Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Соционика :: О.Б.Слинько - Ключ к сердцу - соционика
 [Весь Текст]
Страница: из 14
 <<-
 
О.Б.Слинько
Ключ к сердцу - соционика

Предисловие
В этой книге речь пойдет о соционике - новой науке о человеке. Истоки ее 
простираются далеко в прошлое. Многие положения соционики в той или иной мере 
предвосхищены в работах З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Кречмера, А.Кемпинского и 
других исследователей. Однако возникновением соционики в том виде, который 
позволяет сочетать ее новой полноправной отраслью знаний, мы обязаны Аушре 
Аугустинавичюте. Именно она придала теории новое качество, равносильное 
замечательному научному открытию. 
Основные результаты А. Аугустинавичюте содержатся в ее работах "Теория 
интертипных отношений" /1980, вторая редакция - 1982/, "Социон. Введение в 
науку о типах информационного метаболизма и о соционной структуре общества" 
/1982/, "Дуальная природа человека" /1983, в наиболее раннем варианте - 1978/. 
С этими работами можно ознакомиться в отделе рукописей библиотеки АН Литвы. 
Концепцию А. Аугустинавичюте прекрасно дополняют размышления Н.Н.Медведева, 
изложенные в его также рукописных "Психологических очерках"/1987/. 
Идеи, развитые в перечисленных работах, составляют фундамент соционических 
знаний. Данная книга в значительной степени основывается на этих работах. В то 
же время во многих случаях автор предлагает собственную интерпретацию основных 
вопросов соционики. 
Объем книги не позволил рассмотреть ряд интересных результатов, каковыми 
являются кольца социального прогресса/А. Аугустинавичюте/, группа биполярных 
признаков в типологии личности, морфология малых групп /Г.Рейнин/ и т.д. 
Автор выражает надежду, что эти и другие пробелы будут восполнены последующими 
публикациями по соционике.
Логики-сенсорики
Читатель не раз, наверное, замечал, что люди бывают очень похожи. И дело не 
столько во внешнем сходстве, сколько в сходстве характеров и ... ещё чего-то 
неуловимого, но очень важного. Именно эта таинственная субстанция создаёт 
законченное впечатление, что перед вами человек, которого вы уже давно знаете, 
только в другом обличьи.
Соционика объединяет все похожие личности в группу, которая носит название "тип 
личности". И таких групп, оказывается, существует ровно шестнадцать. Любой 
человек может быть отнесён к одному из шестнадцати типов. Говорят, что 
соционика - это, прежде всего, типология личности. 
В этой главе мы опишем несколько шкал оценки личности. Каждого конкретного 
человека можно отнести к тому или иному полюсу шкалы. 
Так, например, люди различаются по направленности мышления. Одни хорошо 
разбираются во всём, что связано с человеком и отношениями между людьми. 
Назовём их этиками. Другие более свободно ориентируются в устройстве 
материального мира. Это - логики. Таким образом, наша первая шкала: 
этика-логика. 
Человек может быть либо этиком, либо логиком, промежуточного состояния не 
существует. 
Рассмотрим данный признак более детально. 
Этик хорошо чувствует и понимает состояние другого человека: его настроение 
(приподнятое, угнетённое), чувства (любовь, гнев, антипатия), знает, что 
означают эмоции партнёра, творчески владеет своими собственными эмоциями. Этик 
видит, как относятся к нему и как складываются отношения между другими людьми. 
Всем этим вопросам придаёт первостепенное значение и не теряет к ним интереса, 
постоянно стремится к людям и не устаёт от общения с ними. Этик решает сложные 
проблемы человеческих взаимоотношений творчески и независимо, полагаясь в 
основном на собственное мнение. 
Логик подобную независимость проявляет в других вопросах. Он - творческая 
личность во всём, что касается дела, деловой целесообразности, техники и 
технологии, построения систем, классификаций и иерархий. Логика интересует 
механизм явлений, порядок, который существует в природе и в обществе. В то же 
время логик старается избегать сложных в этическом плане ситуаций, так как 
считает, что человеческие страсти не несут конструктивного начала и являются 
помехой делу. 
Надо сказать и о том, что этик обычно проявляет большой интерес к логическим 
вопросам. Он не творец в этой области, но стремится ее изучить и понять. Более 
того, свои логические знания он демонстрирует перед окружающими в первую 
очередь. 
Логик, наоборот, при контакте с людьми изображает этическую роль. Он изучает 
нормы и правила межчеловеческих отношений осторожно исследует эту область, всё 
более расширяя круг своих познаний. Однако, если этическая ситуация не 
укладывается в рамки освоенных норм, логик теряется и не знает, как себя вести. 

Следующая шкала: интуиция-сенсорика. Сразу оговоримся, что интуиция в соционике 
понимается не в общепринятом смысле. 
Интуитив - человек, который видит то, что скрыто от глаз. Он осмысливает 
глубинные возможности и способности человека, внутреннее содержание предметов и 
явлений, чувствует их развитие во времени, обладает предчувствием и умеет 
заглянуть в будущее. Интуитив может отвлечься от конкретной, окружающей его в 
данный момент обстановки и унестись в мечтах в абстрактные теории и необычные 
идеи, в прошлое или в будущее, в любое место, где он был недавно или 
рассчитывает когда-либо побывать. 
Интуитив и на реальную обстановку смотрит сквозь призму отвлечённых идей, 
испытывая неудобства в обыденных ситуациях из-за своей рассеянности, но словно 
по наитию выбирая единственно верный путь в трудных ситуациях. Помните Шурика 
("Операция "Ы"), который переступал раскрытые люки, не глядя под ноги? 
Сенсорик, наоборот, целиком погружён в данную конкретную обстановку, 
чрезвычайно ярко воспринимает каждую её деталь, впитывает в себя всё 
разнообразие и богатство форм, красок, светотени, звуков, запахов, вкусовых и 
тактильных ощущений. Сенсорик прекрасно ощущает пространство и себя в этом 
пространстве, двигается уверенно, умеет удобно расположиться, понимает, что 
такое комфорт и умеет его создать, всегда отдаёт себе отчёт в собственном 
самочувствии и вообще уверен во всех физических аспектах своего существования. 
