Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Таро :: Евгений Колесов(Het Monster) :: Het Monster - Таро. Игральное Таро.
 [Весь Текст]
Страница: из 12
 <<-
 
Het Monster.  T A R O T

 Лекции 1993 г.:

1. Таро и мiр видимый
2. Структура Старших Арканов
3. Младшие Арканы
4. Таро и мiр невидимый
5. Гадание

-----------------------------------------------------------------

1. Таро и мiр видимый

История карт Таро

     Сначала рассмотрим Таро как феномен мiра видимого (от др.-греч.
phainomai, "являться") и т.п.), как некий факт обыденной жизни, с
которым нам приходится иметь дело.  Итак, что же такое Таро?

     ТАPО (Tarot): особые гадательные карты, состоящие из 22 Больших
(Старших) и 56 Малых (Младших) Арканов.

     АРКАН (лат. аrcanum - "тайна"; ср. тж. араб. "рукн" - "столп,
основа веры"): тайный комплекс сведений или наставлений, рецепт,
"ноу-хау".  Подобные комплексы имелись во многих культурах и
сообществах (древнеегипетские жрецы, друиды, орден Храмовников,
масоны и др.). В алхимии, а иногда и в гомеопатии "арканами" наз.
составные вещества, ингредиенты которых сохранялись в тайне.

     Большие, или Старшие Арканы представляют собой сюжетные или
символические рисунки, у них есть свои названия и порядковые
номера, появившиеся позже. Часто их украшают дополнительными
символами: это могут быть растения, животные, значки планет и знаков
Зодиака, геомантические фигуры, буквы еврейского и других алфавитов.
Соответственно этому их и истолковывают несколькими способами (с
оккультной, астрологической, нумерологической и др. точек зрения).

     Малые же Арканы, в сущности, являются прототипами игральных карт
(и до наших дней используются как таковые для игры в "Тарок"), т.к.
имеют четыре масти - жезлы, кубки, мечи и денарии (пентакли), -
состоящие из цифровых карт от туза до десятки и четырех фигурных карт
- Фараона (король), Сивиллы (дама), Всадника (Кавалер, Рыцарь,
Старший валет) и Вестника (Младший Валет или Паж).

     Первоначально четыре масти символизировали четыре основные
социальные страты - простолюдинов (Вестники), рыцарей (Всадники),
жрецов (Сивиллы) и князей или царей (Фараоны); в Индии это шудры,
кшатрии, брахманы и раджи, и т.д. С течением времени эта символика
забылась; испанская и немецкая колоды сохранили короля и двух
валетов, но "потеряли" даму, французская и русская - короля, даму и
одного валета. Масти приобрели иные названия: вместо мечей, кубков,
жезлов и монет (денариев) на картах стали изображать шпаги (пики),
сердечки (черви), дубовые листья (трефы) и бубенчики (бубны). В
современных американских колодах пики вообще заменяют звездочками, а
бубны - яблоками. Из старших карт в этих колодах остался лишь джокер
(Шут). Рисунки на картах Младших Арканов впервые появились в 1910
году. Их выполнила художница Памела К. Смит в сотрудничестве с
оккультистом Артуром Э. Уэйтом.

Варианты карт

     Вариантов карт Таро существует множество. Если еще сто лет
назад во всем мире насчитывалось едва ли два десятка различных версий,
включая рукописные музейные колоды XV-XVI веков, то сейчас их
число уже перевалило за тысячу. Выбор огромен: черно-белые и цветные,
строгие и забавные, простые и мудреные, стилизованные под Индию,
Египет, Древнюю Мексику, рококо, классицизм, импрессионизм, есть даже
сюрреализм и поп-арт... Дань этому жанру отдал и Сальвадор Дали,
сделав семьдесят восемь коллажей из работ старых мастеров с
собственными живописными "комментариями". Его колода, естественно,
очень популярна в Испании.

     Выбор колоды зависит исключительно от человека - главное, чтобы
она пришлась "по руке", чтобы вам хотелось и было приятно с ней
работать. За рубежом, где выбор карт в магазинах достаточно велик,
люди так и поступают. У нас же пока вышло всего три набора карт, по
уровню исполнения довольно убогих. Но, как говорится, "за неимением
гербовой пишут на простой".

     Впрочем, есть надежда. Уже несколько художников приносило мне
свои эскизы карт. А консорциум "Сибзнак" в городе Красноярске даже
подготовили к изданию целую колоду, действительно замечательные
работы одного сибирского художника. Выйдут карты где-нибудь к концу
года. Я взял с них обещание, что они доставят в "Омегу" некоторое
количество экземпляров, так что желающие смогут их приобрести.

     Пока же посмотрим, какие существуют варианты карт.

Марсельское Таро

     Рассмотрим существующие ныне варианты карт Таро, так сказать, в
хронологическом порядке. Во-первых, это - Марсельское Таро,
сохраняющее традиционный рисунок самых первых карт XIV-XVIII вв.
("музейные" колоды Ж.  Грингонье, Висконти-Сфорца, Фурнье, М.
Морана). Названия и трактовка арканов также вполне традиционны.
Рисунок имеют только 22 Старших Аркана; на младших изображены лишь
цифры и фигуры, указывающие масть (жезлы, кубки, мечи и денарии).
Подробнее о работе с этим типом карт можно узнать из книги Мишеля
Морана "Марсельское Таро", выпуск которой на русском языке намечен
фирмой "Интерарк" в 1993 году.

     Марсельская колода может состоять из Больших и Малых или только
из Больших Арканов. М. Моран считает, что "двадцать две старшие карты
уже включают в себя весь комплекс космических вибраций, поэтому на
начальном этапе младшие арканы могут помешать изучению Таро даже
более, чем что-либо иное". Поэтому в его книге описаны только Старшие
Арканы.

     Эта книга ценна также тем, что в ней приводится описание
значений   п а р   карт. Кроме того, там описаны и достаточно
своеобразные методы расклада. Еще он придает большое значение цветам,
в которые раскрашены карты. Цветовая гамма карт Марсельской колоды
очень проста, она содержит семь цветов без оттенков:

        белый           красный
        синий           зеленый
        розовый         черный
        желтый

     С каждым цветом связаны определенные ассоциации. Какие именно,
каждый из нас себе примерно представляет: белый - это свет и чистота,
синий - женственность, красный - мужественность и т.д. В каждой карте
какой-то один цвет или пара цветов преобладает, что позволяет
получить некую дополнительную информацию, ощутить "настрой" карты. А
поскольку цвета карт Марсельского Таро вполне традиционны и почти
всегда одинаковы, группа колод Марсельского образца представляет
собой вполне законченную, стройную систему, которую следует
рассматривать и применять отдельно.


