|
и строго
придерживаться их, меняя их, если нужно, вполне сознательно. Возьмем такую
простую вещь, как определенное правило утреннего вставания. тело также требует
контроля, поэтому следует назначить наилучшее время для своей работы и для
домашних обязанностей и соблюдать эти правила. Нельзя позволять своему телу
самому выбирать свой час вставания, нужно воспитать его так, чтобы оно, как
покорный слуга, мгновенно и автоматически повиновалось велению воли. Если через
некоторое время будет заметно, что час плохо выбран, следует изменить его: не
следует во имя упражнения воли терять гибкость, но менять свои решения нужно
вполне сознательно и по своему собственному почину, а не под влиянием страсти,
желания или эмоции. Низшая природа должна быть дисциплинированна, но регулируя
нашу жизнь, мы ни в каком случае не должны мешать окружающим нас.
Когда весь этот путь к созиданию характера усвоен, человек приступает к
изучению самого характера, ибо работать нужно с раскрытыми глазами и со знанием,
а не в слепоте.
Мудро взять себе в образец план, по которому работали великие люди, и с такой
помощью двигаться к вратам Храма. Хорошо, например, взять для этой цели XVI
беседу из Бхагавад-Гиты, в которой Шри-Кришна подробно описывает Арджуне
необходимые качества для созидания божественного характера. Это дает план, по
которому человек сам может постепенно развить эти качества. В этой XVI беседе —
целый список качеств, которые могли бы стать предметом постоянной мысли и
настроения ученика; только надо помнить, что характер строится сперва
созерцанием добродетели, а затем уже выработкой этой добродетели, сделавшейся
частью души и выливающейся в речь и в деятельность обыденной жизни ученика.
Список большой, но у ученика есть время его выполнить: "Бесстрашие, чистота
сердца, постоянство в Йоге Мудрости, дела милосердия, самообуздание, жертва,
изучение Шастр (Священные Писания), подвиги, прямота, незлобивость
(неспособность делать кому-нибудь больно), правдивость, отсутствие гнева,
отречение, миролюбие, отсутствие злословия, сострадание ко всему живому,
отсутствие жадности, кротость, скромность, отсутствие легкомыслия, мужество,
всепрощение, великодушие, прямодушие, приветливость, отсутствие гордости —
таковы свойства того, который родился с божественными качествами". Ученик не
сразу овладевает этими качествами, но приобретает их по мере того, как строится
его характер. При внимательном чтении видно, что их можно сгруппировать по
нескольким разрядам и затем ежедневно упражняться в них, вначале несовершенно,
но не прерывая усилий, не печалясь при неудачах, а радуясь, что каждый шаг
приближает нас к поставленной цели. Эти качества проникнуты, с одной стороны,
чувствами самоотречения, любви и кротости, а с другой отличаются мужеством,
силой и терпением; из сочетания тех и других является уравновешенность, и
характер становится сильным, нежным, самостоятельным, сострадательным, полным
преданности и кротости, в высшей степени дисциплинированным и гармоничным.
Предположим, что до известной степени такой идеал принят для руководства в
практической жизни и начинает осуществляться. Остановимся на одной стороне этой
работы, которая часто бывает совершенно непонята. Для европейского слуха
странно звучит слово "бесстрастие", которое выражается как безразличие к
радости и горю, к холоду и теплу, к осуждению и похвале, к желанию и отвращению
и т. д. Что означает это качество? Оно означает, что жизнь человека, понявшего
хотя бы только на одну минуту различие между преходящим и реальным, должна
проникнуться чувством меры; все мимолетное в жизни должно занять свое настоящее
место в целом. Когда ученик осознал, сколько жизней было уже прожито и сколько
жизней еще перед ним, когда ему выяснилась вся глубина его задачи, все величие
тех возможностей, которые раскрылись перед ним, тогда он поймет, что все,
случающееся в одной мимолетной жизни, вполне ничтожно по сравнению с его вечной
жизнью, и горе и забота не будут больше занимать его внимание, как это было,
когда он сознавал лишь одну земную жизнь, ибо он стал понимать, что он
переживал всевозможные заботы и что те сила и спокойствие, которыми он владеет
в настоящем, выросли именно из них. И когда к нему приходит радость, он знает,
что он ее уже много раз переживал и что все ее дары преходящи. Таким образом,
приходят ли к нему радость или горе, он будет знать их настоящее место, их
истинное значение в Великом Плане Жизни. Развиваясь в сторону бесстрастия, он
не делается менее чувствительным: наоборот, он все более и более сильно
чувствует каждый трепет мира вне себя и в себе, ибо он научился звучать в
гармонии со всем и сделался более отзывчивым на каждый оттенок мировой жизни,
но эти вибрации потеряли власть над ним и не могут изменить его; они не могут
нарушить его ясность или набросить тень на его мир. Он твердо стоит там, где
нет ни бури, ни перемены, и хотя он будет их чувствовать, но они не будут иметь
власти над ним; они заняли соответствующее им место, приобрели тот размер,
который им подобает по отношению к душе. Как же достигается это спокойствие,
это истинное бесстрастие, которое означает силу?
Прежде всего, оно достигается ежедневным размышлением над его значением и
разработкой всех его деталей, а затем применением его в ежедневной жизни. Но
проводить это качество в жизнь следует бережно, не ожесточая себя и не строя
вокруг себя стены, а делаясь все более и более отзывчивым и поддерживая
непоколебимое внутреннее равновесие, несмотря на все внешние потрясения. Этот
урок не труден, но он приносит так много надежды, радости и такое углубление
жизни, что стоит потрудиться. По мере того как душа вырастает настолько, что
уже не колеблется и вместе с тем воспринимает каждую вибрацию, она обретает
чувство расширяющейся жизни, более полной гармонии, углубляющегося сознания и
растущего единства с Целым, которого она есть часть. Чувство одиночества
постепенно тает и заменяется той радостью, которая пребывает в сердце
вселенной; даже то, что для обыкновенного человека мучительно, теряет свою
болезненность для ученика, ибо для него оно есть лишь часть мировой жизни
|
|