|
и этом. - Глупый человек
желает только удачи, но одной только удачи не бывает. Это похоже на человека,
который формально соблюдает заповеди, а в душе у него нет настоящей веры.
Поэтому он не может достичь истинного покоя души".
ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Поиски истины
1. Как построена вселенная? Вечна ли вселенная? Или когда-нибудь ей грозит
гибель? Бесконечна ли вселенная? Или у нее где-то есть конец? Как построено
общество? Какая форма общества идеальная? Если не начинать путь к просветлению,
пока не найдешь ответов на все эти вопросы, то все умрут прежде, чем достигнут
просветления.
Допустим, у нас ранен человек отравленной стрелой. Собрались родные и близкие,
вызвали врача, чтобы тот вынул стрелу и оказал пострадавшему помощь.
Но что произойдет, если раненый скажет:
"Подождите, пожалуйста, не удаляйте стрелу. Я хочу знать, кто стрелял в меня.
Мужчина или женщина? Что это за человек? И какой он использовал лук? Большой
или маленький? Деревянный или бамбуковый? Из чего сделана тетива? Из лозы или
из сухожилия? Из чего сделана стрела? Из ротанга или из тростника? Какое
оперение у стрелы? Пока я не узнаю всего этого, подождите, не удаляйте стрелу".
Конечно. Не успеет он всего этого узнать, как яд разойдется по всему его телу,
и он умрет. В этом случае прежде всего надо вынуть стрелу и сделать все, чтобы
не дать яду разойтись по всему телу.
Каково бы ни было строение вселенной, какая бы форма ни была идеальной для
нашего общества, прежде всего необходимо отвести грозящую нам опасность.
Независимо от того, вечна наша вселенная или невечна, огонь жизни, болезни и
смерти, горестей и печалей, мук и страданий вечно грозит нам. Чтобы избежать
этого огня, мы должны стать на путь просветления.
Будда учит тому, что нужно. Он не учит тому, что не нужно. Он учит, что люди
должны знать то, что им надо знать, отказаться от того, от чего им надо
отказаться, усвоить то, что им надо усвоить, просветлеть в том, в чем надо
просветлеть.
Поэтому человек должен сделать выбор. Ему надо решить, что для него самое
важное, что ему нужнее всего, и начать с того, чтобы душевно подготовиться к
решению своей самой главной задачи.
2. Человек, который пошел в лес за сердцевиной дерева, но набрал только листьев
и веток, и думает, что получил сердцевину дерева, - это неразумный человек.
Иногда бывает и так: желая получить сердцевину дерева, человек берет только
наружную и внутреннюю кору или же берет древесину и думает, что получил
сердцевину дерева.
Чтобы избавиться от страха жизни, старости, болезни и смерти, а также от страха
горестей и печалей, мук и страданий, человек ищет путь к просветлению. Это и
есть сердцевина дерева. Но есть люди, которые, добившись немного уважения и
славы, удовлетворяются этим, начинают важничать, возносить себя и унижать
других. Такие люди получили только листья и ветки, но думают, что получили
сердцевину дерева.
Есть такие люди, которые, приложив немного усилий, думают, что добились того,
чего желали. Они удовлетворяются этим и начинают важничать, возносить себя и
унижать других. Такие люди, получив наружную кору, думают, что получили
сердцевину дерева.
Есть такие люди, которые удовлетворяются, достигнув некоторого душевного
спокойствия. Они начинают важничать, возносить себя и унижать других. Такие
люди, получив внутреннюю кору, думают, что получили сердцевину дерева.
Есть люди, которые, научившись заглядывать глубже в корень дел, упиваются
достигнутым успехом, начинают важничать, возносить себя и унижать других. Такие
люди, получив древесину, думают, что получили сердцевину дерева. Все эти люди
прекращают свои усилия и впадают в лень. Их снова ждут страдания.
Для того, кто добивается просветления, уважение, слава и приношения - не цель.
Незначительные старания, некоторое душевное спокойствие и способность
заглядывать глубже в корень дел — не цель.
Прежде всего необходимо установить истинную природу жизни и смерти в этом мире.
3. Мир, как таковой, не имеет своей субстанции, надо искать пути искоренения
душевных помыслов. Заблуждения заключаются не во внешних обстоятельствах, они
рождаются в самой душе.
Желания души разжигают огонь горя, в котором человек страдает и мучается. Из-за
мрака невежества душу закрывает мрак заблуждений и человек горюет и печалится.
Дом заблуждений строит именно эта душа. Тот, кто ищет просветления, должен
бороться с этой душой.
4. "Душа моя, почему ты мечешься в поисках тщетного? Почему ты так беспокойна и
не знаешь ни минуты покоя?
Почему ты вводишь меня в заблуждение и заставляешь собирать различные вещи?
Как невозможно возделать землю, если мотыга сломается прежде, чем коснется
земли, так и я, хотя и прожил бесчисленное множество жизней, я вечно блуждал по
морю заблуждений и не смог возделать земли своей души.
Душа моя, ты давала мне и жизнь царя. Давала мне и жизнь нищего, вынуждала меня
ходить просить милостыню.
Ты давала мне жизнь и в мире богов, где я жил в процветании. Давала мне жизнь и
в аду, где меня жгли на огне.
Глупая душа моя, ты выводила меня на разные пути. До сих пор я всегда покорно
следовал тебе и никогда не шел против твоей воли. Но теперь я познал учение
Будды. Больше не беспокой меня, не мешай мне, позволь мне избавиться от
страданий и скорее добиться просветления.
Душа моя, если ты постигнешь истину и поймешь, что ничто на
|
|