Египетское Таро Этейллы

     Во-вторых, "Египетское" (тж. "Цыганское") Таро французского
оккультиста Этейллы (XVIII-XIX в.), в свое время очень популярное в
России. Были даже карты с надписями на русском языке и "Таинственная
книга Тота" о них, изданная в Москве в 1861 году. Нумерация Старших
Арканов, а также их рисунки у Этейллы во многом отличаются от
классических, в результате чего, естественно, и их трактовка
оказывается несколько иной.

     О его жизни известно мало. Этейлла (Etteilla) был младшим
современником и учеником Кур де Жеблена. Вполне вероятно, что под
влиянием учителя Этейлла и сам вступил в масонскую ложу. Начав
серьезно заниматься оккультизмом, он бросил парикмахерское дело и
сменил свою настоящую фамилию, Альетте, на эзотерический псевдоним,
представлявший собой ту же фамилию, написанную наоборот.

     Однако, попробовав гадать на картах Таро, Этейлла быстро
убедился, что их мудреные каббалистические толкования, принятые среди
масонов, скорее отпугивают, чем привлекают клиентов. Масонское Таро
было слишком сложным. И тогда Этейлла шаг за шагом начал создавать
свою систему.

     Он разрабатывал и совершенствовал ее всю жизнь, опробовав
множество способов расклада и несколько вариантов карт. Свой
окончательный вид эта система, а вместе с ней и карты, приобрели
к 1780 (по другим источникам, к 1783) году.

     Первый вариант его карт (Grand Etteilla, "Большая колода")
был еще слишком сложным: он включал не только рисунки, но и
масонские символы, знаки планет и созвездий и другие обозначения,
непонятные для непосвященных. Французская революция положила
конец деятельности большинства масонских лож и других тайных
обществ, Учредительное собрание молчаливо одобрило арест
Калиостро, граф Сен-Жермен то ли умер, то ли бежал в Германию;
судьба самого Этейллы после 1789 года нам неизвестна.

     Как это часто бывает, слава пришла к Этейлле лишь после
смерти, зато теперь уже навсегда. Как указывают французские
источники, еще при жизни Наполеона сначала в провинции, а потом и
в Париже начали продавать Большую колоду Этейллы с объяснениями
"по египетской книге Тота". Скорее всего, это были не те карты,
которыми пользовался сам Этейлла, но в них было сохранено
главное: система.

     До нас дошли карты, напечатанные в эпоху Луи-Филиппа, т.е. в
40-х гг. XIX в. В 1848 году Луи-Филипп отрекся от престола, а
провинциальный издатель Батист-Поль Гримо, о котором мы также уже
упоминали ("Игральное Таро", N 12/92), разбогатевший на издании
игральных и гадательных карт, перебрался в Париж. Он и напечатал
сначала Большую, а потом и Малую, ныне самую популярную из колод
Этейллы (1850), или Египетское Таро. Это же издательство печатает
их и сегодня - а также Большую и Малую Ленорман, Марсельское Таро
и многие другие карты.

     Вспомним основные принципы системы Этейллы:

     1. Для гадания используются все 78 карт, Старшие и Младшие
Арканы вместе. Этот принцип могут учитывать те, у кого есть
полная колода Этейллы в любом варианте; те же, у кого ее нет,
могут ограничиться 22 Старшими Арканами.

     2. Перед гаданием одна из карт принимается за Карту
Спрашивающего или "бланку": у Этейллы это Первый и Восьмой из
Старших Арканов. Первый, Хаос, обозначает мужчину и соответствует
XXI Аркану общего Таро (Мир), восьмой обозначает женщину и
соответствует II обычному Аркану (Жрица). Бланка выбирается из колоды
и выкладывается до начала собственно гадания.

     3. Различаются прямое и перевернутое положение карт.

     Сам по себе расклад, придуманный Этейллой, очень сложен, им
пользуются сейчас редко, предпочитая упрощенные варианты. Эти карты
описаны в моей статье в "Науке и религии", N 6 (7? 8?) за 1993 год.


Общее Таро

     Третий, ныне самый распространенный тип можно обозначить как
"Общее Таро": рисунками тут снабжены все Арканы, и Старшие, и
Младшие. Их трактовка также придерживается традиции, но в наши дни
ее обычно снабжают эзотерическими комментариями: это колоды доктора
Жерара д'Анкосса (Папюса), Макса Хейндля, Д. Pамана, Эдварда Уэйта,
Алистера Кроули, Сальвадора Дали, "Масонская", "Акварианская" и
большинство других. Как правило, каждый автор колоды писал и свой
комментарий, где пытался выразить свое понимание карт, свою
философию.

     В целом можно сказать, что у каждого века свои карты. В ХХ веке
эзотерическая философия вступила в очередную фазу развития, и
необходимость построения новой модели Вселенной потребовала и нового
осмысления Таро. На русском языке лучшие работы такого рода - книги
П.Д. Успенского, В. Шмакова и Г.О.М.

     Основные принципы современного или "общего Таро":

     1. Рисунки на всех Арканах, и Больших, и Малых, облегчающие
"настройку" сознания гадателя на пространственно-временной континуум
спрашивающего (или на "космические вибрации", как говорит М. Моран);

     2. Интуитивное толкование карт, то есть не привязка к какому-то
раз навсегда данному, "утвержденному" очередным авторитетом варианту,
а свободный полет мысли, работа с картами в состоянии медитации,
позволяющая каждый раз находить свои, индивидуальные, нередко
неожиданные варианты ответа на заданный вопрос.

     3. Использование карт не только в качестве гадательных символов,
но и (а часто и исключительно) как инструмента познания мiра,
философского осмысления макрокосма и микрокосма.


Игральное Таро

     И, наконец, Игральное Таро, стоящее несколько особняком, потому
что оно предназначено главным образом для игры. Поэтому мы
рассматриваем его последним, хотя по времени возникновения его
следовало бы считать первым.

