|
С выполнением обещанного у Дон-Кихота возникают постоянные проблемы: когда он
дает обещание, он думает только о том, что он, разумеется, может это сделать, т.
е. это в его силах, но он совсем не думает о том, что он будет это делать.
Поэтому всякое требование выполнить обещанное Дон-Кихота попросту злит: неужели
кто-то всерьез может рассчитывать, что он будет отвлекаться от своих
интереснейших дел на какие-то пустяки, которые лично его вообще не интересуют.
Попытка навязать Дон-Кихоту какие-то стабильные обязанности будет воспринята им
исключительно враждебно. Воспринята, как чей-то злой умысел: это значит,
кому-то не дает покоя его внутреннее желание быть свободным в своих делах,
мыслях и планах. Это значит, кто-то его хочет "запрячь", кто-то на нем хочет
"воду возить". Вопрос: кто? Кто он, этот злоумышленник? "Злоумышленник" очень
быстро находится и ему объявляется война "до победного конца". В число
"злоумышленников" может попасть любой человек из его ближайшего окружения. Это
может быть его близкий родственник, супруг, приятель, начальник — кто угодно.
Бесполезно убеждать Дон-Кихота, что эти требования предъявляются в его же
интересах и для его же удобств — разве может кто-то лучше него самого знать его
интересы?!
Дон-Кихот, сосредотачивающий все свои силы и помыслы на войне с "ветряными
мельницами", — это всегда трагедия, это всегда грустное и неприятное явление.
Неисчерпаемая, богатейшая фантазия, кропотливейшим образом собранные "факты",
блестяще построенная интрига — все это направляется на то, чтобы "подвести под
монастырь" бывшего начальника, довести до инфаркта бывшую тещу, лишить
жилплощади бывшую супругу...
Где гениальные проекты, которые когда-то вызревали в его голове? Теперь
человечество не скоро будет ими осчастливлено...
Чувство долга (необходимости, ответственности) воспитывается у Дон-Кихота через
логическое понимание поступить тем или иным образом и через наблюдение и
логический анализ последствий своих поступков. (Хотя ему иногда трудно
сосредоточиться на таких наблюдениях.)
С другой стороны, трудно себе представить Дон-Кихота, постоянно
сосредоточенного на том, чтобы не доставлять окружающим никаких неудобств и
постоянно отвлекающегося на то, чтобы проверить, не забыл ли он помыть за собой
посуду и не оставил ли включенным свет в туалете —такой Дон-Ки-хот со временем
начинает замечать, что гениальные идеи посещают его все реже и реже. Более того,
он замечает, что уже вообще не в состоянии сосредоточиться на интеллектуальном
творчестве настолько, чтобы не думать об окружающих его бытовых мелочах. Такой
"законфликтованный" Дон-Кихот представляет собой уже другую, хотя и менее
проблематичную, но тоже не всегда привлекательную крайность.
Проблемы решаются тогда, когда у Дон-Кихота появляется партнер, деликатно и
ненавязчиво распределяющий его права и обязанности. Умеющий сглаживать его
конфликты с окружающими, умеющий выражать свои требования в такой форме,
которая Дон-Кихоту кажется убедительной, правомерной и необременительной.
Именно таким партнером для Дон-Кихота является его дуал (идеально дополняющий
его партнер) — сенсорно-этический интраверт, обозначенный в соционике
псевдонимом "Александр Дюма".
У сенсорно-этического интроверта ("Дюма") аспект волевой сенсорики находится на
позициях наблюдательной функции. Дюма очень тонко и чутко подсознательно
наблюдает, как воспринимает партнер предъявляемые к нему требования, какие
обязанности он с готовностью берет на себя и каких выполняет. Дюма очень
тактично, в свойственной ему особенной мягкой и деликатной манере регулирует
этот аспект, одновременно и приспосабливаясь к требованиям партнера, и приучая
его считаться с возможностями окружающих.
Блок СУПЕРЭГО* 4-я позиция* Мобилизационная функция* "Этика отношений"
Отношения с окружающими у Дон-Кихота складываются очень нелегко, причем на
любой дистанции.
Например, заниженные требования к себе наряду с завышенными требованиями к
другим часто воспринимаются его окружением как вопиющая несправедливость.
Привычка завышать собственные способности и одновременно с этим презрительно
отзываться об интеллектуальном потенциале других людей также не вызывает особых
симпатий.
Буквально на каждом шагу Дон-Кихот создает ситуации, при которых всем
присутствующим становится крайне неловко за его поведение, не говоря уже о его
ближайшем окружении, часто готовом сквозь землю провалиться отстала за него.
Например, такая ситуация (описана А. С. Грибоедовым в комедии "Горе от ума"):
Дон-Кихот приходит знакомиться с родственниками своей невесты, во время беседы
разворачивает дискуссию на общественно-политические темы и, не сойдясь
взглядами с большинством присутствующих, говорит каждому из них
пренеприятнейшие вещи. Невеста и ее родственники шокированы как самой ситуацией,
так и тем, что их называют "жалкими и ничтожными людьми, неспособными мыслить".
В результате помолвка расторгнута, & Дон-Кихот рассуждаете том, как много
вокруг недоумков и сволочей.
Такие характерные для Дон-Кихота "неловкости" поведения, как бесцеремонность,
навязчивость, бестактность, граничащая с хамством, полнейшее пренебрежение
приличиями — все это мелочи по сравнению с теми, действительно серьезными
проблемами, которые возникают в процессе его взаимоотношении на более близкой
дистанции.
И первая из них заключается в том, что свободу и независимость Дон-Кихот, в
основном, признает только для себя, не оставляя за своим партнером иногда даже
права на собственное мнение. В условиях чуть усложнившейся этической ситуации
он может сразу же поставить партнеру жесткие этические условия, иногда даже в
|
|