|
обозначают видимое, очевидное, а два согнутых пальца — невидимое, скрытое,
трансцендентное. Сумма же всех пальцев, пятерка, в мистике чисел символизирует
суть, основу всего, о чем свидетельствует и слово квинтэссенция (лат. Cvint =
пять, essentia = сущность). Смысл образа таков лишь тот, кто уделяет внимание и
видимому, и невидимому, познает суть и обретает путь. У того, кто видит лишь
внешнюю сторону вещей, шансов на это столь же мало, как и у того, кого манит
лишь трансцендентное. Вот почему Герою, чтобы познать суть необходимо пройти
через оба мира: мир внешний, осознаваемый, соответствующий дневному пути солнца,
и мир внутренний – неосознаваемый, соответствующий его пути по Морю Ночи. В
«саге о нибелунгах», рассказывается как Зикфрид, воспитывался карликом Регином.
В греческих мифах та же роль отводится в первую очередь кентавру Хирону,
великому учителю и воспитателю таких героев, как Ясон, Асклепий, Ахилл и
Геракл: он передавал им знания и навыки, необходимые на ожидавшем каждого из
них жизненном пути. В виде кентавра часто изображают также знак Стрельца,
архетипически опять же соответствующий Аркану Жреца.
Ключевые слова к карте Жреца:
архетип - Святой;
задача — внимание к видимому и к невидимому, поиски сути цель;
цель — обретение квинтэссенции, сути и пути;
риск — стать святошей, резонером, «великим гуру»;
жизнеощущение — поддержка благодаря вере в Провидение, знание сути вещей.
Выбор
В Таро Артура-Эдварда Уэйта и во многих современных колодах эта карта
выражает тему «любви в чистом виде». На ней изображены Адам и Ева до
грехопадения: обнаженные и невинные, они пребывают в раю, благословляемые
Рафаилом, архангелом любящих. Позади Адама и Евы растут Древо Жизни и
украшенное спелыми яблоками Древо Познания, вокруг которого обвивается змей.
Гора на заднем плане символизирует здесь, как и в других Арканах, пики
человеческих переживаний, кульминации страстей, вершины счастья. Сравнив Путь
Героя с дневным путем Солнца, мы убедимся, что Аркан Влюбленных соответствует
высшей точке солнечного пути, полудню, то есть вершине счастья на пути
самопознания.
Как и «полуночный» антипод Влюбленных, карта Диавола, этот Аркан тоже
оказался сильно изменен по сравнению с его образом и старинных колодах, и нам
теперь предстоит выяснить, стоило бы это делать. Чтобы лучше понять смысл
данного этапа Пути Героя, давайте вспомним, как эту карту изображали в старину:
юноша, стоящий посередине между матерью и возлюбленной. Над ним парит Купидон с
луком в руках, стрела которого готова поразить, юношу. Этот «выстрел,
воспламеняющий сердце», символизирует выбор по велению сердца, в данном случае
— выбор между родительским домом (мать) и своим собственным путем
(возлюбленная). Хотя и этого тоже не следует понимать буквально, ведь сердце
возлюбленной-то еще не завоевано. Возможно, он видел ее всего лишь раз, или
вообще только слышал о ней, и ему предстоит теперь найти ее, завоевать,
освободить или что там еще.
В «Волшебной флейте» Моцарта это сцена, когда Царица Ночи впервые сообщает
главному герою Тамино, что ее прекрасная дочь находится в плену у злого (как
кажется поначалу) волшебника Зарастро, и тот всей душой клянется освободить ее.
Этот решительный выбор, сделанный по велению сердца, служит типичным примером
кульминации страсти, вершины счастья на пути самопознания. Таким образом, зов
сердца и бесповоротная решимость составляют не только сюжет этой карты, но и
необходимое условие любого «путешествия героя», потому что без решимости
покинуть родительский дом оно вообще не может состояться. Этот сюжет старинного
Таро пользовался большой популярностью у художников создавших множество
картин под названием «Выбор Такого-то,» или «Решение Такого-то» в
христианстве он стал выбором между добродетелью и грехом. Примером такой
интерпретации может служить известный холст Лукаса Кранаха, один из первых в
его цикле картин о Геракле.
Ключевые слова к карте Влюбленных:
архетип — Выбор, «Витязь на Распутье»;
задача, — выбор по велению сердца, решение, принимаемое всей душой;
цель — бесповоротная решимость идти данным путем, быть с данным человеком,
выполнить данную задачу;
риск — переоценить свои силы, уйти в мечтания;
жизнеощущение — «сердце, как хорошо на свете жить!», готовность и умение
выбирать.
Выход героя
Сделав свой выбор, Герой восходит на Колесницу, чтобы наконец отправиться в
свой путь или, как говорится в одной старой немецкой сказке, «чтобы познать,
что такое страх». Он оставляет позади город своего детства, до сих пор дававший
ему безопасность и прибежище. В правой руке у Героя — жезл, золотое на вершине
которого указывает на высокие цели, им движущие: открытие сокровища,
освобождение прекрасной пленницы, поиски разрыв-травы или потерянного рая.
|
|