|
, и в этой новой форме она сослужила хорошую службу миру. При виде
жестокого отношения к слабому человек разражался гневом; при виде
несправедливости, он негодовал и восставал против нее, и таким образом он
постепенно очищал свой гнев от многих примесей; в прежних жизнях он гневался за
себя, он возмущался, когда его лично оскорбляли, и платил ударом за удар, но
задолго до вступления в Преддверие он научился побеждать в себе зверя и давно
уже перестал платить злом за зло и ненавистью за ненависть. Очистив гнев от
элемента личного, он стал негодовать не тогда, когда его оскорбляли, а когда на
его глазах обижали ком-либо другого; не столько свои, сколько чужие страдания
стали вызывать в нем протест. При виде жестокости по отношению к существу
слабому и беззащитному, он бросался на обидчика и спасал слабого от насилия.
Таким образом, он пользовался высшими эмоциями для того, чтобы овладеть
низшими; благородно направленная страстность поработила его животную природу,
он перестал гневаться за себя и негодовал лишь за тех, кому желал помочь. Он
давно признал служение своим долгом; один же из способов служения в мире —
борьба с угнетателями. Он сражался за слабых и обездоленных, он горячо
восставал против зла и неправды и совершал в мире работу героя. Но в тихой
атмосфере Преддверия, в свете исходящих из Святая Святых лучей совершенного
сострадания нет места для гнева, даже если гнев и очищен от личного раздражения.
Ученик должен научиться понимать, что те, которые творят зло, также его братья
и что, совершив зло, они страдают больше, чем терпящие от них обиду; он
начинает понимать, что это благородное негодование, эта страстная ненависть ко
всякой неправде, этот бескорыстно пламенеющий огонь не может быть свойством
души, неизменно тяготеющей к Богу, ибо Божественная Любовь любит всех детей,
которых посылает в мир, на какой ступени развития они бы ни стояли.
Божественная Любовь, из которой все изошло, не имеет ничего вне себя. Она
разлита во всей вселенной; она пребывает и в сердце злодея, и в сердце святого.
В Преддверии человек должен уметь за скрывающимися покровами видеть
Божественное, ибо здесь духовные очи должны открыться, и между душой и "я"
других людей не должно быть более стен; благородное негодование должно
очиститься от гнева и превратиться в одну святую силу помощи всем; в своей
совершенной чистоте она готова помочь и тирану, и рабу, и тому, кто угнетает, и
тому, кто угнетен, ибо Спасители мира не выбирают, кому служить. Те, кто желают
стать Слугами всех, не должны никого ненавидеть. То, что было когда-то гневом,
очистившись, превратилось в покровительство слабым, в безличную борьбу со злом,
в совершенную справедливость ко всем.
То же, что он сделал с гневом, человек должен сделать и с любовью. На низших
ступенях любовь его проявлялась в бедной, неприглядной и убогой форме; она
стремилась только к удовлетворению себя и мало заботилась о любимом существе.
По мере того, как душа росла, любовь изменялась, она облагораживалась, делалась
менее эгоистичной и начинала обращаться к высшим сторонам любимого существа;
внешняя сторона утрачивала свое значение, и любовь, некогда чувственная,
сделалась чистой и нравственной. В Преддверии она должна еще очиститься; она
должна освободиться от всякой исключительности. Очищаясь от личных примесей,
расширяясь и все сильнее разгораясь, любовь будет стремиться не брать, а как
можно больше давать другим. Делаясь все более и более божественной, любовь
будет устремляться туда, где нужда сильнее, а не туда, где она может получить
больше взамен.
В течение этого очистительного процесса душа будет строго проверять себя, и,
служа человечеству, она будет постоянно спрашивать себя: нет ли чего-либо
личного в ее служении? Если окажется, что душевная ее деятельность тонко
переплетена с самостью, что она менее занята успехом дела, чем успехом
действующего лица; если, потерпев неудачу и видя успех другого, она вместе с
радостью за успех дела испытает долю разочарования, она узнает, что в ее
служении все еще есть личная примесь; если бы она служила совершенно
бескорыстно, у нее не было бы и мысли о своем участии в успехе дела. Если
неудача хотя на миг затуманила душевную жизнь, лишая обычного мира и бодрости,
то это ясный признак, что работа очищения еще не закончена и душевные очи еще
не прозрели. Если испытывая и измеряя свою любовь, душа заметит в себе легкую
дрожь разочарования при встрече с равнодушием и непониманием, и поток любви
готов податься назад и приостановиться, потому что те, кому она дает свою
любовь, не отвечают такой же любовью, то эта душа, суровая к себе и
сострадательная к другим, поймет, что в ее любви есть еще тонкая примесь
элемента личного, что она еще не нашла той высшей радости, которая заключается
в одном акте давания. Тогда она снова принимается за труд очищения и снова
трудится, пока не научается давать свою любовь без единой мысли о награде или
ответе; ибо воистину она знает, что больше всего потребности в любви у того,
кто мало умеет любить, и что больше всего нуждаются в ней те души, которые еще
ничего не умеют давать взамен.
Так душа сознательно трудится и растет, очищая свою низшую природу неустанными
усилиями и неумолимой требовательностью; ибо она никогда себя не сравнивает с
теми, которые ниже, а с Теми, кто выше; ее очи всегда устремлены на Тех, кто
достиг вершины, а не на тех, что еще только поднимаются к внешней ограде. Ни на
одно мгновение душа не может остановиться, отдохнуть," она не может успокоиться
и быть довольной, пока не увидит своего приближения к Цели, пока не почувствует,
что перестала противиться святым силам Света, льющимся на человечество из
Сердца вселенной.
В Преддверии человек искушается не пороками, а своими добродетелями; тонкий
соблазн является ему в небесных образах, в форме того, что в нем есть самого
великого и благородного. Из-за недостатка знаний, добродетели обращаются в
искушения, ибо человек перерос ту черту, за которой порок мог бы задеть или
соблазнить
|
|