|
эволюции,
повторяется снова и снова в физическом отражении того Семени Жизни, которое
исходит от самого Логоса.
Таким образом, мы имеем в каждой Дживатме, вступающей на путь Выступления, три
функции или три аспекта сознания, и все три должны быть приведены к деятельному
проявлению. Ради этого и существует физический мир. Он существует только для
того, чтобы Дживатма могла развернуться внутри него, и каждая подробность
мировой жизни предначертана с величайшей заботой и совершенной Мудростью для
того, чтобы Божественные силы Дживатмы могли быть извлечены из их зачаточного
состояния и проявлены во всём их величии как результат работы Вселенной.
Мы видим, что мир переполнен предметами, и это для того, чтобы предметы,
привлекая и отталкивая друг друга, своими столкновениями и разделениями
совершали эволюцию формы и вызывали раскрытие скрытых в ней сил. Каждый объект,
в свою очередь, является стимулом для эволюции других объектов, и сам он
получает стимулы от других, ради раскрытия Единого Я во всём. Камни и деревья,
животные и люди, дэвы и асуры, все они действуют друг на друга, совершается
постоянное взаимодействие, постоянные взаимные влияния одного на другое, и от
этого зависит успех эволюции.
Для того, чтобы разбудить тот аспект сознания, который носит название Иччха,
мир переполнен предметами, как привлекательными, так и отталкивающими.
Подательница предметов желания, Шри Лакшми, супруга Вишну — великая
представительница Пракрити (материи), и в её руках находится сокровищница всех
предметов, которые возбуждают, укрепляют и развивают этот аспект сознания. Не
следует забывать, что Лакшми — супруга Вишну, а желание — слуга Мудрости.
Воля (Иччха) должна быть вызвана воздействием на неё со всех сторон желанных
предметов, чтобы, отправляясь в погоню за ними, она могла стать сильной, её
могучая энергия могла быть пробуждена внутри сознания. Но точно так же аспект
Джнанам должен быть вызван к жизнедеятельности ненасытной жаждой желания,
неутомимым стремлением к привлекательным предметам. И на всех ранних ступенях
эволюции знание (Джнанам) является не господином над желанием, а слугой его.
Это не есть Джнанам в его высшем смысле, это — его низшее проявление.
А затем должен быть пробужден и аспект Крия — деятельность, способность
действовать на внешний мир.
Иччха (воля) есть то изменение внутри сознания, которое увлекает человека к
предметам желания. Джнанам (знание) есть то, что отражает внутри сознания
предметы, наполняющие мир. Крия (деятельность) есть то, что выступает, чтобы
овладеть, схватить, удержать. И все три аспекта необходимы для того, чтобы
сознание проявилось вполне.
Кроме того, каждый из трех обладает в свою очередь двумя аспектами — низшим и
высшим, принадлежащим к пути Выступления и к пути Возврата. В своей основе
каждый из трех аспектов остается тем же, но проявления каждого меняются
сообразно направлению пути.
И мы сейчас увидим, что перемена происходит в низшем тогда, когда оно
разовьётся в размере всей своей силы. Тогда оно превращается в высшее, изменяя
лишь своё направление и устремляя все собранные до этих пор силы на движение к
Высочайшему. Так, в Дэви Бхагавата Дурга преобразуется каждый раз, когда она
меняет своё направление: отворачиваясь от своего Господа, она — Пракрити
(материя), поворачиваясь к нему, она становится единой с ним, она — Махадэва.
Остановимся на минуту на пути выступления. Здесь желание есть добро. Без
желания нет прогресса, без желания есть сон. Интересно отметить, что Иччха
(воля) имеет своим соответствием в мире материи тамас, инертное свойство
материи. Гуны, подобно сознанию, имеют свои высшие и низшие аспекты: низший
тамас есть неподвижность, высший есть мир, устойчивость, равновесие. Инерция
материи соответствует абсолютному покою, Миру Высочайшего. Существует высший и
низший полюс материи. В высшем — совершенная устойчивость, в низшем —
неподвижная инерция. На пути Выступления эта инерция должна быть преодолена, и
она пересиливается тем, что в сознании возбуждается тяга к желательным
предметам и отвращение от нежелательных; пробуждается желание, и оно
преодолевает лень, страстное стремление побеждает препятствие, поставленное
перед ним инерцией материи. И не следует слишком рано отказываться от этого
низшего аспекта желания. Ибо если отказ последует преждевременно, остановится
эволюция сознания, тамас возьмёт верх, и на месте деятельности водворится
летаргия. Человек мира сего, мирской человек в полном смысле этого слова,
должен быть полон желаний.
Так же и с другими аспектами сознания. На низшей ступени Джнанам — что означает
Мудрость — принимает форму Виджнанам, распознавательной способности, которая
разделяет и раздробляет. Знание обособленного должно предшествовать знанию
Единого, и пока способность распознавания не отразит в сознании множественности,
до тех пор нет надежды, что сознание проникнет в природу множественности и
через множественность придет к Единству. Чем совершеннее этот аспект сознания
будет различать, отделять и классифицировать, тем полнее он начнет понимать. И
это мы видим в науке, которая является выражением низшего аспекта Мудрости
(Джнанам), её низшего полюса. Наука выражает прежде всего идею различия, затем
идею классификации, которая есть первая ступень к объединению. Пока вы не
узнаете различия, вы не узнаете единства.
Единство не производит впечатления на сознание, пока различие не научит
распознавать его. Пока вы окружены неподвижным воздухом, вы не сознаёте его; и
только когда начинается движение ветра, вы узнаёте, что окружены со всех сторон
атмосферой. Один цвет совсем не был бы цветом, ибо вы не видели бы ничего иного,
и идея цвета не могла бы возникнуть. Только когда возникают его различия,
начинает развиваться и чувство цвета. Чувство счастья не могло бы возникнуть,
если бы не было другого его аспекта, страдания, ибо только
|
|