Третья шкала: интроверсия-экстраверсия. Люди делятся на интровертов и 
экстравертов. Опять-таки, в соционике эти понятия имеют несколько иной, чем в 
традиционной психологии, смысл, так что для обозначения данной шкалы иногда 
даже применяется другое название: интротимность-экстратимность. 
Интроверт ориентирован более внутрь себя, нежели на внешнее окружение. Он 
хорошо понимает движения собственной души, он разбирается в сложном устройстве 
своего богатого, развитого внутреннего мира и опасается неожиданностей со 
стороны мира внешнего. Интроверт трудно заводит новые знакомства, он не сразу 
приживается в новом коллективе. 
Экстраверт, наоборот, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, он как бы 
постоянно переносит себя во внешнюю обстановку, существует во внешнем мире, при 
этом редко задумываясь о противоречиях собственной души. Экстраверт часто 
бывает неожиданным сам для себя, однако хорошо разбирается, что и как должно 
происходить вокруг него. 
Интроверт воспринимает установленные во внешнем мире связи и соотношения, он 
видит ситуацию каждого человека (или объекта) и свою ситуацию среди других 
людей. Интроверт уверен, что ситуация определяет внутренние качества человека. 
Например, интроверт скажет вам, что, только обучаясь в сильном вузе, можно 
стать хорошим специалистом. 
Для экстраверта, наоборот, данностью являются внутренние качества людей и 
объектов. На ситуацию он может активно воздействовать, изменяя её. Экстраверт 
уверен, что место человека, его ситуация определяются степенью развитости, 
подготовленности этого человека. 
Наконец, последняя шкала, с которой в этой главе познакомится читатель, 
называется так: рациональность-иррациональность. 
Рациональные люди обычно заранее продумывают линию поведения, настраиваются на 
выполнение каких-то действий и стараются проделать всё, как задумали. В случае, 
если ситуация неожиданно меняется, рациональному трудно быстро перестроиться, 
он действует "по инерции" и из-за этого может в чём-то проиграть. 
Иррациональный, наоборот, очень легко подстраивается под ситуацию, гибко меняет 
своё поведение, действует импульсивно, часто непоследовательно. Это о таких 
людях говорят: у них "семь пятниц на неделе"... 
По А. Аугустинавичюте, рациональный рассматривает, прежде всего, функцию, 
предназначения какого-либо объекта и, исходя из этого, "додумывает", каким 
должен быть сам объект. 
Иррациональный, наоборот, воспринимает в первую очередь свойства объекта, его 
форму и устройство, и затем решает, как этот объект можно использовать. 
Например, иррациональный может сказать: "Как не любить этого человека, он так 
умён ..." В данном случае качества человека определяют отношения к нему.
Определите ваш тип
Знакомясь с описанием шкал, читатель наверняка уже ответил на вопросы: кто он? 
логик или этик? интуитив или сенсорик? интроверт или экстраверт? рациональный 
или иррациональный?
Теперь читатель может определить, к какому из шестнадцати типов личностей он 
относится. 
Типы именуются следующим образом. Допустим, вы - рациональный, логик, сенсорик, 
экстраверт. Тогда ваш тип обозначится так: логико-сенсорный экстраверт. Если же 
вы опять-таки логик, сенсорик и экстраверт, но иррациональный, то логика и 
сенсорика в названии поменяются местами; выйдет: сенсорно-логический экстраверт.
 
Таково общее правило: у рационального типа на первом месте в названии стоит 
рациональная функция ( то есть логика или этика), у иррационального - 
иррациональная функция (интуиция или сенсорика). 
О функциях мы подробно поговорим в дальнейшем. А пока приведём ещё один пример: 
этико-интуитивный интроверт - рациональный (на первом месте этика!), этик, 
интуитив, интроверт. Интуитивно-этический интроверт - иррациональный (на первом 
месте интуиция), этик, интуитив, интроверт. 
Типы, которые совпадают по всем шкалам, кроме шкалы 
рациональности-иррациональности, называются квазитождественными. 
Имея четыре шкалы, по два полюса в каждой, можно скомбинировать 24 =16 типов 
личностей. Все они приведены в таблице 1.
Таблица 1Название типа личностиСокращениеПсевдонимЛогико-сенсорный экстраверт
ЛСЭШтирлицЛогико-сенсорный интровертЛСИГорькийСенсорно-логический экстравертСЛЭ
ЖуковСенсорно-логический интровертСЛИГабенЭтико-сенсорный экстравертЭСЭГюго
Этико-сенсорный интровертЭСИДрайзерСенсорно-этический экстравертСЭЭНаполеон
Сенсорно-этический интровертСЭИДюмаЛогико-интуитивный экстравертЛИЭЛондон
Логико-интуитивный интровертЛИИРобеспьерИнтуитивно-логический экстравертИЛЭДон 
КихотИнтуитивно-логический интровертИЛИБальзакЭтико-интуитивный экстравертЭИЭ
ГамлетЭтико-интуитивный интровертЭИИДостоевскийИнтуитивно-этический экстраверт
ИЭЭГекслиИнтуитивно-этический интровертИЭИЕсенинПомимо полных названий, часто 
пользуются сокращёнными. Например: сенсорно-этический интроверт-СЭИ, 
логико-интуитивный экстраверт - ЛИЭ. 
Каждому типу присвоен псевдоним - по имени известной личности, представителя 
соответствующего типа. Так, интуитивно-логическим интровертом был классик 
французской литературы Оноре де Бальзак, поэтому типу ИЛИ присвоен псевдоним 
Бальзак. 
Перечислим остальные псевдонимы, общепринятые в соционике. 
Штирлиц (логико-сенсорный экстраверт) - знаменитый советский киногерой. 
Горький (логико-сенсорный интроверт) - пролетарский писатель Максим Горький.
Жуков (сенсорно-логический экстраверт - советский военачальник Г.К.Жуков. 
Габен (сенсорно-логический интроверт) - знаменитый французский актёр Жан Габен.
Гюго (этико-сенсорный экстраверт) - французский писатель Виктор Гюго. 
Драйзер (этико-сенсорный интроверт) - американский писатель Теодор Драйзер.
Наполеон (сенсорно-этический экстраверт) - французский император и полководец 
Наполеон Бонапарт. 
Дюма (сенсорно-этический интроверт) - французский писатель Александр Дюма.
Лондон (логико-интуитивный экстраверт) - Джек Лондон, американский писатель.
Робеспьер (логико-интуитивный интроверт) - знаменитый политический деятель 
Франции. 