     Именно карты Таро, как мы знаем, послужили в свое время
прообразом игральных карт, став, несмотря на все запреты королей,
основой целого ряда азартных игр. Первоначально играли полной
колодой, со всеми двадцатью двумя старшими картами (их-то и называли
"козырями") и 56 младшими, разделенными на четыре масти по 14 карт в
каждой: кроме десяти простых карт, от туза до десятки, в ней имелось
не три, как сейчас, а четыре фигурных карты - Вестник, Всадник,
Сивилла и Фараон (младший валет, старший валет, дама и король).

     Появилось много новых игр, начиная от преферанса и бриджа и
кончая "дураком", "ведьмой" и "пьяницей". Почему у англичан, кстати,
любимой игрой стали бридж и белот, у немцев - скат, у французов -
экарте, у бельгийцев - ромме, у австрийцев - доппелькопф и рамш, а у
русских - преферанс, это особая история, заслуживающая отдельного
исследования. Самое интересное, однако, заключается в том, что в
странах южной и западной Европы до сих пор сохранилась самая древняя
из карточных игр, основанная на полной колоде Таро и даже сохранившая
ее название.

      В Италии, Австрии и южногерманских землях ее называют "Тарок".
Самым старшим козырем считается Шут (джокер, нулевой или двадцать
второй из Старших Арканов), который называют "Скюз", от французского
l'Excuse, потому что, когда его кладут, говорят: "Примите мои
извинения!" Козырями (итал. Tarocchi) считаются и остальные Старшие
Арканы, из которых только "Маг" и "Луна" имеют числовые значения
(очки), прочие же просто "бьют" любые другие карты. Из Младших
Арканов числовые значения имеются только у фигурных карт
("картинок"), остальные называются "латонами" (пустышками) и просто
сбрасываются в ходе игры. По своим правилам игра напоминает покер: в
ней также имеются "улица", "шлем" и другие похожие конфигурации. Во
Франции она сохранила свое первоначальное название (Tarot, "Таро").

     Для любителей этой старинной игры выпускаются и соответствующие
карты. Возьмем для примера колоду Игрального Таро, выпущенную
старинной парижской фирмой Гримо. Рисунки к ней выполнены художниками
Э. Жанен-Нальте и М. Гарриве. Младшие Арканы в этом типе карт не
имеют рисунка - они идентичны современным игральным картам, только
фигурных карт, как уже говорилось, не три, а четыре - Валет
(Вестник), Кавалер (Всадник), Дама (Сивилла) и Король (Фараон).

     Однако гадать на них тоже можно. На "козырных" картах Игрального
Таро изображены жанровые сценки эпохи Наполеона III - играющие дети,
беседующие господа, отдыхающие крестьяне и т.д. С традиционными
изображениями Старших Арканов эти сценки, конечно, не имеют ничего
общего. Однако это в принципе не меняет дела: рисунки, как и любые
другие символы, также могут быть использованы для гадания. Они
достаточно информативны, чтобы вызвать цепочку ассоциаций даже у
самого неподготовленного человека, а потому вполне способны ответить
на любой наш вопрос.

     Тем более, что каждый из Старших Арканов этой колоды имеет не
одну, а две разные картинки, то есть они могут быть истолкованы как
"прямой", так и "перевернутый" вариант. Об этих картах см. мою статью
в N 12 журнала "Наука и религия" за 1992 год.

Происхождение карт

     Об их происхождении существуют различные версии. Наиболее
популярна та, что Большие Арканы восходят к 22 золотым таблицам,
находившимся в подземелье одного из древнеегипетских храмов.

     Так считал, например, известный французский богослов, языковед и
оккультист Кур де Жеблен - или Курт де-Гебелин, как его иногда
называли в дореволюционных русских переводах). Антуан Кур де Жеблен
(1725-1874) был членом масонской ложи "Девяти сестер", куда входили,
между прочим, Вольтер и Дантон. Он известен прежде всего как автор
многотомного труда, который писал всю жизнь и так и не успел
закончить. Вышел этот труд лишь после его смерти под названием
"Первоначальный мiр, анализированный и сравненный с мiром
современным" (Le monde primitif analyse et compare avec le monde
moderne).

     В нем он, в частности, утверждает, что эти символы (арканы)
возникли в Египте через полтора века после всемирного потопа. Великие
Арканы Таро были составлены учеными магами Древнего Египта, чтобы
сохранить накопленные знания для потомков. Они выразили их в виде
рисунков, потому что, во-первых, любой язык со временем меняется или
забывается, а во-вторых, "добродетели тоже забываются, они преходящи,
а порок вечен": оказывается, египтяне скрыли свои тайные знания под
маской игральных карт!

     На самом же деле первые карты Таро в XIV в. принесли в Европу
цыгане, которых долгое время считали потомками египтян (ср., напр.,
англ. gipsy), поэтому версия о египетском происхождении Таро
получила широкое распространение. Где их взяли цыгане, достоверно не
известно, однако оккультисты с увлечением принялись разрабатывать
эту версию и в конце концов убедили в ней публику.

     Не совсем ясно было, откуда взяли Арканы Таро сами
древнеегипетские жрецы. По этому поводу до сих пор существуют
разногласия. Одни считают, что жрецы составили их сами, другие
думают, что это наследство атлантов или какой-нибудь иной из
предшествовавших рас, третьи верят, что Арканы были получены в
результате откровения.

Откровение

     Откровение есть особый способ получения информации, отличный
от канала обычной невидимой связи (назовем его телепатическим),
позволяющего проникнуть в пространственно-временной континуум  с у-
щ е с т в у ю щ и х (живущих) подсознаний, то есть, считая в нашем
линейном времени, в лучшем случае на пару столетий. Опыт ушедших
живет в сознании (или подсознании) тех, кто их помнит. Опыт будущих
поколений, потомков, на наш взгляд еще не родившихся, живет в нас, их
предках, о которых помнят они.

     ОТКРОВЕНИЕ (лат. revelatio, греч. apokalypsis): это
волеизъявление или информация, исходящие, по человеческим
представлениям, от высшей силы (Бога) и воспринимаемые необычным
(внечувственным) путем - напр., во сне, в состоянии транса и т.п.
Этот способ связи может охватывать века и тысячелетия линейного
времени, потому что он основан не на эгрегориальной памяти поколений,
а на космических информационных полях, в которых, как в компьютерных
файлах, "заархивированы" подсознания, уже (или еще) не существующие.
В космическом масштабе проблемы времени не существует.

