|
Анни Безант
В ПРЕДДВЕРИИ ХРАМА
Глава I
ОЧИЩЕНИЕ
Если бы мы могли мысленно встать на такое место, с которого можно было бы
обозреть течение всей эволюции и изучить историю нашей цепи миров не так, как
они представляются нам в воображении, а такими, какими они являются в своей
действительности, — глядя на эти развивающиеся миры и на это развивающееся
человечество, можно было бы все это изобразить в картине. Мы бы увидели в
пространстве возвышающуюся большую гору, а кругом горы до самой вершины
вьющуюся тропу. Эта тропа огибает семь раз гору, и на каждом повороте тропы
привал, где путники могут отдохнуть от усталости. Дорога поднимается спиралью
все выше и выше, до самой вершины, где стоит Храм из белого мрамора: он ярко
сверкает на фоне голубого эфира. Этот Храм — цель пути, и те, кто вошли в него,
закончили свое горнее странствие и остаются там лишь для того, чтобы помочь тем,
кто все еще поднимается. Внимательно всматриваясь в Храм, мы увидим в самой
середине его Святая Святых и четыре притвора, кольцеообразно его охватывающих и
находящихся в самом Храме. Таким образом, в Храме четыре притвора, отделенные
друг от друга стеной, и в каждой по одной двери. Путник, желающий проникнуть в
Святая Святых, должен последовательно пройти через эти четыре двери. Кроме того,
кругом Храма тянется внешняя ограда, вмещающая значительно больше народа, чем
сам Храм. Храм, его ограды и вьющаяся вокруг горы тропа составляют картину
человеческой эволюции: это путь, по которому оно идет; цель его достигнуть
Храма. По горной дороге шаг за шагом, медленно поднимается человеческая толпа,
так медленно, что движение ее едва заметно. Это веками совершающееся движение
кажется таким медленным, утомительным и тяжелым, что удивляешься терпению и
мужеству странников. Миллионы лет проходят в пути, миллионы лет странник
неустанно поднимается в гору, и в течение этих веков путник переживает
бесконечное число жизней и продолжает — шаг за шагом — двигаться вперед. Глядя
на всех этих бесчисленных путников, невольно спрашиваешь себя: "Отчего они идут
так медленно? Зачем все эти миллионы людей совершают такой длинный путь? Зачем
они все так стремятся к тому Храму, что стоит на вершине горы?"
Глядя на них, невольно приходит мысль, что они оттого идут так медленно, что не
видят своей цели и не сознают направления, по которому двигаются. Путники
постоянно сбиваются с пути, увлекаясь то в одну, то в другую сторону; они не
идут прямо по дороге, как люди, сознательно стремящиеся к цели, а рассыпаются
во все стороны, как дети, бегающие за цветами и за бабочками.
Время как будто проходит даром, и когда ночь наступает, кажется, что путники
очень мало подвинулись вперед. И более развитые ненамного опережают других;
неразвитые же засыпают на том самом месте, где они толпились весь день и где их
застала ночь. Томительно смотреть на это страшно медленное шествие людей, и
невольно спрашиваешь себя: "Почему же они не поднимают глаз и не пытаются
понять направление, по которому им надо идти?"
А между тем к Преддверию Храма, которого достигают передовые отряды путников,
ведет не одна только спиральная дорога; из многих ее точек поднимаются тропинки,
ведущие прямо вверх, по которым сильные и мужественные путники могут подняться,
если у них хватит смелости и силы. Первый шаг по прямому пути к Преддверию
Храма путник делает тогда, когда его душа, миллионы лет стихийно поднимавшаяся
по спиральной дороге, понимает, что его путь имеет цель: он впервые поднимает
глаза и на мгновение видит вершину, озаренную светлыми лучами, исходящими от
белого Храма. От времени до времени, оторвавшись от бабочек и цветов, тот или
иной путник внезапно замечает этот свет; он поднимает взор и на мгновение видит
Храм. После этого молниеносном откровения он больше никогда уме не останется
тем, чем был: он видел цель и конец пути; он видел вершину и ту крутую,
отвесную тропу, которая ведет прямо к сияющему Храму. В эту минуту, когда
путник видит, что вместо того, чтобы столько раз огибать гору по спиральной
дороге, можно подняться быстрее к вершине, он понимает, что крутая тропа имеет
щелью Служение и что вступающие на нее должны пройти через врата, над которыми
сверкает золотая надпись: "Служение человечеству". Он понимает, что ему
необходимо пройти через эти врата, чтобы достигнуть Преддверия Храма, сознавать,
что цель жизни служение, а не эгоистическое искание себя, и понять, что
единственный способ подниматься быстрее — это спешить в Храм, дабы из Храма
послать помощь отставшим. На мгновение только сверкнул перед душой яркий луч
света, сверкнул и потух, ибо по вьющейся дороге рассыпано много привлекательных
предметов, которые невольно притягивают к себе, но раз душа уже видела свет,
раз она уже была озарена сознанием конечной цели и долга служения, то в ней
навсегда останется стремление ступить на крутую тропу и найти прямой путь к
Преддверию Храма.
После этого первого видения душа озаряется снова и снова светом, и каждый новый
луч разгорается ярче предшествовавшего. Те, кто хоть на одно мгновение осознали
цель и смысл жизни, начинают подниматься с большею уверенностью. Они все еще
идут по спиральной дороге, но они все более и более проявляют те свойства,
которые мы называем добродетелями; все более и более углубляются они в
религиозное настроение, которое поясняет им, как достигнуть Храма. Души,
сознавшие возможный конец пути и чувствующие влечение к крутой тропе,
отличаются от своих товарищей своей способностью терпеть и преодолевать; они
идут в первых рядах и как бы ведут за собой остальную толпу странников. Они
идут скорее, потому что видят цель впереди, знают направление и пытаются
осмыслить свою жизнь. Не вполне ясно сознавая конечную цель, они тем не менее
|
|