|
логичнее придать Императору номер III, а Императрице — IV. Однако и эта
произвольная нумерация говорит о многом:
1. Земное есть отражение Небесного, поэтому земные родители, «как в
зеркале», меняются сторонами с небесными.
2. Такому четверичному ритму подчинено в нашем мире все, имеющее
физическую или материальную форму. Сначала всегда нужен зачинающий импульс (I),
которому необходим отклик, эхо, готовое воспринять его (II). Без такого эха
импульс затухает. Но и эха не может быть без импульса. Когда наличествуют оба,
то — «от Одного явились Два, из Двух образовались Три», — начинает созревать
плод (III), в конце концов обретающий свою уникальную, конкретную форму (IV).
Если говорить о развитии человека, то это: семя (I), яйцо (II), плод в утробе
(III) и момент появления ребенка на свет (IV). Если взять процесс творчества,
эти стадии означают: замысел (I), позитивный резонанс, то есть ту плодородную
почву, без которой замысел не осуществится (II),
разработку проекта (III) и, наконец, его воплощение в жизнь (IV).
3. Такое расположение пар имеет значение и для Путешествия Героя. Четыре
первые карты уже дают представление о том, куда ведет Героя его путь, какие
задачи на каких этапах ему предстоит выполнить. Мужской путь — это путь воли,
сознания, также и путь Закона, потому что Герой на своем пути должен познать
законы жизни, законы мира, в котором он живет, и научится действовать в
соответствии с ними. Вначале этот путь идет по однозначным картам, и первая из
них — это Маг (I). Это активная карта, предполагающая вызов и достаточную
смелость чтобы принять его и выдержать испытание с честью. В определенном
смысле этот этап означает начало жизненного пути. Герой, то есть, в сущности,
каждый из нас, рано или поздно освобождается из-под материнской опеки (III =
Императрица), чтобы бить в окружающий мир и стать взрослым. Далее для Героя
наступает этап Жрицы (II), означающей вхождение в ряд двузначных карт, то есть
в систему межчеловеческих отношений, и первое погружение в таинственные глубины
собственного подсознания, в священную мистерию жизни. На этом этапе человек
должен научиться искусству жить и давать жить другим, быть и понять другим быть
иными, отличными от него самого, ибо то, он познает через общение с другими,
может быть освоено и усвоено лишь в том случае, если он будет воспринимать опыт
других людей непредвзято. Этот путь, путь собственного желания и сострадания к
другим, нельзя пройти силой: можно лишь дать вести себя по нему, будучи готовым
следовать велениям свыше освободившись из-под опеки матери (III = Императрица),
человек вырастает и встречается с новым испытанием: ему придется заново
научиться смирению, отказаться от завоеванных атриев самостоятельности (IV =
Император), чтобы препоручить себя верховному водительству. Вот что пишет об
этом исследователь древних мифов и юнгианский психолог Джозеф Кэмпбелл: «Во
второй половине жизни символы наших привычных желаний и страхов меняют
полярность. Теперь нам ближе не жизнь, а смерть. И отказаться нам легче уже не
от женского лона, а от собственного фаллоса». Но, чтобы пройти это испытание,
нужно обладать уже достаточно развитой личностью; вот почем сначала необходимо
пройти первый этап, а потом второй, в обратном порядке ничего не получится.
Сначала человек должен воспитать свое «Я», придать ему силу, познать законы
жизни на этапе Мага, и лишь йотом он может перейти к этапу Жрицы, вступить на
мистический путь милосердия и преодоления собственного «Я», который и вернет
его к изначальной целостности.
Воспитание героя
В античных мистериях верховного жреца называли иерофантом. Это греческое
слово переводится как «тот, кто обучает священным вещам» (hieros = священный,
phantes = обучающий). В некоторых колодах Таро эта карта сохранила старинное
название Иерофант, а еще ее иногда называют Папой.
Перед изображенным на карте троном лежат два ключа, символизирующие первого
папу, святого Петра, которому Иисус, согласно евангельской традиции, сказал: «И
дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на
небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19).
Из-за этих символических ключей Петр стал в народных преданиях привратником у
врат рая, сами же ключи стали изображаться на папском гербе. Тройная корона
(тиара), три креста на ленте и тройной крест в руке первосвященника
символизируют его ответственность за все три составляющих человеческой личности
— тело, душу и дух, а также за небеса, землю и подземное царство.
В отличие от предыдущих карт на этой мы впервые видим не только
увеличенную фигуру центрального образа-архетипа, но и фигуры людей
обыкновенного роста. Это — ученики, на коленях или стоя выслушивающие
наставления Жреца. Этот сюжет ассоциируется с пробуждающимся сознанием ребенка,
с его первым восприятием чужого «Я», со взглядом снизу вверх на родителей и
других взрослых, рост которых кажется ему очень большим. Это — период, когда
ребенок постепенно утрачивает первоначальное чувство своего единства со всем и
вся, впервые говорит «Я» и все лучше осознает те различия и границы, которые
отделяют его от других.
Жрец соответствует этапу воспитания Героя, важнейшему этапу подготовки к
будущей жизни, ожидающей его во внешнем мире, эта карта олицетворяет период
формирования у человека совести, когда он учится отличать добро от зла. Это и
вера в промысел божий, которая понадобится ему потом, в путешествии, однако
закладывается она именно сейчас. Смысл же всего обучения лучше всего выражен в
благословляющем жесте верховного жреца: вытянутые пальцы его правой руки
|
|