     Именно через откровение получали информацию великие пророки и
визионеры (ветхозаветные пророки, Магомет, Данте Алигьери, Мишель
Нострадамус, Даниил Андреев).

     Откровение же почти каждый народ считает источником своей
Священной Книги, по крайней мере, ее первоначального варианта.
Недаром каждый "народ Писания" ретроспективно достраивает историю
своей Священной Книги, а вместе с тем вынужденным образом и свою
собственную историю, доводя ее до совершенно фантастической древности
(десятки и даже сотни тысяч лет).

     Собственное время Священных Книг течет как бы в обратную
сторону. Вот классический пример инволюции: сами тексты не
эволюционируют с момента своей канонизации. Хотя народы
эволюционируют, конечно, сравнительно быстро (за две-три тысячи, а то
и за несколько сотен лет) утрачивая какую бы то ни было связь -
родство, внешнее сходство, язык, место обитания, образ мысли - со
своим народом-предком, которому, собственно, было (если было) дано
Откровение.

     Время вообще вещь загадочная, а его линейная концепция - вещь
вообще крайне неудобная для философов, а тем более для оккультистов.
Не удивительно, что оккультисты, вероятно, во все времена, а на нашей
исторической памяти - начиная с XVIII в. искали Книгу Книг, тот
первоисточник, который и был дан в Откровении единому когда-то
человечеству, распавшемуся позже на разные народы, объявившие
истинной лишь свою версию Книги.

     "Все религии сохранили память об одной первичной книге,
написанной иероглифами мудрецами первых веков мiра, символы которой,
будучи впоследствии упрощены и вульгаризированы, послужили Писанию
буквами, Слову - категориями, а оккультной философии - ее
таинственными знаками", - писал Элифас Леви (Dogme...).

     ЛЕВИ, Элифас (Eliphas Levi), собств. Альфонс-Луи Констан
(Alphonse Louis Constant, 1810-1875): французский богослов, философ и
оккультист. Учился в семинарии, был диаконом парижской церкви
Сен-Сюльпис; лишен сана и исключен из церк. общины за проповедь
"еретических учений". В 1840 г. выпустил "Библию Свободы", в которой
требовал возврата к "истинно коммунистическим" принципам,
провозглашенным Иисусом Христом, официальную же церковь называл
"куртизанкой богачей и тиранов". Книга была запрещена, а автор
отсидел полгода в тюрьме. Приобрел известность, однако, не как один
из первых "коммунистов", а как глубокий теоретик оккультизма.

     Труды:

- La Bible de la Liberte ("Библия Свободы"). Paris 1840.
- Le dogme et le rituel de la Haute Magie, v. 1-2. Paris 1856, 1861;
рус. пер. "Учение и ритуал высшей магии", тт. 1-2, СПб 1910.
- L'Histoire de la Magie. Paris 1860.
- La Clef des Grands Mysteres. Paris 1861.
- Fables et Symbols. Paris 1864.
- Le Sorcier de Mendon. Paris 1865.
- La Science des Esprits. Paris 1865.

     Ему казалось, что 22 Аркана Таро были когда-то буквами
протоалфавита, которым пользовались Енох, Гермес Трисмегист и Кадм -
"мудрецы первых веков мiра". Таким образом, это не буквы первого
алфавита (древнеегипетского) были развернуты в арканы, а арканы
свернуты в буквы (вот еще один пример ретроспективной достройки)...

     ЕНОХ (Henoch, евр. "Посвященный"): ветхозаветный патриарх, сын
Иареда, отец Мафусаила. В Коране упоминается как Идрис, "Знающий"
(19:57б 58); ему приписывают начало науки и изобретение письмен.
Историки оккультизма часто отождествляют его с Гермесом-Тотом. За
праведную жизнь был взят живым на небо (Быт. 5:21-24). По легенде,
написал книгу, которую его правнук Ной спас от потопа. Апокр. Книга
Еноха содержит 108 глав и повествует об ангелах, вступавших в брак с
живыми девушками; своих детей, родившихся от этого брака, ангелы
научили астрологии, магии и другим эзотерич. наукам. Анализ текста
показывает, что книга возникла не ранее II в.  до н.э. В рус.
переводе издана в 1888 г. в Казани. См. тж. Порфирьев И.
Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань,
1873.

     КАДМ (Kadmos): сын Агенора, царя Тира (или Сидона), основатель
г. Фивы в Беотии. В месте, указанном ему дельфийским оракулом для
основания города, убил дракона (или змея), из зубов которого выросли
солдаты. Почти все они перебили друг друга; пятеро оставшихся стали
основателями знатных спартанских родов. Считается изобретателем
греческого алфавита.

    ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ (греч. Trismegistos, "Трижды великий"): имя,
данное греками Тоту (Дхути), древнеегипетскому богу мудрости и
письма, отождествленному ими со своим богом Гермесом. Первоначально
это (или подобное) имя носил некий маг и ученый эпохи
додинастического Египта (середина III тыс. до н.э.), возможно, жрец
культа лунного бога, позже сам объявленный богом. Центром лунного
культа Гермеса-Тота был г. Гермополь. Позже к Гермесу как ученому,
обладателю тайного знания, вернулись гностики. Климент
Александрийский (III в. н.э.) считал его автором 42 трудов
астролого-космографического и религиозного содержания. В греческих и
латинских изложениях до нас дошли: "О природе богов" (De natura
deorum), "Пимандр или о могуществе и мудрости Божией" (Poemander sive
de potestate et sapientia Dei) и знаменитая "Изумрудная скрижаль"
(Tabula smaragdina). Подробнее см., напр., Агапова З. Гермес - бог
познания земли и неба. Альманах "Гермес", М., 1992.

     Елена Петровна Блаватская утверждала даже, что нашла эту книгу.
Она называет ее Книгой Дзиан (Дан, Джанна, кит. Чан /дзен/ и санскр.
Дхьяна, "самоуглубление") и приводит ее тексты. Что это за книга и
была ли она вообще, для нас в данном случае не важно. Блаватская
ошиблась, как и до, и после нее ошибались многие, пав жертвой все
того же парадокса человеческого мышления (инволютивность): Книга Книг
достроена ретроспективно.

