|
гибнешь всецело" (XVIII, 58).
Предначертания Бога и содействие человека выражены здесь в нескольких словах.
Великий план не может быть изменён. Вам даётся возможность содействовать ему.
Если же вы, побуждаемые своим прошлым к содействию, сопротивляетесь в настоящем,
считая себя действующим лицом вместо того, чтобы отдаться в руки великого
Архитектора, и говорите: "Я не хочу биться. Я не хочу исполнять свой долг. Я не
хочу совершать своей задачи", вы этим готовите себе дурное будущее. ибо вы
выбираете неверность своему долгу, а внутренний выбор определяет будущее, как
выбор в прошлом определяет настоящее. План будет исполнен, но эгоизм, в котором
вы пребывали, отзовётся гибелью, хотя бы вы и были вынуждены внешним образом
подчиняться предначертанному плану.
Так познал Арджуна "Великое Раскрытие", и всё его отношение к внешнему миру
изменилось. Он понял отныне, что означает История. Он понял неизменность
божественного плана и какую роль играют в нём индивидуальности, которые
оказались достойными содействовать могучему Предначертанию. Он узнал, что Шри
Кришна являет собой то, что мы называем "время", — Время, сметающее народы. "И
потому сражайся". Ибо пришло время для блага всего человечества, чтобы эти
мешающие элементы были сметены, и "поэтому сражайся". "Моей волей они уже
поражены (XI, 33), ты дай лишь внешний вид, т. е. будь орудием, будь мечом.
Слова Кришны означают: "Они уже поражены, и поражение означает для них
освобождение. Они сейчас являются препятствием, помехой. Смерть есть их друг,
их освобождение, а не враг их. Умирая, они придут ко мне, своему живому Господу,
они все спешно устремились в отверстые уста мои". (XI, 27), и их тела погибают
для того, чтобы одушевляющая их жизнь могла вырастать. "Зная, что я — Время,
зная, что план верен и цель несомненна, ты должен сражаться". Арджуна понял.
Послушайте, что он говорит: Разрушено моё заблуждение. Через твою благость, о
Неизменный, я достиг познания. Я твёрд. Мои сомнения унеслись от меня. Я
поступлю по твоему слову." (XVIII, 73). Он понял, что означает история. Он
постиг значение плана и значение действующего лица. Он узнал, что если он и
сражается, то только как орудие Всемудрого и Всеблагого. Он перестал думать о
друзьях и врагах, о личных привязанностях. В чудесах этого великого раскрытия
он постиг, что всё направляется господом, который делает всё к лучшему, избирая
всегда кратчайшую дорогу. Постигнув это, он радостно бросается к его ногам:
"Унеслись мои сомнения, я буду сражаться!".
То же происходит и в истории человечества. И если мы в состоянии постигнуть Дух
великого раскрытия, действующий за покрывалом, и значение маленьких жизней,
действующих по эту сторону покрывала, смысл их содействия и их взаимных
отношений, тогда мы будем в каждой борьбе стоять на надлежащем месте и
сражаться без сомнения, без иллюзии и без страха. Истинный Воин, Тот, который
действительно сражается, не может ошибиться. Мы же — только клетки в его теле,
и наши воли должны действовать в гармонии с его волей. Уничтожение иллюзий
нужно для того, чтобы наша деятельность не парализовывалась сомнением, этим
роковым врагом всякой деятельности. Сомнение подтачивает мужество — оно
опустошает душу.
Необходимое в своё время как ступень знания, оно разрушает здоровую связь между
жизнью и действием, если длится более чем нужно и делается постоянным свойством
человека.
"Сомневающийся идёт к погибели. Для сомневающегося нет ни этого, ни иного мира,
ни счастья" (IV, 40). Поэтому "сражайся!" — вот постоянный припев. поймите его,
чтобы правильно действовать.
Перед нами раскрытие исторического процесса. Примените его к борьбе,
происходящей в данное время между нациями, вглядитесь сквозь покрывало в
реальный смысл этой борьбы, и вы всюду увидите великого Аватара, направляющего
все события и действующего с заранее намеченной целью.
Мы разобрали исторический урок. Каков же другой урок, урок аллегорический?
Очевидно, столкновение между низшим манасом, раскрывающимся умом,
символизируемым Арджуной, и камой, страстной природой, символизируемой
родственниками, предводительствуемыми Дурьёдханой, которые воплощают в себе все
нити и связи прошлого. Арджуна является здесь низшим разумом, непросветлённым,
сомневающимся, вопрошающим, переходящим из стороны в сторону, неуверенным в
себе, всегда ставящим вопросы, а получая ответы — не понимающем их, никогда не
разбирающим, что является в действительности самым лучшим. Мы имеем здесь тип
непросветлённого манаса, и именно к нему обращался Учитель, когда говорил: "Для
сомневающегося нет ни этого, ни иного мира, ни счастья". Человек, вечно
сомневающийся и не способный на решение, который, решив одно, немедленно
начинает перебирать всё, идущее против его же решения, и начинает сызнова,
такой человек не сделает успеха. Это — преувеличение осторожности, которое в
таких размерах превращается из качества в порок. Лучшей действовать и сделать
ошибку и таким путём научиться, как поступать лучше, чем вечно сомневаться и
совсем не действовать. Ибо только опыт может научить нас. Нерешительность
сквозит во всех аргументах Арджуны. Требование решительности звучит в словах
Учителя. Ступени, по которым проходит Арджуна, мы можем проследить в своём
личном опыте.
В юности своей Арджуна живёт при дворе, подчиняется старшим, что было вполне
правильно, так как только благодаря подобному подчинению ум преодолевает свою
инерцию и таким преодолением развивает свои силы. В ранние дни эволюции так и
бывает со всем человечеством. Под опекой старших и следуя без колебаний
импульсам, возникающим из естественных влечений, ум следует по своему течению
без колебаний и сомнений, и здесь нет никакой борьбы. Затем следует период
борьбы, принадлежащей переходной ступени, когда человек начинает различать, что
удовлетворение страстей (Кама) приносит не только радости, но и страдание, что
раз
|
|