Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Теософия :: Анни Безант :: Анни Безант - КОММЕНТАРИИ К БХАГАВАД-ГИТЕ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 25
 <<-
 
овое рождение куёт новые 
звенья в удлиняющейся цепи, которая связывает его. 
На пути Возврата человек рождается для того, чтобы выплатить долги, совершенные 
в прошлом, и каждое рождение уничтожает несколько звеньев в укорачивающейся 
цепи, которая связывает его. 
На пути Выступления — сознание во власти материи, оно стремится захватить как 
можно больше материи и удержать её для своей пользы. Но по мере того, как 
сознание начинает все яснее распознавать окружающую среду, оно становится всё 
разборчивее, всё разумнее делает свой подбор. Путём опыта в области материи оно 
дифференцирует свои собственные способности, и функции этих последних 
специализируются всё более и более. Функции эти строят постепенно органы для 
более полного выражения приобретенных способностей. Путём упражнения этих 
органов функции становятся всё отчётливее, туманное делается определенным, 
массивное — обостренным. Неопределенное "ощущение" внешнего мира на первых 
ступенях эволюции становится позднее зрением, слухом, осязанием, вкусом и 
обонянием. Ощущения дают материалы для познавания, и сознание развивается. Всё 
это необходимо, чтобы обеспечить сознанию господство над материей, и ради этого 
человек идёт по пути Выступления. Под конец насыщение заменяет чувство голода, 
и медленно, возвращаясь время от времени на покинутый путь выступления, 
сознание начинает поворачивать внутрь, и уменьшающийся интерес к не-я позволяет 
вырастать увеличивающемуся интересу к Высшему Я. 
Человек вступает окончательно на путь Возврата, и все поучения Гиты обращены к 
сознанию, уже вступившему на этот путь. Они не только бесполезны, но даже 
вредны для того, кто всё ещё на пути Выступления. 
Обе половины полного круга эволюции дают нам первое разделение человечества на 
два больших класса, на тех, которые выступают, и на тех, которые возвращаются, 
на тех, которые дифференцируются, и на тех, которые объединяются. Первый класс 
заключает в себе огромное большинство. Второй, на нашей ступени эволюции, 
заключает в себе лишь немногих. 
На том и другом пути, спускающемся и поднимающемся, можно отметить три 
подразделения, которые различаются по основному темпераменту людей. Под 
"темпераментом" я подразумеваю преобладание — среди множества разновидностей — 
одного из трёх аспектов сознания, которому соответствует одно из трёх свойств 
материи, одна из трёх гун. Аспекты сознания называются Джнанам, Крия и Иччха, 
гуны — Саттва Раджас и Тамас, т. е. мудрость, деятельность и воля, ритм, 
движение и инерция. 
Это распределение переносит нас снова в область тройственности, которым 
отличается наша Вселенная. Мы уже знаем, что троичность Логоса отражается в 
человеческом сознании — Дживатме, и в материи — упадхи. 
Если вместо изучения сознания мы начнем изучать проводники, мы увидим ту же 
троичность и убедимся, что она соответствует трем гунам материи (Пракрити): 
ритму (Саттва), энергии (Раджас) и инерции (Тамас). Всюду мы видим ту же 
троичность; и если одно из трех свойств преобладает, остальные два тоже 
присутствуют, только они временно скрыты, подавленные первенствующим свойством. 
Нет ни единого атома материи, в котором не заключались бы одинаково все три 
гуны, нераздельные и неразделимые. И только когда возникают соединения, 
молекулы, ткани, органы и тела, благодаря взаимным соотношениям атомов и 
молекул, одно свойство может выделиться как преобладающее, и тогда такое 
соединение называется по преобладающей гуне или саттвическим, или раджасическим,
 или тамасическим. Но не нужно забывать, что все три гуны всегда налицо, и если 
одна и них резко выявилась, обе остальных могут быть вызваны к жизни 
соответствующими стимулами. Но при этом никогда не следует терять из виду 
единства, не следует впадать в заблуждение благодаря троичности гун. Как только 
мы вступаем в область множественности, мы не найдем ни единой вещи абсолютно 
чистой: все перемешано между собой, всюду частичное проявление, и отсюда — 
многообразие всего проявленного. Возьмём для выяснения моей мысли аналогию с 
магнитом. Мы знаем, что магнит имеет положительный и отрицательный полюсы и что 
в центральной части магнит проявляет очень мало магнетизма, в этой своей части 
он почти не притягивает и не отталкивает. Значит ли это, что весь положительный 
магнетизм находится на одном конце магнита, а весь отрицательный на другом, и в 
середине нет ни того, ни другого? Совсем нет. Но в середине положительный и 
отрицательный токи по существующей гипотезе взаимно уничтожают друг друга, 
тогда как на концах токи проходят без противодействия. Отсюда представление, 
что положительное электричество вытекает из положительного полюса, а 
отрицательное — из отрицательного, тогда как на самом деле ток тот же самый, 
циркулирующий всё время вокруг молекул. Таким образом появляется разнообразие, 
которое мы принимаем за разделенность, но которое на самом деле не есть 
разделенность, а только временное явление, производимое направлением токов. 
Подобным же образом и три аспекта сознания всегда налицо в каждом индивидууме, 
причём один или другой аспект преобладает, как уже упомянуто выше. 
На пути Выступления все три аспекта сознания находятся в периоде сильного роста,
 или, скорее, раскрытия. Все они налицо, но они ещё не раскрылись, ещё не 
проявились вполне. Эта частица Единого Я, Дживатма, обладает всеми 
возможностями Божественности, но они завернуты внутрь, как в семени завернуты 
все возможности того дерева, которое вырастает из него. 
И мы знаем, до чего прекрасны эти аналогии в природе, и как многому могут они 
научить нас. Если мы возьмём семя и осторожно разрежем его, мы увидим, что 
внутри его завёрнуты три части растения — корень, который растёт вниз, ствол, 
который растёт вверх, и листья, которые распространяются во все стороны: всё 
растение в миниатюре перед нами, изумительный микрокосм будущего макрокосма — 
дерева. И так во всех остальных случаях зачаточного роста. Этот способ природы 
заворачивает внутрь то, что должно быть развёрнуто в течение
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 25
 <<-