Дон Кихот (интуитивно-логический экстраверт - известный литературный герой.
Гамлет (этико-интуитивный экстраверт - также литературный герой, не менее 
известный. 
Достоевский (этико-интуитивный интроверт) - выдающийся русский писатель Ф.М.
Достоевский. 
Гексли (интуитивно-этический экстраверт - друг Ч.Дарвина, популяризатор его 
идей.
Есенин (интуитивно-этический интроверт) - Сергей Есенин, русский поэт. 
Как видит читатель, все псевдонимы мужские, и при определении типа личности не 
совсем привычно именовать ими женщин. Возможно, в недалеком будущем в соционике 
будет разработана новая система именования типов, в которой найдется место и 
мужским, и женским псевдонимам. 
Однако то, что соционика относит к одному типу личности и мужчин, и женщин - не 
просчет, а большая ее заслуга. Она учит видеть общее между Человеком и 
Человеком, без различия пола, возраста и национальности. 
Впрочем, может быть, африканские Драйзер и Робеспьер выглядят далеко не так, 
как украинские, и в будущем соционикам придется изучать и описывать эти 
различия, но пока соционика не шагнула еще в такие дальние страны, а тем 
временем есть основания полагать, что она справедлива для всех рас земного шара.
 
Итак, читатель уже определил, в первом приближении, свой тип. Как 
удостовериться в правильности идентификации? Советуем прочесть описание 
(характеристику) соответствующего типа в Приложении. На рисунки, которые там 
приведены, можно пока не обращать внимания. Скоро читатель будет достаточно 
подготовлен для их понимания, и тогда мы вернемся к вопросу о тестировании. 
Если, знакомясь с описанием типа, читатель почувствовал, что это написано о нем,
 - значит, уже можно быть почти уверенным... Если читатель сомневается, отнести 
ли себя к рациональным или к иррациональным (это самая трудная для 
идентификации шкала), советуем прочесть описания соответствующих двух 
квазитождественных типов и выбрать то из них, которое больше подходит. 
Наконец, читатель может попробовать определить свой тип по дихотомическому 
тесту. Так он назван потому, что построен по принципу дихотомии, т.е. 
последовательного деления пополам и выбора одной из половин. Прочтя первую 
слева вертикальную колонку, читатель выберет ту ее половину, которая, по его 
мнению, лучше описывает его личность. Читая ту часть второй слева вертикальной 
колонки, которая соответствует выбранной половине первой, снова делает выбор. И 
так далее, пока не выйдет на конкретный тип.
Безмятежность, свобода от обязательств, непринуждённость, плавные, "кошачьи" 
движения, случайная удача, приспособление к меняющемуся миру, импульсивность 
поступков, любознательностьПерспективные возможности, новые сложные задачи, 
абстракция, теория, познание неведомого, глобальный подходЭнтузиазм, 
увлеченность новыми начинаниямиВдохновляющие идеиДон КихотИнтересные людиГексли
Воображение, фантазия, будущее, глубина пониманияСкептическое предвидение
БальзакЭмоциональное предчувствиеЕсенинЗдесь и сейчас, конкретность, 
пронзительное ощущение реальности, звуки, краски, запахиВоля и 
целеустремленность, преодоление трудностейСтратегия победыЖуковУпоение властью
НаполеонОщущение красоты природы, искусства, людейХолодное упорствоГабенТёплая 
доброжелательностьДюмаПланомерное продвижение, заблаговременная подготовка, 
систематическая работа, чёткие, резкие движения, ответственность за поступки, 
эмоции, решенияРазум, интеллект, мышление, логический анализ, объективный мир и 
его законы, наука, техника, производствоУмение совершать разумные поступки
Романтика преодоленияЛондонБорьба с хаосомШтирлицУмение анализировать и делать 
верные выводыИстина, справедливостьРобеспьерРеализм, внедрениеГорькийПонимание 
людей, их потребностей, отношений, любви и ненависти, добра и зла, чувства, 
эмоции, симпатииБуря страстей, не скрывать своих чувствРомантическая трагедия
ГамлетПламенный и радушныйГюгоМолчаливое переживание, богатый внутренний 
духовный мирСочувствие людской болиДостоевскийНеприятие злаДрайзерЕсли у 
читателя есть сомнения, не вышел ли он на тип, квазитождественный его 
собственному типу, советуем вернуться к началу дихотомии - первой слева 
вертикальной колонке и пойти по альтернативной ее половине. Дело в том, что 
первая колонка описывает как раз шкалу рациональность-иррациональность, самую 
трудную для идентификации. 
Соционические функции
Читателю известно из таких фундаментальных наук, как физика и философия, что 
все сущее, все, что мы видим вокруг и из чего состоит наша Вселенная, сводится 
к категориям материи и энергии. Причем материя, в свою очередь, делится на 
вещество и поле, и обе эти формы материи могут превращаться в энергию, и 
наоборот (согласно известной формуле Эйнштейна E=mc2 ). 
Материя и энергия существуют в базисе пространства-времени. Время и 
пространство - еще две фундаментальные категории. 
Таким образом, мироздание полностью описывается четырьмя первоначальными 
понятиями: материя, энергия, пространство и время. 
Общение людей друг с другом можно представить себе как обмен информацией. О чем 
бы ни говорил человек, какие бы действия ни совершал, мы всегда можем 
установить, по какому из четырех аспектов (материя, энергия, пространство, 
время) мы получаем от него информацию. Пусть читатель попытается привести 
пример высказывания, не сводимого к этим аспектам. Задание, увы, невыполнимое...
 
В соционике в соответствие материи ставится логика, энергии - этика, 
пространству - сенсорика, времени - интуиция. Так возникают восемь 
соционических функций. Почему восемь, а не четыре? 
Дело в том, что можно рассматривать, например, энергию какого-либо объекта как 
внутреннее его состояние (объект холодный-горячий, спокойный-бурлящий, 
темный-светящийся), а можно исследовать соотношения энергий различных объектов 
(один объект более холодный, другой - более горячий, один - более спокойный, 
другой - более возбужденный). В первом случае речь идет об экстравертной этике 
(обозначается символом ), во втором - об интровертной этике (символ ). Эти 
функции называются также "черная" и "белая" этика. 
Вместе они образуют такт, состоящий из полутактов - (телотакт) и (полетакт). 