     Ретроспективно достроены многие, если не все человеческие
теории. Взять хотя бы теорию Большого взрыва: чтобы понять историю
Вселенной, человеку была необходима гипотеза о некоем моменте начала.
Не может же что-то не иметь начала. Поэтому в истории Вселенной время
тоже течет в обратную сторону: Большим взрывом она на самом деле не
начинается, а завершается, достраивается до чего-то понятного. Конец
стал протезом начала.

Арканы и иконы

     Точно так же ретроспективно достроены и карты. На самом деле они
имеют мало общего не только с древними символами, но и со своими
предшественницами: даже в XIX веке Старшие Арканы понимались иначе,
чем в XX, не говоря уже о XIII, XVII и так далее.

     Мало того, ясно, что каждый человек тоже понимает их по-своему -
в меру своего тезауруса, особенностей личности, даже настроения. И
художник, рисующий карты, тоже выражает в них себя. Правда, в картах
Таро, как в русской иконе, есть свой канон; но есть художники, не
придерживающиеся канона (Сальвадор Дали).

     И тем не менее карты от этого ничего не теряют. Пусть в одной
колоде карта Силы имеет восьмой номер, а в другой - одиннадцатый, в
колоде Райдера-Уэйта на карте Влюбленных изображены две человеческие
фигуры, у Папюса - три, а у Алистера Кроули - целых четыре: общий,
так сказать, генеральный смысл карты, ее монада все равно остается
прежней.

     Однако каждая новая фигура, каждое изменение номера или цвета
влекут за собой изменение частностей, привносят в карту новые смыслы.
А начав работать с картами, вы обнаружите, что и каждая новая
ситуация, каждая новая мысль, возникшие в связи с той или иной
картой, тоже прибавляют что-то, обогащая не только ваш, но и ее
тезаурус, ее эгрегор.

     Наконец, каждая карта "многослойна" и даже "многомерна": она
может указывать на конкретные события и на значение этих событий, на
процессы, происходящие в подсознании, в сознании и в сверхсознании,
на уровне физического, астрального или ментального тела, она может
касаться судьбы одного человека, семьи, фирмы, региона, страны и
целого континента, всего земного шара, Солнечной системы и даже
галактики.

     Поэтому Арканы Таро - не догма, и работа с ними - не ритуал.
Арканы - не просто предметы материального мiра и даже не символы в
обыденном смысле слова, а комплексы символов наподобие тех же русских
икон, такие же "окна" в мiр духовный. Как писал Павел Флоренский,
"Иконостас есть граница между мiром видимым и мiром невидимым".
Только за иконами мы видим образы святых, то есть по сути дела
личности, а за Арканами - образы идей, существующих столь же реально.
Слово "икона" (eikon) в переводе с греческого и означает "образ".

     Далее Флоренский в той же статье ("Иконостас", 1922) пишет:
"Иконостас есть сами святые, и если бы все молящиеся в храме были
достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся в храме всегда
было видящим, - никакого другого иконостаса, кроме предстоящих самому
Богу свидетелей Его... в храме и не было бы". Так и Арканы Таро нужны
лишь как помощь, временная опора для тех, кому трудно видеть духовным
зрением. Те же, у кого оно развито, могут пользоваться и чистыми
листками бумаги или даже просто мысленно "раскладывать карты", то
есть обращаться прямо к идеям, которые они олицетворяют.

     Но об этом мы поговорим в другой раз.

Литература

     Литература о Таро чрезвычайно обширна. См., напр.:

- Г.О.М. Курс энциклопедии оккультизма. Т. 1-2. СПб., 1911.
- Ларионов И.К. Арканы Таро. М., "Прометей", 1990.
- Monster. Азбука Таро. М., "Интерарк", 1992.
- Моран M. Марсельское Таро. М., "Интерарк", 1993.
- Папюс. Предсказательное Таро. СПб., 1912, переизд. М., 1991.
- Таинственная книга Тота или искусство гадать по 78 древнеегипетским
картам. Собрано Этейллою. М., 1861.
- Успенский П.Д. Символика Таро, в: Успенский П.Д. Новая модель
Вселенной, М., Издательство Чернышева, 1993.
- Шмаков В. Священная книга Тота: Великие Арканы Таро. М., 1916,
репринт М., 1992.

- Bauer, E. Tarot. Quelle therapeutischer Wandlung. Muenchen 1982.
- Pollack R. Seventy-eight Degrees of Wisdom. A book of Tarot.
Wellingborough 1983.
- van Rijnberk, G. Le Tarot: historie, iconographie, esoterismee. Ed.
de la Maisnie, Paris 1981.
- Thierens, A.E. Astrology and The Tarot. Van Nuys, CA. 1975.



Het Monster

ИГPАЛЬНОЕ ТАPО

     Однажды пришел ко мне человек, вынул из кармана колоду карт и
говорит:

     - Вот, привезли мне Таро, а я понять ничего не могу: у Папюса
написано "Папесса", "Суд", "Император", а тут дети какие-то
нарисованы, дамы танцуют...

     Вариантов карт Таро существует множество. Если еще сто лет
назад во всем мире насчитывалось едва ли два десятка различных версий,
включая рукописные музейные колоды XV-XVI веков, то сейчас их
число уже перевалило за тысячу. Выбор огромен: черно-белые и цветные,
строгие и забавные, простые и мудреные, стилизованные под Индию,
Египет, Древнюю Мексику, рококо, классицизм, импрессионизм, есть даже
сюрреализм и поп-арт... Дань этому жанру отдал и Сальвадор Дали,
сделав семьдесят восемь коллажей из работ старых мастеров с
собственными живописными "комментариями". Его колода, естественно,
очень популярна в Испании.

     Однако при всем разнообразии рисунков основной смысл арканов,
двадцати двух больших и пятидесяти шести малых, остается одним и тем
же. "Наука и религия" о них уже писала - см. статьи А. Вяткина в N
1/89 и P. Николаевой в N 12/91. Кроме того, на русском языке имеются
книги, в которых можно узнать о них подробнее, напр.: Папюс.
Предсказательное Таро. СПб., 1912, переизд. М., 1991; Шмаков 
В., Арканы Таро, М., 1916; Ларионов И.К. Арканы Таро. М., 
"Прометей", 1990; Monster. Азбука Таро. М., "Интерарк", 1992 и 
другие. Поэтому сегодня мы об арканах говорить не будем.

