|
труда, сил души и сердца». Таким образом, функцией 2-го канала у Штольца мы
можем считать сенсорику ощущений (БС).
Вполне прагматичная, материально ориентированная функция. Ведущий блок здесь,
стало быть, имеет вид: ЧЛ-БС. Этот тип в соционике называется логико-сенсорный
экстраверт (ЛСЭ), он же Штирлиц, он же Администратор.
В романе мы находим указания и на слабые функции Штольца. Во всем, что
касается области чудесного и загадочного (то есть области действия интуиции
времени БИ), Штольц чувствует себя неуверенно: «Больше всего он боялся
воображения, этого двуличного спутника... Мечте, загадочному, таинственному не
было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической
истины, было в его глазах оптический обман... Он упрямо останавливался у порога
тайны, не обнаруживая ни веры ребенка, ни сомнения фата, а ожидал появления
закона, а с ним и ключа к ней. Так же тонко и осторожно, как за воображением,
следил он за сердцем. Здесь, часто оступаясь, он должен был сознаваться, что
сфера сердечных отправлений была еще terra incognita». В последней части цитаты
— очевидное проявление слабости этики отношений (БЭ).
Глава 5. Рациональность — иррациональность.
Теперь мы уже почти все знаем для того, чтобы уметь определить соционический
тип. Но есть одно существенное затруднение. Допустим, мы сумели определить две
самые сильные функции. Какую же из них следует считать преобладающей (т. е.
какая займет 1-й канал)? Это далеко не всегда видно с первого взгляда.
Чтобы разобраться в этом, обратимся еще раз к работе К. Г. Юнга
«Психологические типы». Рассматривая две взаимосвязанные пары функций (которые
в соционике обозначаются как логика — этика и сенсорика — интуиция), он дает
каждой из них общую характеристику.
Первую пару (логика — этика) он характеризует следующим образом: «Я называю
оба предшествующих типа рациональными или рассудительными, потому что они
характеризуются первенством разумно рассуждающей функции. Общим признаком обоих
типов является то, что их жизнь в высокой мере подчинена разумному суждению...
Рассудочность сознательного руководства жизнью обоих типов означает
сознательное исключение случайного и не соответствующего разуму... Не
абсолютная сила ощущений, например, является решающей для мотивировки поступка,
но суждение».
Второй паре функций (сенсорика — интуиция) он дает следующую характеристику:
«Я называю оба эти типа иррациональными на том основании, что все их действия
основаны не на суждении разума, а на абсолютной силе восприятия... Но было бы
совершенно неправильно понимать эти типы как «неразумные» только потому, что
они суждение ставят ниже восприятия. Они просто в высокой степени эмпиричны,
они основываются исключительно на опыте, даже в такой степени исключительно,
что их суждение по большей части не может идти в ногу с их опытом».
Итак, рациональные — это логики и этики, а иррациональные — сенсорики и
интуиты. Рациональные типы отстранены от непосредственного восприятия мира,
между ними и миром существует некая психологическая дистанция, позволяющая
обдумывать, давать оценки, заранее принимать решения, ставить цели, планировать
действия, подчинять эти действия критериям морали, этики, симпатии или
антипатии и т. д. Все задуманное они стараются последовательно довести до конца.
Если какие-то обстоятельства помешают рациональному индивиду осуществить его
планы, — он ощутит дискомфорт, состояние беспокойства и неудовлетворенности.
Бывает даже так, что он никак не может переключиться от одного дела к другому,
хотя и желал бы этого, как будто какая-то неведомая сила не позволяет ему это
сделать: он «зацикливается» на одном и том же.
Иррациональные же типы — непосредственно включены в течение событий, они —
вечно «внутри потока» , их действия зависят не столько от заранее взятых
намерений, сколько от случайностей ситуации. В своем внешнем поведении они
бывают непредсказуемы и изменчивы, причем эта изменчивость впрямую зависит от
изменчивости мира. Человек этого типа, в частности, может, не докончив, бросить
одно дело и увлечься другим.
И во многих других проявлениях эти два типа психики проявляют себя полярно
противоположным образом. Вот несколько других существенных примет:
— человек рационального типа работает планомерно, не любит рисковать, в то
время как иррациональный, поддавшись сиюминутному увлечению, спонтанен,
способен пойти на рискованное дело, не очень заботясь о том, чем это может для
него кончиться;
— рациональный очень тяжело переносит состояние неопределенности, поскольку
в такой ситуации ничего заранее нельзя предусмотреть и запланировать, в то
время как для иррационального состояние неопределенности — его родная стихия, а
чересчур «заорганизованная» жизнь его, наоборот, угнетает и утомляет;
— разное отношение у них и к смене часовых поясов при дальних перелетах:
гораздо легче перестраивается иррациональный, для рационального это сложнее.
Таким образом, мы познакомились с последней дихотомией, где каждая пара
взаимосвязанных функций характеризуется как единое целое. Теперь выясняется,
что логика — этика и сенсорика — интуиция представляют собою две существенно
разные области человеческой психики.
Если мы вернемся к героям романа Гончарова «Обломов», то сразу же увидим их
различие и по шкале рациональность — иррациональность. Вот как с этой точки
зрения описывает своих героев Гончаров:
«Он, как только проснулся, тотчас же вознамерился встать, умыться и,
напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить, записать и вообще
заняться этим делом как следует. С полчаса он все лежал, мучаясь этим
намерением, но потом рассудил, что успеет еще сделать это и после чаю, а чай
|
|