Телотакт описывает внутренние качества, присущие данному телу (объекту), 
полетакт - связи между различными объектами, соотношения их характеристик. 
В таблице 2 перечислены и расшифрованы все восемь соционических функций.
Таблица 2ОбозначениеНазвание функцийКакие аспекты описывает функциячёрная этика
внутреннее состояние (настроение) и его внешние проявления (эмоции)белая этика
отношения между людьми, чувства симпатии-антипатии, любви-ненавистичёрная 
логикаделовая выгода, эффективность, целесообразность, технологиябелая логика
структура, система, объективные научные теориичёрная сенсорикавладение 
пространством, волевые качества, самочувствиебелая сенсорикагармония 
пространственных форм, эстетика, комфортчёрная интуициявнутреннее содержание, 
потенциальные возможности, способностибелая интуициячувство времени, динамика 
развития, предчувствие, прогнозСоционические функции называют также элементами 
информационного метаболизма (ИМ): это те "кирпичики" информации, из которых 
складывается любой информационный поток. 
Среди восьми соционических функций можно выделить четыре пары 
функций-антагонистов: 
- 
- 
- 
- 
Функции в паре несовместимы в том смысле, что усиление в структуре личности 
одной из них неизбежно влечет за собой ослабление другой. Если вы логик, то вы 
не этик: 
- 
И наоборот: 
- 
Модель А
Как описать личность, имея в распоряжении восемь соционических функций? 
Наиболее удачная модель личности была разработана Аушрой Аугустинавичюте; эта 
модель так и называется - модель А, по имени ее создателя.
Что же представляет собой модель А? Она состоит из восьми элементов, и каждый 
элемент функционально отличается от других. Элементы располагаются на плоскости 
и нумеруются в таком порядке: 

На месте каждого из элементов, как в ячейках, располагаются в определенном 
порядке восемь соционических функций.  
Первый элемент - ведущий. В аспектах первой функции вы чувствуете себя наиболее 
уверенно. Так, если это белая этика, вы превосходно разбираетесь в отношениях 
людей, видите, кто к кому какие чувства испытывает, в этих вопросах 
ориентируетесь совершенно свободно и независимы в своих суждениях. Первый 
элемент называют также программным. Он определяет вашу программу действий, 
вообще, ваши жизненные позиции. По аспектам первого элемента вы можете 
творчески решать трудные задачи, шутить и критиковать, а также легко воспримете 
шутки и критику в ваш адрес, если только эта критика не сводится к 
безоговорочному отрицанию вашей точки зрения. Нельзя оставлять данный элемент 
без информационной нагрузки; он постоянно функционирует в вашем сознании, вы не 
устаете от размышлений по аспектам первой функции, вы добьетесь успехов в 
деятельности, связанной с этими аспектами; о них, скорее всего, вы будете 
говорить и за чашкой чая. 
Второй элемент - также ваша сильная сторона. Во второй функции вы реализуетесь, 
творчески действуете. Так, если это черная интуиция, то вы, как никто другой, 
умеете внимательно выслушать человека, способствовать проявлению его глубинных 
личностных черт. Если черная сенсорика - вы будете упорно и целенаправленно 
прокладывать свою линию поведения среди других людей. По аспектам второго 
элемента вы активно вмешиваетесь в окружающую действительность и корректируете 
свои действия в соответствии с тем, как они влияют на позиции других людей. 
Второй элемент иногда называют творческим, но это не совсем подходящее 
название: дело в том, что творческим является и первый элемент. Мы будем 
называть второй элемент реализационным. Данный элемент также нельзя оставлять 
"без работы". Вы нуждаетесь в постоянной творческой реализации по его аспектам. 

Первый и второй элементы составляют творческий блок, или блок ЭГО. Это блок 
уверенности в своих знаниях и действиях. По аспектам элементов данного блока вы 
действуете смело, независимо, не придерживаясь готовых схем и общепринятых норм,
 не считаясь с авторитетами. По этим аспектам вы склонны диктовать моду и 
делать безапелляционные заявления, можете также придумывать смешные истории, не 
боясь показаться смешным: юмор допустим в тех вопросах, в которых человек 
чувствует свою силу. 
Третий элемент - ролевой. Вы проявляетесь по аспектам этого элемента, когда 
вступаете в общение, контакт с окружающими. Поэтому иногда третий элемент 
называют контактным. Такое название следует признать неудачным, поскольку 
контактным является и второй элемент. Вы стремитесь максимально расширить круг 
ваших знаний и умений по аспектам третьей функции, с тем чтобы успешнее 
демонстрировать свою роль перед окружающими, и вообще, чтобы лучше 
ориентироваться во внешнем мире и наиболее подходящим образом реагировать на 
происходящее вокруг. Для этих целей пользуетесь различными источниками: 
изучаете литературу, посещаете кино и выставки, прислушиваетесь к мнению и 
следуете примеру сведущих людей. Вам всегда есть чему поучиться, вы бесконечно 
можете развивать свои возможности по аспектам данного элемента. Понятно, почему 
иногда его называют тренируемым. Приведем и еще одно название третьего элемента 
- нормативный. Ваша деятельность по его аспектам всегда ограничена жесткими 
рамками тех норм и стереотипов, которые вы успели усвоить. Решение творческих 
задач становится затруднительным, шутки и критика третьим элементом 
воспринимаются плохо. 
Четвертый элемент - болевой. По его аспектам вы действуете неуверенно, даже, 
можно сказать, с пугливостью. Стараетесь все выполнять осторожно и с особой 
тщательностью, чтобы предохранить себя от критики, при этом придерживаетесь 
устоявшихся, хорошо знакомых вам схем. Избегаете самостоятельных, творческих 
действий, поскольку они могут поставить вас и окружающих людей в трудное или 
смешное положение. Предпочитаете быть ведомым, а не ведущим, с благодарностью 
воспринимаете заботу и помощь. Четвертый элемент очень чутко и болезненно 
реагирует на происходящее вокруг. Недопустимы шутки и критика по 
соответствующим аспектам, и даже какое бы то ни было обсуждение и заострение 
внимания на вашей четвертой функции болезненно и поэтому нежелательно. 
Третий и четвертый элементы образуют блок СУПЕРЭГО. Если по аспектам функций 
блока ЭГО человек знает, каким должен быть, в его представлении, внешний мир, 
то по функциям СУПЕРЭГО он видит, каким этот мир является в действительности. 