     В целом все существующие варианты карт Таро можно разделить на
четыре основных типа. Перечислим их "в хронологическом порядке"
соответственно времени их возникновения.

     Во-первых, Марсельское Таро, сохраняющее традиционный рисунок
самых первых карт XIV-XVIII вв. ("музейные" колоды Ж. Грингонье,
Висконти-Сфорца, Фурнье, М. Морана). Названия и трактовка арканов
также вполне традиционны. Pисунок имеют только 22 Старших Аркана; на
младших изображены лишь цифры и фигуры, указывающие масть (жезлы,
кубки, мечи и денарии). Подробнее о работе с этим типом карт можно
узнать из книги М. Морана "Марсельское Таро", выпуск которой на
русском языке намечен фирмой "Интерарк" в 1993 году.

     Во-вторых, "Египетское" (тж. "Цыганское") Таро французского
оккультиста Этейллы (XVIII-XIX в.), в свое время очень популярное в
Pоссии. Были даже карты с надписями на русском языке и "Таинственная
книга Тота" о них, изданная в Москве в 1861 году. Нумерация Старших
Арканов, а также их рисунки у Этейллы во многом отличаются от
классических, в результате чего, естественно, и их трактовка
оказывается несколько иной.

     Третий, ныне самый распространенный тип можно обозначить как
"Общее Таро": рисунками тут снабжены все Арканы, и Старшие, и Младшие
(у Младших Арканов рисунки впервые появились в 1910 году, в колоде
американской художницы Памелы Смит, которые и воспроизведены в N 1
журнала за 1989 год; с тех пор рисунками снабжаются все варианты карт
этого типа). Их трактовка полностью придерживается древней традиции,
как и в системе Марсельского Таро, хотя и снабжена комментариями в
духе современной эзотерической космологии (ХХ в.: колоды Папюса, М.
Хейндля, Д. Pамана, А.Э. Уэйта, А. Кроули, С. Дали, "Масонская",
"Акварианская" и большинство других).

     И, наконец, четвертый и самый мало изученный у нас тип -
Игральное Таро. Именно карты Таро послужили в свое время прообразом
игральных карт, став, несмотря на все запреты королей, основой целого
ряда азартных игр. Первоначально играли полной колодой, со всеми
двадцатью двумя старшими картами (их-то и называли "козырями") и 56
младшими, разделенными на четыре масти по 14 карт в каждой:  кроме
десяти простых карт, от туза до десятки, в ней имелось не три, как
сейчас, а четыре фигурных карты - Вестник, Всадник, Сивилла и Фараон
(младший валет, старший валет, дама и король).

     Первоначально они символизировали четыре основные социальные
страты - простолюдинов (Вестники), рыцарей (Всадники), жрецов
(Сивиллы) и князей или царей (Фараоны); в Индии это шудры, кшатрии,
брахманы и раджи, и т.д. С течением времени эта символика забылась;
испанская и немецкая колоды сохранили короля и двух валетов, но
"потеряли" даму, французская и русская - короля, даму и одного
валета. Масти приобрели иные названия: вместо мечей, кубков, жезлов и
монет (денариев) на картах стали изображать шпаги (пики), сердечки
(черви), дубовые листья (трефы) и бубенчики (бубны). В современных
американских колодах пики вообще заменяют звездочками, а бубны -
яблоками. Из старших карт в этих колодах остался лишь джокер (Шут).

     Появилось много новых игр, начиная от преферанса и бриджа и
кончая "дураком", "ведьмой" и "пьяницей". Почему у англичан, кстати,
любимой игрой стали бридж и белот, у немцев - скат, у французов -
экарте, у бельгийцев - ромме, у австрийцев - доппелькопф и рамш, а у
русских - преферанс, это особая история, заслуживающая отдельного
исследования. Самое интересное, однако, заключается в том, что в
странах южной и западной Европы до сих пор сохранилась самая древняя
из карточных игр, основанная на полной колоде Таро и даже сохранившая
ее название.

      В Италии, Австрии и южногерманских землях ее называют "Тарок".
Самым старшим козырем считается Шут (джокер, нулевой или двадцать
второй из Старших Арканов), который называют "Скюз", от французского
l'Excuse, потому что, когда его кладут, говорят: "Примите мои
извинения!" Козырями (итал. Tarocchi) считаются и остальные Старшие
Арканы, из которых только "Маг" и "Луна" имеют числовые значения
(очки), прочие же просто "бьют" любые другие карты. Из Младших
Арканов числовые значения имеются только у фигурных карт
("картинок"), остальные называются "латонами" (пустышками) и просто
сбрасываются в ходе игры. По своим правилам игра напоминает покер: в
ней также имеются "улица", "шлем" и другие похожие конфигурации. Во
Франции она сохранила свое первоначальное название (Tarot, "Таро").

     Для любителей этой старинной игры выпускаются и соответствующие
карты. Младшие Арканы в этом типе карт не имеют рисунка - они
идентичны современным игральным картам, только фигурных карт, как уже
говорилось, не три, а четыре - Валет (Вестник), Кавалер (Всадник),
Дама (Сивилла) и Король (Фараон). На Старших изображены жанровые
сценки 60-х гг. XIX в.

     С традиционными изображениями Старших Арканов эти сценки эпохи
Наполеона III не имеют ничего общего. На них действительно нарисованы
играющие дети, танцующие дамы, беседующие господа, отдыхающие
крестьяне и различные другие персонажи. Они и были созданы для того,
чтобы придать картам не гадательный, а игральный характер. Однако это
в принципе не меняет дела: рисунки, как и любые другие символы, также
могут быть использованы для гадания.

     Возьмем для примера колоду Игрального Таро, выпущенную старинной
парижской фирмой Гримо. Pисунки к ней выполнены художниками Э.
Жанен-Нальте и М. Гарриве. На Старших Арканах есть номера, поэтому их
в принципе можно было бы истолковывать как обычное Таро, но это
затруднительно, да и не стоит усилий, так как рисунки колоды Гримо
хороши сами по себе. Они достаточно информативны, чтобы вызвать
цепочку ассоциаций даже у самого неподготовленного человека, а потому
вполне способны ответить на любой наш вопрос.

