|
там.
Другая причина такого незнания заключается в отсутствии вышеупомянутых
связующих звеньев с симпатической системой. Человек может быть
"бодрствующим" на астральном плане, активно там функционировать и
четко осознавать свое окружение. Но если связующие звенья между
астральной и физической системами не готовы или не активированы, то
в сознании наблюдается разрыв. Каким бы ярким ни было сознание на
астральном плане, до тех пор, пока эти связи не будут функционировать,
оно не может передать физическому мозгу и запечатлеть в нем память о
событиях в астрале. Вдобавок к этим связующим звеньям должен активно
функционировать гипофиз, который фокусирует астральные колебания также
сильно, как увеличительное стекло лучи солнца. Ряд астральных колебаний
собираются вместе и направляются на определенную точку, что облегчает
дальнейшее распространение вызванных колебаний. Все это необходимо для
"запоминания".
4. Пути сознания
Возникает вопрос, всегда ли сознание следует по одному и тому же пути,
чтобы достичь физической оболочки? Мы знаем, что прохождение иногда
осуществляется непосредственно через атомные подпланы от плана к
плану, а иногда, проходя через каждый подплан от седьмого к первому,
и лишь после этого достигая атомного подплана нижестоящего плана.
По какому из этих путей следует сознание? В обычном процессе мышления
нормальным является ровное продвижение волны вниз через каждый
последующий подплан, с ментального - через семь астральных подпланов -
к физическому, эфирному и далее к плотной нервной материи. Эти волны
вызывают в эфирной материи электрические токи, которые воздействуют
на протоплазму серого вещества. Но когда наблюдаются специфические
вспышки сознания как проблески гениальности или как в случае внезапно
возникающих в уме озаряющих идей - например, таких, которые приходят
ученому, когда из огромной массы фактов неожиданно рождается
объединяющий и лежащий в их основе закон - в таких случаях сознание
передается вниз только через атомные подпланы и таким образом
достигает мозга. Эта озаряющая идея оправдывает себя простым своим
появлением, подобно солнечному свету, а не завоевывает своей
убедительности в процессе рассуждения. Следовательно, логический
ход мысли к мозгу включает последовательное прохождение подпланов,
а убедительное озарение проходит лишь через атомные подпланы.
Глава XII
СУЩНОСТЬ ПАМЯТИ
1. Большое "Я" и малые "я"
Что такое память? Как она работает? Каким образом мы вспоминаем
прошлое, либо отдаленное, либо недавнее? Ибо в конце концов независимо
от того, далекое это прошлое или близкое, относящееся к этой жизни
или к предшествующим, способы его восстановления в памяти должны быть
сходными. Нам необходима теория, охватывающая все виды памяти и в то
же время позволяющая нам понять каждый конкретный случай.
Первый шаг к достижению определенной и ясной теории заключается в
понимании нашего собственного построения, "Я" с его оболочками и их
взаимоотношений; и мы можем здесь кратко повторить основные положения,
о которых шла речь в предшествующих главах и которые непосредственно
касаются проблемы памяти. Мы должны постоянно помнить тот факт, что
наше сознание является целостной единицей, и что эта единица сознания
функционирует, находясь внутри различных оболочек, которые придают ей
ложную видимость множественности. Самая внутренняя, или самая тонкая
из этих оболочек неотделима от единицы сознания: фактически именно
она делает его целостной единицей. Этой единицей является Монада,
расположенная на плане анупадака; но в практических целях мы можем
рассматривать ее как знакомого нам внутреннего человека, Три-Атом,
Атма-Буддхи-Манас, в отличие от атмической, буддхической и
манасической оболочек. Эта единица сознания размещается в оболочках,
относящихся к пяти планам ее активности, через эти оболочки
проявляется ее деятельность; мы будем называть ее "Я", функционирующим
в своих оболочках.
Следовательно, мы должны рассматривать сознательное "Я", обитающее
в колеблющихся оболочках. Колебания оболочек со стороны материи
соответствуют изменениям сознания со стороны "Я". Говорить о колебаниях
сознания будет ошибочно, потому что колебания присущи только материальной
стороне вещей, форме, и поэтому о колебании сознания мы можем говорить
только образно. Итак, изменения в сознании соответствуют колебаниям в
оболочках.
В том, что касается памяти, вопрос оболочек или тел, в которых
функционирует сознание, или "Я", имеет первостепенное значение.
Весь процесс восстановления более или менее отдаленных событий
является вопросом их представления в конкретной оболочке - придания
части материи оболочки сходства с ними - той, в которой сознание
функционирует в данное время. В "Я" как части Вселенского "Я" -
которое в наших целях мы можем рассматривать как Логос. хотя в
действительности Логос является лишь частью Вселенского
|
|