Блок СУПЕРЭГО выполняет функцию обратной связи с внешним миром. Он как бы 
управляет творческим блоком. Как и любой управляющий блок, он менее мощный, но 
более чувствительный, чем рабочий, творческий блок. Если функции СУПЕРЭГО у вас 
обладают повышенной чувствительностью, то деятельность творческого блока 
подавляется, и значит, вы пребываете в состоянии депрессии. Слишком низкая 
чувствительность управляющего блока приводит к ослаблению контроля над ЭГО, и 
вы становитесь неуправляемым и агрессивным. 
Четыре рассмотренных элемента, или два блока - ЭГО и СУПЕРЭГО, образуют 
ментальное кольцо. Ментальное - значит умственное, мыслительное. Названо оно 
так потому, что соционические функции, находящиеся в этом кольце, поддаются 
осознанию и осмыслению. Ментальное кольцо направлено на взаимодействие с 
внешним миром, сознательную его оценку и сознательное вмешательство в 
происходящие в нем события. 
Остальные четыре элемента - пятый, шестой, седьмой и восьмой - составляют так 
называемое витальное кольцо. Функции витального кольца во многом неосознаваемы: 
их основная задача - жизнеобеспечение организма, в смысле решения простых, 
обыденных, но очень необходимых задач в процессе того повседневного труда, 
который выполняет каждый человек. 
Так, вам постоянно приходится принимать решения по аспектам пятого элемента. 
Например, если пятая функция - черная логика, вы напряженно размышляете о таких 
жизненно необходимых для вас вопросах, как целесообразность, выгодность или 
невыгодность тех или иных вещей или поступков. Тем не менее, Вы никогда не 
достигаете в этом совершенного успеха. Вы легко можете ошибиться, вас собьет с 
толку любая подсказка. Вы нуждаетесь в том, чтобы кто-нибудь обеспечил вас по 
аспектам данного элемента, если не действием, то дельными советами и 
рекомендациями. Пятый элемент носит название суггестивного. Суггестия - значит 
внушение: любая информация по аспектам пятой функции, положительная или 
отрицательная, приятная или не очень - воспринимается вами, что называется, 
"как бальзам на душу", успокаивает и расслабляет... К шуткам данный элемент 
безразличен. 
Очень интересную функцию в структуре А выполняет шестой элемент. Этот элемент - 
референтный, или оценочный. Вы даете оценку каждому новому человеку или явлению 
и рассматриваете в целом окружающий мир именно по аспектам шестого элемента. Он 
для вас - точка опоры (отсюда название - референтный), идеал, к которому 
следует стремиться и соответствие которому всегда оценивается позитивно. 
Читатель, конечно, помнит известные изречения: "Красота спасет мир" (Ф.М. 
Достоевский) и "В человеке все должно быть прекрасно" (А.П. Чехов). У обоих 
великих писателей белая сенсорика была шестой функцией. О шестом элементе можно 
еще сказать следующее. Поступающая на него информация активирует вас, заряжает 
энтузиазмом, побуждает к деятельности. По этой причине данный элемент иногда 
называют активационным. 
Пятый и шестой элементы составляют блок СУПЕРИД. 
Блок, образованный седьмым и восьмым элементами, носит название ИД. Его функции 
сильно развиты, но реализуются бессознательно. 
Так, если у вас первая функция - белая этика, то седьмой будет черная этика. 
Это значит, что эмоции у вас возникают спонтанно, трудно поддаются сознательной 
корректировке; единственное, что вы можете сделать, это сдерживать их 
проявление. С другой стороны, чужие эмоции вы воспринимаете, не заостряя на них 
внимание; гораздо больше вас интересуют отношения людей (аспекты первой 
функции). Таким образом, седьмой элемент - мощный, но не творческий. Его 
следует нагружать трудными, но стандартными задачами. Данный элемент спокойно 
воспринимает критику, но только конструктивную. 
Восьмая функция так же, как и седьмая, осознается с большим трудом; этот 
элемент эффективен в продукции, но также не отличается творческим подходом. 
Если, например, ваш восьмой элемент - белая интуиция, то вы подсознательно 
умеете планировать, рассчитывать процессы во времени; с другой стороны, эти 
"часы" в вашем подсознании заведены раз и навсегда, и даже такая сравнительно 
простая, нетворческая операция, как учет поясного времени, требует изрядного 
напряжения. Восьмой элемент "любит" ... благодарность и вознаграждение за 
выполненную работу. 
В витальном кольце пятый и седьмой элементы являются акцептными, шестой и 
восьмой - продуктивными. 
Итак, мы рассмотрели структуру А и охарактеризовали все ее элементы и блоки. 
Теперь читатель узнает о том, как строится модель А каждого из шестнадцати 
типов личностей. 
На месте восьми элементов следует расположить соционические функции. Это будут 
все восемь известных читателю функций; каждая из них встречается в структуре А 
один раз. 
Если мы выбрали одну из функций в качестве первого элемента, вторым элементом 
может служить уже не любая из оставшихся функций, а та, которая отличается от 
первой цветом и "рациональностью". 
Например, пусть первым элементом будет черная логика (рациональная функция). 
Тогда вторая функция - обязательно белая и иррациональная (т.е. или ). 
Третья функция, наоборот, совпадает с первой по цвету и рациональности. На 
месте третьего элемента располагается функция - антагонист первой функции. Если 
по-прежнему, ведущая (первая) функция - черная логика, то третьей (ролевой) 
функцией будет черная этика. 
На другой диагонали кольца также стоят функции - антагонисты: если второй 
(реализационный) элемент представлен, например, белой сенсорикой, то болевой 
(четвертой) функцией будет белая интуиция. 
Мы построили ментальное кольцо Штирлица: 

Достроим теперь витальное кольцо. Пятая функция отличается от третьей только 
цветом. Точно так же, только цветом, отличаются шестая функция от четвертой, 
седьмая - от первой, восьмая - от второй. 
Полная модель А Штирлица выглядит так:
Читатель, конечно, заметил, что витальное кольцо получается из ментального как 
бы зеркальным отражением. Но зеркало не простое: оно меняет цвет функции. 
Иногда пользуются усеченной моделью, или "сокращенной формулой типа:. 