     Тем более, что каждый из Старших Арканов этой колоды имеет не 
одну, а две разные картинки, то есть они могут быть истолкованы как 
"прямой", так и "перевернутый" вариант. Как и в описаниях других 
гадательных символов, мы приведем здесь лишь некоторые из возможных 
толкований, в остальном же, конечно, при раскладывании этих карт 
лучше полагаться на собственную интуицию. Возможно, у вас появятся 
иные ассоциации. Их не следует считать "ошибочными": скорее всего, 
они просто лучше подходят вашему складу личности.

     Карты были опробованы на практике, подтвердив возможность их 
использования в гадательных целях. Описания карт сделаны на основе 
целого ряда сеансов гадания. Вынимать и раскладывать карты можно 
любым из известных вам способов. Самое простое - выбирать карты, как 
и руны, по одной каждым утром, чтобы узнать, что принесет вам 
наступивший день. 

 1 (прямая). Коломбина и Пульчинелла. Мелодрама. Выяснение отношений,
может быть, с болью и слезами, но в конце концов все улаживается.
Если спрашивают о больном человеке - удачная операция, выздоровление. 
Ваши волнения понятны, говорит эта карта, однако у этой истории 
хороший конец.

 1 (перевернутая). Пьеро и Панталоне. Фарс. "Ложная тревога", мнимая
опасность, причиняющая, однако, немалое беспокойство. Возможен вызов
в милицию или налоговую инспекцию. Волноваться не стоит: во-первых, 
беда не так страшна, как кажется, а во-вторых, спокойствие в данном 
случае - залог успеха.

 2 (прямая). Игры мальчиков. Человек берет на себя слишком много,
обещает больше, чем может выполнить."Потешное войско", пустые 
угрозы. Впрочем, возможны и неприятности, но небольшие (шишки, 
синяки). Или - соперничество, особенно в сфере сексуальных отношений.

 2 (перевернутая). Игры девочек. Приятное знакомство, но как бы не 
всерьез: просто развлечения, веселая компания. Могут возникнуть и
сексуальные отношения, причем достаточно необычные. 

 3 (прямая). Господа на прогулке. Достаток и досуг. Человек, у
которого достаточно денег, чтобы позволить себе любые прихоти. 
Однако будьте внимательны: у вас слишком много завистников, 
способных причинить вам вред. Еще эта карта может означать человека,  
которому родственники или друзья мешают соединиться с любимой.

 3 (перевернутая). Прислуга на прогулке. Отдых после напряженной
работы. Вам ничто не грозит, так что сюрпризы могут быть только 
приятными. Это - хорошая примета, неожиданная удача, ожидающая вас 
за поворотом. 

 4 (прямая). Ученые занятия. Предстоит долгая исследовательская 
работа, расследование или процесс обучения. Какая роль отводится 
спрашивающему, учителя или ученика, руководителя или ассистента и 
т.п., он должен определить сам - или это могут показать соседние 
карты.

 4 (перевернутая). Мать и дети. Забота о детях. Появление ребенка в
семье, у кого-то из ближайших родственников или знакомых. Но она 
может означать и неполную семью, где отец ушел или находится в 
отъезде.

 5 (прямая). Дед и внуки. "Конфетка": вознаграждение за труд или
выступление, на самом деле никому не нужные, хотя, возможно, и 
прекрасно выполненные. Однако обе стороны делают вид, что "так и 
надо".

 5 (перевернутая). Бабушка и внуки. Чтение письма или сказок:
утешение, отвлечение. Человек или люди, окажущие поддержку в трудную 
минуту. Добрый дом, в котором для вас всегда открыта дверь.

 6 (прямая). Дамы за чаем. Пустой разговор, вынужденное общение с 
человеком или людьми, видеть которых не хочется. Будьте осторожны: 
ваш собеседник может потом распустить о вас злую сплетню.

 6 (перевернутая). Крестьяне за работой. Срочная работа ("страда"). 
Может означать и помолвку: двое молодых людей, проходящих мимо, не 
таят своих отношений, не боятся сплетен.

 7 (прямая). Известие. Неприятное письмо, повестка; объяснение. 
Обвинения, подкрепленные доказательствами. Выяснение отношений с 
супругом, напарником, партнером. Возможно судебное дело. 

 7 (перевернутая). Крестьяне на отдыхе. Период отдыха после 
напряженной работы, перерыв, возможно, отпуск. Может означать также 
жену или мать, заботящуюся о муже (сыне).

 8 (прямая). Званый вечер. Концерт, успех или жажда успеха; может 
означать и какую-л. публичную профессию - актер, журналист, 
переводчик.

 8 (перевернутая). Семейная идиллия. Покой, возвращение отца, 
отставка по возрасту или по болезни. Но, возможно, и обида на 
невнимание (как у старшей девочки на рисунке, глядящей, как ласкают 
младшую): постарайтесь быть более внимательны к близким людям.

 9 (прямая). Путешественник. Человек, давно покинувший родные края, 
эмигрант - или просто одинокий, непонятый, ушедший от тех, кто его не 
понимает. Во всяком случае, это человек, видевший и узнавший гораздо 
больше, чем те, кто его окружает, но не оцененный ими.

 9 (перевернутая). Тать. Вор или любовник, пробирающийся в дом за 
спиной хозяина, во всяком случае - неприятная неожиданность для 
хозяина. Будьте осторожны и вовремя примите необходимые меры.

10 (прямая). Пастух. Свобода от мирских забот, кругом лишь 
горы, небо да верный друг - собака. Или - духовное  
самоусовершенствование, пастырское служение, обет. Вот то, к чему 
стремится ваша душа.

10 (перевернутая). Каменоломня. Несвобода, наказание, труд в поте 
лица. Или - пустое кладоискательство, ложный путь, Сизифов труд. 
Возможно, вы сами сознаете бесперспективность задуманного или 
выполняемого вами дела, однако бросить его нельзя, придется довести 
до конца.

11 (прямая). Пикник. Бесполезная трата времени, скорее всего - из  
стремления быть "таким, как все"; также флирт без любви или 
нерентабельное капиталовложение.

11 (перевернутая). Катание на лодке. Полезное времяпрепровождение, 
желание отделиться от других, или - настоящая любовь, рентабельное 
капиталовложение.

