Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Соционика :: Екатерина Филатова :: Екатерина Сергеевна Филатова - Искусство понимать себя и окружающих.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 167
 <<-
 
возможность причинить своему партнеру боль или обиду он предпочитает 
игнорировать. В людях он ценит прежде всего деловые качества: надежность, 
предсказуемость, верность взятым на себя обязательствам. Аргументами 
доказательств могут быть только проверенные факты. Он не может себе позволить 
непродуманных действий или опрометчивых высказываний, и если они все-таки 
случаются — считает это самым тяжким грехом.
   Если он почему-либо оказывается в ситуации, когда невозможно обойтись без 
эмоционального отклика, он использует принятые в обществе стереотипы 
эмоционального проявления, у него стандартный набор жестов, улыбок. Если же 
ситуация оказывается неординарной — он испытывает замешательство.
   Эмоциональный тип — напротив, ориентирован на отношения с другими людьми. 
Теории и конструкции его интересуют меньше всего, а больше — вопросы добра и 
зла, любви и ненависти, этические и нравственные проблемы. Такой человек, как 
правило, очень раним и остро реагирует на чужую грубость или несправедливость.
   Эмоциональный тип легковнушаем: мнения окружающих могут быть для него 
вескими аргументами в принятии того или иного решения. Это особенно справедливо,
 если аргументы построены на логических доводах, — здесь он чувствует себя 
неуверенно и старается придерживаться норм, принятых в обществе. Ему самому 
трудно решить, насколько истинно то или иное утверждение о мире объектов, идей, 
об устройстве мироздания.
   В проявлениях своих эмоций, напротив, он весьма свободен, использует широкий 
спектр эмоциональной выразительности — от бурных сцен до многозначительного 
молчания, способен манипулировать настроениями других людей. В силу этого он 
может легко и безошибочно устанавливать психологическую дистанцию в общении, 
здесь он ориентируется на то, как человек говорит, каковы его жесты, выражение 
лица, паузы, интонации...
   Уже из этих описаний понятно, что мыслительная и эмоциональная способности 
человека связаны обратной зависимостью: сильно выраженный мыслительный тип, как 
правило, малоэмоционален, и наоборот — ярко выраженный представитель 
эмоционального типа лишь в слабой степени обладает свойствами мыслительного 
типа. Здесь мы, таким образом, получаем еще одну дихотомию. Это означает 
«либо—либо»: либо такой, либо иной. Практически не встречаются люди с одинаково 
выраженными свойствами как одного, так и другого типа.
   Заканчивая описание этой дихотомии, мы вынуждены ввести для нее другие — 
соционические — термины. Юнговские термины здесь заменены следующим образом; 
вместо «мыслительный тип» — логик, вместо «эмоциональный тип» — этик. Мы не 
будем обсуждать целесообразность такой замены, а лишь констатируем, что эти 
термины прижились в соционике. Вторую дихотомию, таким образом, в дальнейшем мы 
будем везде обозначать, как логики—этики.
   Обратимся теперь к следующей паре психотипов.
   Ощущающий тип личности характеризует человека, который живет, как говорят 
психологи, «здесь и теперь». Его внимание постоянно направлено на все то, что 
его окружает, его восприятие исключительно конкретно, он легко замечает всякие 
мелкие изменения в обстановке, на улице, в одежде окружающих его людей. Кроме 
того, он чувствителен к комфорту и уюту, которые, как правило, легко организует 
вокруг себя, поскольку к этому стремится. Такому человеку легко отвлечься от 
любых неприятностей — для этого достаточно сменить обстановку. Ему трудно ждать,
 когда наступит благополучие. Ему надо получить желаемое сегодня (еще лучше — 
сейчас). Его девиз — действие. Для него характерны умение быстро переключаться, 
следовать за изменениями обстоятельств и легко приспосабливаться к ним.
   Интуитивный тип, в отличие от ощущающего, — интегрирует непосредственные 
впечатления в образы, символы. Он может, отстраняясь от отвлекающих внешних 
мелочей, «увидеть» глубинную суть процессов или явлений. Поэтому внешние 
проявления всего сущего — для него лишь толчок, чтобы пробудить фантазию, 
ощутить желание к изобретению нового, к прогнозам на будущее. Так же легко он 
может уйти мыслями в прошлое, подчас переживая его заново, как будто это 
происходит с ним снова и снова. В обыденной жизни он может оказаться рассеянным,
 не замечать того, что происходит вокруг, поскольку его мысли принимают 
произвольное направление, быстро отрываясь от непосредственных впечатлений. 
Такому человеку чрезвычайно трудно выполнять рутинную работу, поскольку при 
каждом повторе одного и того же действия его тянет привнести в это действие 
что-то новое, отличное от прежнего, хотя это новое не всегда может оказаться 
лучше, чем хорошо проверенное старое.
   Понятно, что он не очень любит заниматься хозяйственной деятельностью, 
создавать вокруг себя комфорт и уют. Хотя нельзя сказать, что он безразличен ко 
всему этому, но подчас он может не замечать беспорядка, поскольку его мысли 
витают где-то в облаках и не сосредоточены, как у ощущающего типа, на 
конкретных предметах, непосредственно его окружающих.
   Иногда интуицию понимают как умение хорошо прогнозировать события, однако 
это далеко не всегда так. Бывает, что ощущающий тип, особенно если при этом он 
еще и логик, гораздо лучше интуитивного может просчитать последствия тех или 
иных событий. Интуитивный тип синтезирует в своем сознании предчувствия и может 
сильно ошибаться в прогнозах, плохо ориентируясь в реальном положении вещей.
   В соционике вместо юнговских понятий «ощущающий тип», «интуитивный тип» 
приняты обозначения: сенсорик, интуит. Здесь, так же, как в случае с парой 
логик — этик, мы легко можем заметить обратную зависимость. Сенсорик, чье 
внимание целиком занято конкретными предметами окружающего реального мира, вряд 
ли будет сколько-нибудь долго погружаться в мечты и фантазии. Интуит, 
соответственно, не будет утруждать себя разглядыванием подробностей предметного 
мира, — образ ему дороже реальности. Так что и здесь мы сталкиваемся с 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 167
 <<-