Как видит читатель, она представляет собой первые два элемента, или блок ЭГО 
модели А. По сокращенной формуле легко восстановить наименование типа: 
логико-сенсорный экстраверт. Личность данного типа относится к экстравертам, 
так как ее вторая (реализационная) функция - белая. Интровертные типы 
реализуются по черным функциям. 
Ведущая (первая) функция определяет принадлежность типа к рациональным или 
иррациональным. Штирлиц - рациональный тип личности, так как его ведущая 
функция - рациональная (логика). 
По таким же правилам строятся и остальные пятнадцать моделей. Модели А всех 
типов личностей приведены в таблице 3. 
  
Таблица 3.ДОН КИХОТРОБЕСПЬЕРГЮГОДЮМАГАМЛЕТЕСЕНИНЖУКОВГОРЬКИЙЛОНДОНБАЛЬЗАК
НАПОЛЕОНДРАЙЗЕРГЕКСЛИДОСТОЕВСКИЙШТИРЛИЦГАБЕНДуалы
Итак, мы разделили всех людей на шестнадцать по-разному устроенных типов, 
шестнадцать специализированных информационных систем. Таким образом, каждый из 
нас - лишь одна шестнадцатая часть интегрального, вполне универсального 
"организма", представленного всеми шестнадцатью типами личности и именуемого 
социон. 
Подробный разговор о соционе впереди, а пока постараемся ответить на вопрос, 
который наверняка возник у читателя: как же живет и действует отдельный человек 
- одна шестнадцатая частичка целого? Не трудно ли ему? 
Очень трудно. И для того, чтобы быть хотя бы относительно защищенным и иметь 
возможность творчески реализоваться, он должен обзавестись, как минимум, своей 
половинкой. То есть рядом должен быть человек, обладающий дополняющим типом 
личности. 
Штирлиц и Достоевский - пример дополняющих партнеров. Таких партнеров называют 
дуалами, а дуальную пару - диадой. Как имел возможность убедиться читатель, в 
диаде ментальное кольцо одного партнера совпадает с витальным кольцом другого. 
Это значит то что один может придумать, а второй способен претворить в 
реальность. Ведь "думают ментальными кольцами, действуют - витальными" /А.
Аугустинавичюте/. 
Мысли и поступки одного предупреждают мысли и поступки Другого. Дуал служит как 
бы вашим продолжением, берет на себя инициативу и ответственность в тех 
вопросах, которые для вас трудны, и тем самым оказывает вам неоценимую помощь и 
поддержку. 
Ситуация здесь полностью взаимна. Вы, в то же время, видите слабые места дуала, 
и, что самое важное, чувствуете, что можете ему помочь! - и помогаете, причем 
это вам ничего не стоит, напротив, приносит удовлетворение: вы просто 
реализуете себя, действуя по аспектам ваших сильных функций. 
Взаимное умение прийти на помощь в затруднительных вопросах вызывает у дуалов 
чувства благодарности и уважения друг к другу. Обходиться без дуальной 
поддержки очень трудно. Дуал всегда защитит и поможет советом или молчаливым 
действием. С дуалом невозможно всерьез поссориться, он никогда не обидит вас и 
не обидится. Это тот человек, который поймет вас с полуслова и даже вовсе без 
слов. Он правильно воспринимает и ваш юмор, и ваше ворчание. Только дуал сможет 
успокоить вашу тревогу, восстановить ваш запас жизненной энергии. 
Когда вы обсуждаете с дуалом свои дела, он, даже не успев вникнуть в вашу 
проблему, только лишь своими, его самого наводящими, вопросами уже ориентирует 
вас в тех сторонах проблемы, о которых вы не подумали, то есть выдает нужную 
информацию. 
Там, где вы думаете лишь о себе, дуал видит вас в контексте других людей, 
объясняет вам вашу ситуацию со стороны, с точки зрения общества. Дает 
возможность разобраться в том, что ваши проблемы объективно представляют и как 
они обычно решаются. 
Рассмотрим на примере диады Штирлиц-Достоевский, как происходит обмен 
информацией между дуалами. 
Д1 Д2Ш1 Ш2Д4 Д3Ш4 Ш3Д6 Д5Ш6 Ш5Д7 Д8Ш7 Ш8Информация по аспектам белой этики 
поступает с ведущей функции Достоевского на суггестивную функцию Штирлица (Д1 
-> Ш5). Это значит, что Штирлиц с удовольствием выслушивает рассказы дуала о 
человеческих чувствах и отношениях, в которых Достоевский превосходно 
разбирается. Часто Штирлиц обращается к дуалу (Ш5-> Д1) за разъяснением и 
советом по этим вопросам. Аналогично происходит контакт Ш1 <--> Д5, только уже 
по аспектам черной логики. 
Умение Достоевского бережно относиться к людям, выявлять их способности Штирлиц 
оценивает по достоинству (Д2 -> Ш6). Точно также Достоевский восхищается 
функциональной продуманностью и чистотой исполнения результатов труда дуала (Ш2 
->Д6). 
Штирпицу нравится, что его дуал стремится познать объективную взаимосвязь 
явлений, и он, будучи логиком, помогает в этом Достоевскому (Д3<-->Ш7). 
Аналогично Достоевский, которого притягивает внутренняя эмоциональность 
Штирлица, помогает дуалу обрести спокойствие, избавиться от эмоционального 
напряжения (ШЗ<--> Д7). 
Наконец, дуалы заботятся о болевом элементе друг друга. Без лишних слов, просто 
подспудно рассчитывая время и действуя в соответствии с этой своей способностью,
 Достоевский обеспечивает функционирование диады по аспектам белой интуиции 
(Д8<-->Ш4). Точно так же, делом, без лишних комментариев, Штирлиц регулирует 
волевые проявления диады (Ш8<--> Д4). 
Аналогичным образом можно рассмотреть информационное взаимодействие в остальных 
семи дуальных парах. Предоставляем это сделать читателю. Перечислим все диады: 
* Дон Кихот-Дюма 
* Робеспьер-Гюго 
* Гамлет-Горький 
* Есенин-Жуков 
* Лондон-Драйзер 
* Бальзак-Наполеон 
* Гексли-Габен 
* Достоевский-Штирлиц
Если читатель поверил, что дуал - наилучший партнер в труде и в совместной 
жизни, мы будем считать выполненной одну из главных задач этой книги. 
