|
го: чтобы ввести его в искушение, порок должен накинуть на себя
маску добродетели. Вот почему ученик делается таким суровым и требовательным к
себе; он хорошо знает по своим ошибкам и по заблуждениям своих товарищей, что
то, что кажется столь трудным в мире, делается легким за оградой; он знает
также, что враг как бы похищает у него эти добродетели, чтобы обратить их в
искушения и привести его к падению на Пути. Единственное спасение для него жить
в свете "Высшего Я"; он понимает, что он не смеет подойти к вратам Храма, пока
этот свет не засиял в нем самом. Ибо как ему вступить в Свет, перед которым
весь здешний свет — тьма? Как дерзнуть подойти к Свету, которого не могут
выдержать нечистые очи, при котором все, что мы называем добродетелью, кажется
несовершенным, и то, что мы называем красотой, кажется некрасивым? Как он
посмеет войти в Храм, где душа будет стоять обнаженная перед Учителем, как она
выдержит Его взор, если в сердце еще пребывает нечто нечистое, что может
оскорбить Его?
И потому то, что было тяжело во внешнем мире, делается радостным в Преддверии,
и очищающее страдание приветствуется как желанное. Господь, Учитель и
Покровитель всех всегда стоит на пылающей земле; Его окружает пламя, пожирающее
все, к чему оно прикасается. В сердце тех, что стоят в Преддверии, остались
скрытые уголки, куда свет еще не проник; перед входом в Храм конечное очищение
совершается живым пламенем Самого Господа; это пламя пожирает дотла все
нечистое, что еще таилось в уголках сердца ученика. Он отдал себя Господу без
остатка на этой пылающей земле, перед самым входом в Храм горит огонь, через
который должны пройти все желающие войти. За чертой этого огня и в самом
пламени виднеется Господь; от Него же рождается это пламя, от Его святых ног
исходит очищающая сила его. Когда ученик окончательно очищается, он переступает
врата, которые его навеки отделят от всех интересов низшего мира; одно лишь
стремление будет жить в нем: желание служить возрождению человечества. На земле
не осталось ничего, что могло бы еще привлечь его, ибо он узрел лик своего
Господа и перед этим видением потускнел и потух всякий иной свет.
Глава II
КОНТРОЛЬ МЫСЛИ
В том отделе моего предмета, к которому я приступаю сегодня, может быть,
обнаружится самое большое различие, которое существует между точкой зрения
среднего вдумчивого и уравновешенного человека и точкой зрения оккультиста. Мне
придется с самого начала вести вас шаг за шагом, чтобы показать вам, как
постепенно меняются точки зрения, ибо главное изменение человека относится к
его сознанию, к роли последнего в его эволюции, к функциям ума и к способу,
которым эти функции совершаются, и как раз в этой области сказывается все
изменение, совершающееся в мировоззрении человека. Попробуем на одну минуту
представить себе, каким образом добрый, справедливый и развитой человек, т. е.
не поверхностный и не легкомысленный, а вдумчивый и уравновешенный, как такой
человек смотрит на умственную дисциплину. Тот, кто сознательно поставил перед
собой идеал добра, который он стремится осуществить, и известный долг, который
он старается выполнить, тот признает, что то, что мы называем своей низшей
природой, должно быть покорено и направлено к добру. Это для него вне всякого
сомнения. Вдумчивый человек непременно скажет, что страсти и аппетиты тела,
низшие эмоции, стихийно увлекающие легкомысленных людей, что вся эта сторона
человеческой природы, которая возбуждается извне и вызывает в нем непродуманные
поступки, должна быть под его контролем. Он назовет это своей низшей природой и
заставит ее повиноваться высшей природе. При тщательном анализе окажется, что
то, что мы обыкновенно называем самообладанием, и есть этот контроль над низшей
природой, т. е. господство ума над желаниями. Больше того, при дальнейшем
анализе мы увидим, что, говоря о сильной воле, о сильном характере человека,
действующего при самых трудных обстоятельствах по определенно выработанному
плану, мы имеем в виду человека, широко развитого, который в своих решениях и
действиях руководствуется не внешними обстоятельствами, не окружающими его
соблазнами, на которые отвечает его животная природа, а той суммой
накопившегося опыта, которая именуется памятью. Эта память прошлого есть след,
оставленный переживаниями, над которыми ум работает, которые он сгруппировал,
сопоставил и из которых он сделал путем интеллектуального и логического усилия
определенные выводы. Этот вывод остается в уме как правило поведения, и когда
такой человек находится в трудных условиях, в таких условиях, которые
совершенно подавляют слабую волю и сбивают с пути обыкновенного человека, то
этот более сильный и более развитой ум руководствуется в своем поведении теми
правилами, которые он выработал в свои спокойные минуты, когда его низшая
природа не была возбуждена и не была окружена соблазнами; он не позволяет
импульсам минуты сбить себя с намеченного пути.
Имея дело с таким человеком, вы часто можете предвидеть, что он будет делать;
вы знаете принципы, на которых основано его поведение; вы знаете преобладающие
линии его мысли и его сильный, определенный характер, и вы совершенно уверены,
что, какие бы ни были внешние соблазны, в час борьбы этот человек осуществит
идеал, который он поставил перед собой в минуту спокойного размышления. Это мы
и имеем в виду, говоря о человеке с самообладанием. Такой человек достиг уже
довольно высокой ступени развития: он сознательно стремится к полному
господству над своей низшей природой; при самом большом возбуждении извне, душа
его способна устоять против неожиданного соблазна, и он поступает благородно,
как бы ни было велико искушение поступить низко.
Мы взяли как пример человека с сильным характером, с ясным мышлением, с
разумным отношением к жизни, который не поддается, подобно
недисциплинированному человеку, обстоятельствам или импульсам. Но этот человек
может подняться на более высокую ступень. Он может прийти
|
|