встречаются также фероары неба, воды, земли, деревьев, скота,
которые поддерживают живых существ.60 Интересно отметить, что в религии
Зороастра имя Фероар, или Фраварши, употребляется одинаково и для духа природы,
и для человеческого Духа; человек признается определенным разрядом в
многочисленных рядах живых существ, причем одни разряды поднимаются над ним до
самого проявленного Бога, а другие — спускаются вниз до простого атома.
Религия заставляет нас видеть во вселенной не мертвую машину или бездушный
автомат, двигающийся механически по химическим и иным законам; она учит, что
вселенная — живой организм, в котором химические действия — результаты живых
деятельностей, подобно тому как химические изменения в клетках мозга являются
результатом мышления; живой организм, в котором разум двигает природу к
сознательно предусмотренным и заранее избранным целям. Религия определяет
человека как существо, развивающееся среди других существ, из которых одни выше,
а другие ниже его, и все развиваются подобно ему, поднимаясь на более и более
высокие ступени, раскрывая скрытые возможности, развивая бесконечные потенции.
Он — член великой семьи, в которой одни старше его, а другие моложе; старшие
помогают ему, а младшие нуждаются в его помощи. Поразительная панорама взаимно
переплетающихся жизней развертывается перед ним, и он видит, что и над ним, и
под ним божественная Природа производит свою работу, следуя неизменной и
совершенной Воле, которая и есть Закон; что ниже его уровня живые существа
понуждаются этим Законом и бессознательно работают согласно с ним, а
поднявшиеся
выше его радостно присоединяются к этому Закону и работают сознательно,
сообразуясь с ним, и что только на переходной человеческой ступени существует
анархия борющихся воль. Он начинает понимать, что этот разлад есть необходимый
переход от вынужденных деятельностей низших разрядов к добровольным, но
одинаково закономерным деятельностям высшего Порядка; что человек занимает
ступень, на которой развивается воля, и что анархия должна продолжаться до тех
пор, пока его воля, которая является Аспектом Бога в человеке, не усвоит ту
истину, что в добровольном согласовании с Волей Отца заключается истинная
человеческая свобода. "Господь сказал: о человек! следуй только Моим законам, и
ты станешь подобен Мне, и если скажешь: да будет, смотри! оно уже есть".61 И
тогда перед ним развернется величавое представление о Небесном Человеке, тело
которого состоит из живых клеток — индивидуальностей, двигаемых единою Жизнью.
Представление это должно быть близко христианам, религия которых учит: "Ибо,
как
тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много,
составляют одно тело, — так и Христос... И вы — тело Христово, а порознь —
члены".62 Те, которые поднимаются выше анархии враждующей человеческой воли на
ступень сверхчеловеческую, становятся воистину "преславным телом", достойным
пребывающего в нем Духа, двигаемого единой Волей, и эта божественная Воля
направлена на то, чтобы поддерживать неустанно развивающиеся миры.
Примечание. Интересно, что одни и те же числа встречаются во всех религиях: у
Зороастра 30 имен + 3 великих Духа; в индусской религии 33 великих дэвы; у
гностиков 30 Корень Эонов + Христос, Св. Дух и Высочайший, что вместе опять
составляет 33; 33 лежит и в основе неисчислимых сонмов.
Из индусских Священных Писаний
Индра, Митра, Варуна, Агни, так именуют Его, а Он златоперистый Гарутман.
Мудрые
говорят о Едином, как о многих; они называют Его Агни, Яма, Матаришва.
Ригведа, I, XIV, 46
Ею питайте Светозарных, и да питают они вас! Питая друг друга, вы достигнете
высшего блага.
Бхагавадгита, III, 11
Стремясь к успеху в делах, люди приносят жертву Лучезарным.
Бхагавадгита, IV, 12
Поклоняющиеся Лучезарным идут к Лучезарным; поклоняющиеся предкам идут к
предкам; те, которые поклоняются силам природы, идут к силам природы; но Мои
поклонники идут ко Мне.
Там же, IX, 35
Воистину, в Тебя вступают сонмы Лучезарных и со сложенными руками в трепете
славословят Тебя, сонмы пресвятых взывают к Тебе, воспевая Твою хвалу громким
песнопением: "Да будет все ко благу!"
Там же, XI, 21-22
Да будет человек всегда изучать Веды и поклоняться Лучезарным; поклоняясь
Лучезарным, он поддерживает движущиеся и неподвижные царства.
Ману-смрити, III, 75
Единый содержит в себе всех Лучезарных; все пребывает в Едином.
Там же, XII, 119
|
|