12 (прямая). Бал. Отказ. Временное отступление, период сердечных 
неудач. Вас не приняли или неверно поняли, но не отчаивайтесь: 
неблагоприятный период скоро закончится, и все будет иначе.

12 (перевернутая). Танцы. Деревенский праздник, кирмес или, как 
теперь говорят, "тусовка". Все складывается удачно, наступил 
благоприятный период, говорит эта карта. Отношения с партнером 
налаживаются.

13 (прямая). Казенный дом. Предстоят дела с какой-то конторой, 
составление или заполнение формуляров, списков, возможно, участие в 
выборах; возможно, это кажется вам ненужным, однако лучше сделать 
все, что от вас требуют, чтобы потом не остаться в проигрыше.

13 (перевернутая). Лавка. Суета, забота о материальной выгоде, 
купля-продажа. Финансовые трудности, необходимость тщательно 
рассчитывать свой бюджет, чтобы прокормить и одеть семью.

14 (прямая). Охота. Поиски добычи: если попадется хоть что-то, уже 
хорошо! Ни от чего не отказывайтесь, соглашайтесь на любое 
предложение: шансов выиграть в любом случае больше, чем проиграть.

14 (перевернутая). Pыбная ловля. Добыча сама плывет в руки, но вода 
мутная. Если что-то выловится, это может быть рыба, а может быть и 
консервная банка. Так что будьте осторожны: прежде, чем принимать 
решения, следует хорошенько подумать.

15 (прямая). Художник. Творчество, работа для души. Возможно, ваш 
труд окупится не скоро, но главное в том, что он нужен вам самому: 
без него ваша личность будет неполной, ваши мысли и чувства останутся 
невысказанными. Поэтому продолжайте трудиться без сомнений.

15 (перевернутая). Фотограф. Pемесло, работа на заказ. Ваш труд 
быстро окупается, спрос на то, что вы делаете, велик и продолжает 
расти. Однако он не способен принести вам подлинное удовлетворение, 
поэтому подумайте, не сменить ли эту работу со временем на что-либо 
более творческое.

16 (прямая). Садовник. Труд для других или для будущего: оценят этот 
труд не те люди, что сейчас стоят и наблюдают, а другие, гораздо 
позже. Здесь никакие усилия не могут быть чрезмерными, и перерывы 
недопустимы, ведь растения требуют ежедневного ухода.

16 (перевернутая). Стрижка овец. Труд, без сомнения полезный, но 
вы отдаете ему слишком много сил и времени. Таких людей, не щадящих 
себя, в Америке называют workoholics. Пощадите себя, дайте себе 
отдохнуть!

17 (прямая). Скачки. Излишние эмоции, безрассудство, риск потерять 
много, ничего не выиграв, а то и получить травму. Впрочем, очевидно, 
вы любите острые ощущения и рискованные ситуации - что ж, дело ваше.

17 (перевернутая). Сушка сена. Спокойная, размеренная жизнь и труд,  
в результатах которого сомневаться не приходится. Отсюда - 
уравновешенность эмоций, гармония с самим собой. Однако не слишком ли 
уныла роль лежачего камня?

18 (прямая). Pынок. Будьте внимательны: не давайте обмануть себя и 
сами не обманывайте других! Ведь уговор, как говорится, дороже 
денег. Вид деятельности - посредник.

18 (перевернутая). Молотьба. Производство, вполне организованное, 
хотя, возможно, пока мало эффективное (трудятся вручную). Не 
пожалейте денег, купите компьютер и/или иную технику - не обязательно 
самую дорогую, но ту, которая лучше всего подходит для ваших 
целей. Вид деятельности - предприниматель.

19 (прямая). На катке. Торжество, банкет без достаточного повода. 
Попытка хотя бы на время бежать от проблем, забыться. Семейный 
раздор, недоразумения детей и старших. Или - очень молодой человек, 
ребенок.

19 (перевернутая). Ткачи. Создание основы, начало какого-л. дела. 
Солидность без претензий. Семейное благополучие. Или - пожилой 
человек, старик.

20 (прямая). Игра в карты. Верность традициям "своего круга", старым 
партнерам, правилам игры. Или - рискованное предприятие. Pиск велик, 
но велик и возможный выигрыш.

20 (перевернутая). Игра в кегли. Верность традициям предков, 
обычаям, неформальной группе (друзья, соседи). Pиск невелик, но 
невелика и прибыль.

21 (прямая). Ассамблея. Маскарад. Воспоминания о прошлом, возврат 
к старому. Или - не совсем обычный брак: в зрелом возрасте ("для тех, 
кому за тридцать"), с очень молодым (или, наоборот, старым) 
партнером, морганатический брак.

21 (перевернутая). Парад. Хлопоты, связанные главным образом с 
военной службой: призыв или демобилизация, перемещение, возможно, 
даже военные действия. Однако присутствие шута за рядом солдат 
говорит о том, что шуму будет много, а толку мало.

22 (0). "Скюз" (Шут, джокер). "Извините", - говорит эта карта, - "все 
может выйти совсем не так, как вы предполагаете". Скорее всего, 
однозначного ответа на ваш вопрос быть не может, а потому не 
торопитесь и не вмешивайтесь в ход событий.

     В порядке опыта давайте попробуем узнать, что готовит нам 
наступающий 1993 год, и вытянем на него одну карту. Зададим общий 
вопрос: что он принесет всем нам, каким он будет? Pазложим Старшие 
Арканы Таро Гримо на столе и послушаем, какая карта отзовется... 

     Вот: 14-й Аркан, "Pыбная ловля". Да, в будущем году  
действительно может случиться все, что угодно. Впрочем, на какую-либо 
угрозу или катастрофу карта не указывает, и это уже хорошо. Однако 
полной ясности нет, равных шансов для всех не будет: каждый 
будет искать свою золотую рыбку, снова и снова забрасывая сеть. 
Кому-то повезет сразу, а кому-то придется долго ловить свою удачу. 
Карта дает совет: подумайте, прежде чем принимать любое предложение 
или приглашение. Ведь "ловля" означает и "выбор". А выбор, сделанный 
обдуманно, всегда увеличивает вероятность успеха. 

 
 [Весь Текст]
Страница: из 12
 <<-