|
из материи слишком тонкой для нашего зрения, все это кишит существами,
разделяющими неистощимую Жизнь Бога. Разумные существа всех степеней,
сверхчеловеческие и подчеловеческие, принимая нашу собственную расу как мерило
для сравнения, отражают божественный образ в вечно изменяющихся пропорциях;
плодоносящие мириады жизней распределяются по ступеням необозримой лестницы,
основание которой погружено во тьму видимых миров, а вершина теряется в величии
небесного сияния:
... великого мирового алтаря ступени
Возносятся через тьму к самому Богу.42
Все религии признавали существование сверхчеловеческих невидимых Духов и
называли их различными именами. Индусы и буддисты называют их дэвами,
Лучезарными; евреи, христиане и мусульмане — ангелами и архангелами;
последователи Зороастра дают им название семи амешаспентов (архангелов) с
сонмами подчиненных им исполнителей (yazatas), включая сюда и фероаров.
Большинство религий признают также существование низших духов, по большей части
подчеловеческого порядка, и о них же говорится в народных верованиях всех стран
и в произведениях наиболее одаренных воображением поэтов наших дней. Многие
сенситивные люди чувствуют присутствие сознательной жизни в очаровывающих нас
красотах природы, но есть и такие, которые способны видеть этих младших детей
природы, забавляющихся в лесах, ручьях и воздухе; их называют духами природы,
элементалями, феями, русалками, джиннами и т. д.
Дэвы или ангелы являются исполнителями воли Бога, разумными Сущностями,
непрерывно работающими над тем, что мы называем "естественными законами
природы". Они приводят в осуществление божественное Мышление в его непрерывной
деятельности, ибо Бог сделал "Ангелов Своими посланниками",43 "Своими
исполнителями, которые доставляют ему радость".44 Эти "Владыки Чистоты" правят
в
духовных и материальных мирах, "Владыки над всеми живущими в воде, Владыки над
всеми живущими на земле, Владыки над всеми летающими, Владыки над всеми
прыгающими. Владыки над всеми копытными".45 "Не все ли они суть служебные
духи?"46 — спрашивает апостол Павел в Послании к евреям. Евреи говорят о том,
как они охраняли пророка Елисея,47 и о других подобных проявлениях и заявляют,
что создание земли происходило "при общем ликовании утренних звезд, когда все
сыны Божии восклицали от радости".48 Индусские и буддийские Писания полны
ссылок
на ангелов и описаний как их, так и миров, иных, чем наш мир, и сам Будда
говорит о своем знании этих миров и их обитателей.49 По индусским Писаниям
Создатель вызвал к жизни великие сонмы Лучезарных (дэв), одних — для сношения с
человеком, а других — для оживотворения законов природы и для управления ими;
по
этим Писаниям дэвы предшествовали человеку в порядке эманации. Они имеют много
имен, но все извлекают свое бытие и свои силы от единого Бога: "Все Лучезарные
воистину Он Сам; все они опираются на Самого (Self)".50 И безразлично,
упоминаются ли их имена или нет; всякая сила исходит от Бога, подобно тому как
в
монархическом государстве все предписания носят имя монарха, хотя бы они
издавались и выполнялись его уполномоченными.
Некоторые из дэв управляют законами природы,51 другие заведуют помощью людям и
отвечают на их молитвы, касающиеся материальных вещей: "Те, которые добиваются
успеха в земной деятельности, поклоняются Лучезарным", но духовный человек не
поклоняется им, ибо они помогают лишь в земных успехах, где "скоротечны
воистину
плоды".52
В христианской церкви упоминаются три больших разряда ангелов, подразделяемых
на
девять групп:
1-я — Серафимы, Херувимы, Престолы.
2-я — Власти, Силы, Господства.
3-я — Начала, Архангелы, Ангелы.
Начала суть Ангелы Хранители народов и государств, тогда как девятая группа
касается исключительно индивидуального человека.
У мусульман имеется четыре великих архангела: Гавриил, Св. Дух или ангел
Откровения; Михаил, ангел Покровитель; Азраил, ангел Смерти; Израфил, ангел
Воскресения.53 Есть у них еще Сандольфон, ангел Молитвы. Около каждого человека
находятся два приставленных к нему ангела, запечатлевающих его жизнь день за
днем. Коран часто упоминает о деятельности ангелов; они "подчиненным образом
управляют делами этого мира"54 и, по описаниям, обладают чистыми и тонкими
телами, созданными из нур — тонкой огненной субстанции; они же имеют задачей
запечатлевать действия людей и отделять их души от тела при смерти.55 Архангел
Гавриил был тем, который принес божественную весть Пророку,56 как в
христианских
Писаниях Деве Марии.57 Коран говорит также о низших духах — о пяти разрядах
джиннов или духов, относящихся к пяти элементам природы и созданных из огня;
некоторые из них добрые, а некоторые злые; "некоторые из нас (духов) правдивы,
а
|
|