|
установкам. Шизотимы реагируют на эмоцию эмоцией, на поступок поступком не
раскачиваясь, сразу. Реагируют очень разумно, обдуманно, на основе всего
имеющегося опыта. Поэтому кажутся более строгими, решительными, "рациональными",
их движения более быстрые и угловатые, эмоции более резкие и холодные. Чувство
для шизотима -следствие поступка, а не его причина:
после правильного поступка или эмоции самочувствие улучшается, является хорошим,
после неправильного поступка оно ухудшается. Поэтому как поступки, так и формы
проявления эмоций тщательно изучаются и обдумываются. Если почувствовали себя
плохо, они думают не о прошлом, а о будущем: что следует сделать, чтобы
изменить самочувствие.
У циклотима поступки импульсивны, являются не чем иным, как только
приспособлением к реальной ситуации и своим собственным чувствам. Можно сказать,
что циклотим действует, когда ему нужно выйти из какой-то ситуации, какого-то
состояния, а шизотим наоборот, когда нужно создать какое-то состояние, какое-то
самочувствие. Например, циклотим готовит еду, чтобы покончить с неприятным
чувством голода, шизотим чтобы в результате этой своей активности приобрести
приятное ощущение сытости. Интересно, что чувство голода на настроении
циклотима отражается гораздо сильнее, чем на настроениях шизотима: голодный
шизотим может дольше спокойно ждать, чем циклотим.
А вот в контактах с субъектами и объектами все происходит наоборот. Как
циклотим не может действовать, пока его не охватило какое-либо чувство, так
шизотим не может общаться с человеком, пока он к нему не испытывает каких-то
чувств, пока не сложилась какая-то установка. Без такой установки или созревших
чувств он не может купить даже самого простого обиходного предмета. Происходит
та же самая "раскачка". Циклотимы общение начинают без "раскачки", то есть без
установок, с непосредственных контактов, во время которых люди и их качества
тщательно изучаются. Только после этого появляются установки и чувства,
определяется отношение. Поэтому, хотя контакты с людьми циклотим завязывает
быстро, но они ничего не говорят о его чувствах к ним. Как шизотим легко,
"рационально" меняет свои поступки и формы проявления эмоций, если они
оказываются недостаточно разумными, так циклотим "рационально" меняет людей, с
которыми он общается, если они своими качествами не соответствуют его
потребностям. То же самое относится к предметам обихода и другим объектам.
Другие качества
Есть и другие, менее заметные, противоположные качества, которыми различаются
партнеры в диаде. Одни обычно говорят в вопросительных, другие в утвердительных
интонациях. Первые любят получать объяснения, другие объяснять, рассказывать,
декларировать разные истины. При дол] ом общении двое людей с вопросительными
интонациями утомляют друг друга своими проблемами. С декларативными своими
ненужными истинами.
В вопросительных интонациях говорят: логико-сенсорные экстраверты,
интуитивно-логические экстраверты, этико-интуитивные экстраверты,
сенсорно-этические экстраверты, сенсорно-логические интроверты, этико-сенсорные
интроверты, интуитивно-этические интроверты, логико-интуитивные интроверты. Это,
как видим, все экстраверты одного социального кольца и все интроверты другого
социального кольца. (Шире об этом в "Теории интертипных отношений".) В их
глазах довольно отчетливо "виден вопросительный знак". Особенно в глазах
сенсорно-логического интроверта и логико-сенсорного экстраверта.
|
|