|
очень хорошо уживается с беспринципностью и никоим образом ей не противоречит —
просто одно является продолжением другого.
Что же касается социального равенства и справедливости, то здесь мы вплотную
подошли в четвертой доминирующей ценности второй квадры — аспекту "логики
соотношений" со знаком плюс (программному аспекту логико-интуитивного
интроверта Максима).
Аспект "логики соотношений" перешел из первой квадры во вторую, также поменяв
знак минуса на плюс. То, что в первой квадре еще только вырисовывается как
абстрактный проект гармоничного общества благоденствия и абсолютной
справедливости (-), во второй квадре реализуется как мелкая, узко-ведомственная,
"чиновничья" логика, "инструктивная" и "директивная". Создающая грубо
сработанный макет "идеального государства", " нерушимого" на все времена (опять
же интуиция времени со знаком минус — ведь здесь строится что-то вечное,
сработанное "на века"— то, чему предназначено увидеть "зори новых поколений").
Именно этот аспект формирует социальную структуру второй квадры как закрытую,
централизованную, иерархическую систему, перерастающую, как правило, в систему
тоталитарную. Причем исключения здесь маловероятны, тоталитарность является
результатом развития внутренних процессов, происходящих в рамках второй квадры,
как-то: организация силовых структур и борьба за власть(-), создание иерархий и
расстановка сил на ее уровнях (+) формирование общественного мнения и
использование массового энтузиазма (+) в целях достижения власти, идея
"светлого будущего" (-), защищающая существующую власть.
Ценности второй квадры определяют и ее социальную роль — внедрение новых
структур и новых порядков в условиях сопротивления окружающей среды.
А что же вытесненные ценности? Чему нет места во второй квадре?
Во второй квадре нет места "индивидуализму" и "инакомыслию": не случайно
поэтому "черная" интуиция — "интуиция возможностей" — здесь оказалась " за
бортом". Оригинальность мышления пугает и настораживает — она здесь не в чести,
поскольку мешает претворению в жизнь конкретных политических идей, а это
как-никак социальная миссия второй квадры. По той же причине недопустима и
свобода суждений. Раскованность, экстравагантность поведения здесь считается по
меньшей мере нарушением общественного порядка. Легкий успех, удача, везение —
миражные, иллюзорные ценности, которые здесь ни в коем случае не поощряются, а
даже всемерно и глубоко осуждаются.
Лишней оказалась и "белая этика" — "этика отношений". Жалость, милосердие,
любовь к ближнему воспринимаются во второй квадре как проявление слабости и
беспринципности. Человеколюбие здесь абстрактное словосочетание, в лучшем
случае выражающее заботу государства о человеке. Мораль и нравственность —
устаревшие, "поповские" понятия. "Этика отношений" не только подменяется
"этикой эмоций"— патриотизмом и идеологией, но и постоянно сопоставляется с
ними: "Как невесту родину мы любим, бережем как ласковую мать..." Что, впрочем,
неудивительно, поскольку при таком развитии общественных отношений и
общественного сознания любовь к родине превалирует над любовью к ближнему. Во
второй квадре нет понятия "этичности" поведения, а есть понятие "правильности
поступка", а также понятие "проявления сознательности". (Донос на ближнего,
например, именно такое "проявление".)
Что еще оказалось лишним во второй квадре? — Лишним оказался аспект "деловой",
оперативной логики. Там, где экономика подчиняется идеологии и управляется
волевыми методами, там, где высокая производительность достигается
административным нажимом и взвинчиванием энтузиазма, о прогрессивных
технологиях и эффективной экономике думать совсем необязательно. Частное
предпринимательство рассматривается здесь как мелочное и пошлое "своекорыстие"—
об этом даже говорить неприлично.
И еще есть один "неприличный", даже можно сказать "омерзительный" с точки
зрения второй квадры аспект — аспект "сенсорики ощущений". Выражается в
пренебрежительном отношении представителей второй квадры к комфорту, уюту и
прочим "мелочным" и "обывательским" радостям, проявляется как принципиальный
отказ от "мелкобуржуазных" удовольствий и, как в противовес этому, —
изначальный настрой на постоянное преодоление жизненных тягот и лишений.
Эстетика во второй квадре также подчиняется идеологии и носит исключительно
пропагандистский характер.
Секс — чуждое, мелкобуржуазное понятие. По мнению некоторых представителей
второй квадры, его здесь просто не существует. Зато в избытке существуют
сексуальные извращения и именно как следствие того, что "этика отношений" и
"сенсорика ощущений" здесь вытесненные аспекты.
И все же не хотелось бы заканчивать рассказ о второй квадре в мрачных тонах.
Как нет "плохих" и "хороших" социотипов, так нет "плохих" и "хороших" квадр.
(Храни нас Бог от "квадрового геноцида"!)
Удел второй квадры — смелые социальные эксперименты и их испытание на себе.
Социотипы этой квадры выступают в истории активными политическими деятелями,
создателями могущественных империй и государств. Их бурному натиску, воле и
энергии трудно противостоять. Всесокрушающая целеустремленность, преодоление
препятствий волевым напором — их социальная миссия.
Они презирают оборону и предпочитают только наступать. Воспевают безумство
храбрых и романтику борьбы. Их отличает активная гражданская позиция. Они
презирают боль и культивируют испытания; превозносят выносливость и стойкость.
Они максимализируют свои чувства, выражая их в таких крайних формах, как
преданность идеалам своей политической системы и ненависть к ее врагам.
Верность и преданность идее здесь возведены в культ и оформлены пышными
ритуалами.
|
|