Правда, когда встречаются дуалы, меж ними не обязательно возникает любовь, а 
если возникает, то не обязательно счастливо оканчивается. Может, так случается 
потому, что люди не знают соционики?.. 
А ведь в дуальном браке помимо всех других преимуществ вырастают счастливые 
дети. Если родители - дуалы, то у ребенка, как правило, формируется тип 
личности, дуальный типу одного из родителей и тождественный типу второго. 
Отношения тождественных типов, когда речь идет о родителе и ребенке, почти 
столь же хороши, как и дуальные. В следующей главе мы поговорим о тождественных 
и обо всех остальных отношениях.
Отношения
Как заметил читатель, при анализе дуальных отношений мы предполагали, что во 
взаимодействие вступают, "резонируют" одноименные функции в структуре личностей.
 Иначе и быть не может: если определенный элемент информированного метаболизма 
продуцирует, выдает вовне информацию по соответствующим аспектам, то только 
такой же элемент в структуре другой личности способен воспринять эту информацию,
 вычленить ее из общего информационного потока.
На данной закономерности основывается рассмотрение всех интертипных отношений. 
Их существует шестнадцать видов: каждый тип личности может взаимодействовать с 
любым из шестнадцати типов. При этом межличностные отношения развиваются по 
вполне определенным законам, которые мы и попытаемся описать. 
Дуальные отношения были рассмотрены в предыдущей главе. 
Тождественные отношения возникают при общении личностей одного и того же типа. 
Что можно сказать об этих отношениях? 
Тождественные партнеры одинаково воспринимают мир и действуют в нем схожими 
путями. Это не значит, что они во всем одинаковы и всегда соглашаются друг с 
другом. Но партнер кажется до боли понятным, видны его слабости и проблемы, 
потому что и вы страдаете от тех же проблем. Самое характерное чувство, которое 
возникает по отношению к тождественному, - сочувствие. К сожалению, помочь ему 
вы не можете, так как сами не сильны в соответствующих вопросах. Тождественному 
все прощают, оправдывают все его поступки, как свои собственные. 
Временами однако с таким партнером становится скучно и неинтересно: к тем 
умозаключениям, которые он излагает, вы вполне можете придти и самостоятельно. 
Ситуация резко меняется в лучшую сторону, когда один из партнеров в 
тождественной паре превосходит другого в опыте и развитии: родитель и ребенок, 
учитель и ученик, руководитель и молодой работник. В этом случае "перекачка 
информации" идет по прямым каналам, и разница в уровнях знаний быстро 
выравнивается. Тождественный - лучший ученик и лучший учитель. Вот почему 
неоценимое значение имеет тот факт, что в гармоничной, дуальной семье ребенок 
обычно имеет тип, тождественный одному из родителей. 
В отличие от тождественного, квазитождественный партнер не вызывает жалости. 
Кажется, что он защищен в жизни, что у него и так "все в порядке". Этот человек 
вроде бы и похож на вас, и в то же время чем-то неуловимо отличается; он идет 
по жизни не тем же путем, а иным, хотя и параллельным вашему. 
Квазитождественные партнеры умеют найти общие темы для разговора, достаточно 
глубоко понимают друг друга, однако при этом постоянно осознается взаимная 
непохожесть, привносящая в отношения чувство некоторой неловкости и мешающая 
полному пониманию и согласию. 
Несмотря на невозможность полностью совместить жизненные позиции, эти отношения 
отличаются мягкостью: квазитождественный не может обидеть, даже преднамеренные 
выпады "обтекают", задевают слабо, и неприятного осадка эти отношения не 
содержат. Контакт между квазитождественными возникает легко и протекает гладко. 

Также похожи, хотя и по-другому, зеркальные партнеры. Функции творческого блока 
у вашего зеркального те же, что и у вас, но переставлены местами, поэтому то, о 
чем вы постоянно размышляете и говорите, ваш партнер постоянно выполняет на 
деле, и наоборот, то, о чем он в основном говорит, вы реализуете без лишних 
слов. Эта особенность зеркальных отношений может обращаться и во вред, и во 
благо: как правило, зеркальные партнеры помогают друг другу осмыслить задачу с 
разных сторон, а при ее выполнении разделяют обязанности. С другой стороны, 
зеркальный иногда может вызывать раздражение, может и достаточно глубоко 
обидеть вас. Этому способствует структура не только его творческого блока, но и 
блока СУПЕРЭГО: ролевая функция, то есть та, которую партнер более всего 
"выпячивает", совпадает с вашей болевой функцией. (Естественно, такая ситуация 
взаимна). 
Одним из наиболее благоприятных видов интертипных отношений являются отношения 
активации. Ведущая функция активатора выдает информацию на вашу оценочную 
(активационную) функцию, поэтому общение с таким партнером оживляет, повышает 
настроение, наполняет энтузиазмом, и вообще, доставляет истинное удовольствие. 
Данное отношение - гомовертное, и если оба партнера - интроверты, вместе они 
несколько "экстравертируются", раскрепощаются. Активатор может сдвинуть с места 
работу, он же незаменим и на отдыхе. Однако общение в активационной паре не 
должно длиться непрерывно долгое время; партнеры нуждаются в том, чтобы 
периодически отдаляться и отдыхать друг от друга. 
Не следует забывать и о том, что активатор - человек, совершенно не схожий с 
вами, и многое в его личности может вызвать ваше несогласие, при 
злоупотреблении общением - раздражение. 
Полудуальные отношения названы так потому, что партнеры дополняют друг Друга по 
ведущему элементу. Однако уже по реализационным функциям трудно согласовать 
действия, и в целом можно сказать, что полудуал - даже не "половина дуала", а 
гораздо меньше. Тем не менее, это отношения достаточно благоприятные. Полудуал 
помогает разобраться в проблеме, и если ограничиться теоретическим обсуждением, 
с ним прекрасно можно поладить. Неприятные сюрпризы возникают, когда полудуалы 
начинают совместно действовать. Партнер может огорошить вас неожиданным 
поступком, и, отношения резко ухудшатся. В их дальнейшем развитии сильно 
проявляется тенденция к сближению, и через некоторое время в полудуальной паре 
воцаряется взаимопонимание, с тем чтобы разрушиться, когда партнеры вновь 
попытаются согласовать свои действия. 
Неоднозначно складываются и отношения противоположности. Противоположные 
партнеры во многом схожи. Их жизненные интересы пересекаются в очень обширной 
области. Однако, те функции, которые у одного находятся в творческом блоке, у 
другого образуют блок ИД. Поэтому ваш противоположный любит поговорить как раз 
о тех вещах, которые вы реализуете подсознательно и находите банальными. Можно 
сказать и по-другому: противоположные партнеры обладают противоположными 
взглядами на одни и те же вещи. 
Часто такой партнер кажется довольно привлекательным: у него со мной столько 
общего, и в то же время он демонстрирует - свежий, отличный от моего подход... 
Великое множество супружеских пар образовано именно противоположными партнерами.
 Такие браки испытывают трудные времена, когда в семье появляется ребенок. 
Начинается непримиримая конкуренция тех самых "противоположных взглядов", 
которые раньше, казалось, просто придавали отношениям пикантность и подпадали 
под вполне безобидную формулу: милым браниться - только тешиться. Присутствие 
не только ребенка, но и любых третьих лиц нарушает согласие в парах, связанных 
отношением противоположности. 
Родственные отношения характеризуются общностью миропонимания: ведущая функция 
у "родственников" одна и та же. Однако реализуются такие партнеры по функциям - 
антагонистам. Поэтому, хотя родственные легко находят общий язык, им непонятны 
или кажутся эгоистичными действия друг друга. Кроме того, возможно 
"соревнование" по аспектам ролевой функции, которая у родственных партнеров 
совпадает. "Родственник" всегда отнесется к вам корректно, в полном 
соответствии с канонами внешнего приличия, но вряд ли проявит истинную 
заинтересованность в ваших проблемах. Его интерес к вам кажется поверхностным. 
Поэтому данные отношения особой теплотой не отличаются. 
Не сопутствует психологическая близость и деловым отношениям. У Деловых 
партнеров одинакова реализованная функция, поэтому они действуют похожими 
методами. Ведущая и ролевая функции вашего делового те же, что и у вас, но 
расположены в обратном порядке, т.е. его ведущая функция совпадает с вашей 
ролевой, и наоборот. Общение в деловой паре всегда протекает живо и 
многословно; оно несёт несомненную пользу: партнеры помогают друг Другу развить 
ролевую функцию, ориентируют в решении проблемы, так что их контакт 
действительно напоминает деловое обсуждение и сотрудничество. В деловых 
отношениях следует избегать проявлений безоговорочного давления своей сильной 
ведущей функцией на более слабую ролевую функцию партнера, иначе общение 
превратится в малоприятное словесное "состязание". 
Очень интересны миражные отношения. Миражный партнер всегда приятен и 
притягателен, однако он постоянно ускользает от вашего понимания, кажется 
скрытым за некой полупрозрачной пеленой, так что вы можете им любоваться, но не 
в силах до конца его распознать. Миражный партнер демобилизует вас, размягчает, 
приводит в состояние душевной и телесной расслабленности, его речь радует 
красочностью и оригинальностью, однако трудно вникнуть в ее смысл. Необходимо 
постоянное волевое усилие, чтобы поддерживать активное общение в миражной паре. 
С таким партнером приятно отдыхать, однако при попытках совместной деловой 
активности проявляется совершенно различное "устройство" партнеров, так что 
согласовать действия практически невозможно. Часто миражные просто не понимают 
друг друга и говорят каждый о своем. В начальной стадии развития миражных 
отношений по этой причине иногда могут возникать конфликты. 
По-настоящему конфликтность характерна для следующих двух видов ношении. 
В отношения суперэго вступают партнеры, блок ЭГО одного из которых совпадает с 
блоком СУПЕРЭГО другого. Что это означает? Сильные функции блока ЭГО вашего 
партнера совпадают с вашими слабыми функциями, составляющими блок СУПЕРЭГО. 
Ваша ролевая функция у суперэго является ведущей, а реализуется он по вашей 
болевой функции. Таким образом, партнер как бы неустанно демонстрирует свое 
превосходство по соответствующим аспектам. Конечно, эта малоприятная ситуация 
взаимна: то же самое, но по другим аспектам, испытывает и второй участник 
отношений суперэго. Не следует думать, что данным отношениям присуща 
исключительно негативная окраска. Партнеры питают друг к другу невольное 
уважение: он так силен в вопросах, с которыми у меня всегда проблемы. Вы можете 
испытывать к суперэго симпатию и даже сочувствие, ведь вам прекрасно видны его 
слабые стороны. Прилагая определенные усилия к тому, чтобы лишний раз не ранить 
партнера, в паре суперэго можно с успехом наладить хорошие отношения. 
Особой осторожности требуют отношения, которые так и называются: конфликтные. 
Ведущая функция вашего конфликта совпадает с вашей болевой функцией. Он выдает 
мощные потоки информации как раз по тем аспектам, которые вы стараетесь 
обходить молчанием. 
Именно эти отношения с полным правом можно было бы назвать отношениями 
противоположности: у конфликтеров противоположны оценки по всем четырем 
известным читателю шкалам. Если вы рациональный, этик, интуитив и интроверт, то 
ваш конфликтер - иррациональный, логик, сенсорик и экстраверт. Не удивительно 
ли, что стоит изменить оценку по одной-единственной шкале 
рациональности-иррациональности и конфликтер превращается в вашего дуала... ваш 
конфликтер и ваш дуал состоят в квазитождественных отношениях. 
Но вернемся к описанию отношений конфликта. Общаясь с конфликтером, вы 
постоянно испытываете напряжение, ощущение подспудно назревающего взрыва. 
Противоположная кодировка информации приводит к тому, что буквально каждое 
слово конфликтера раздражает и вызывает протест. Временами отношения, казалось 
бы, налаживаются, но в самый неподходящий момент конфликтер вдруг больно ранит 
вас. Отношения в конфликтной паре протекают сравнительно благоприятно, если оба 
партнера сознают взаимную неприспособленность, сохраняют достаточную дистанцию 
и тщательно обходят "острые углы". 
Следующие два вида интертипных отношений являются асимметричными: партнеры в 
паре находятся в различном положении; для одного из них ситуация всегда 
оказывается более невыгодной. Однако в таком положении имеют особое значение с 
точки зрения прогресса общества в целом, ведь для всякого развития необходима 
неравновесность. 
В отношениях социального заказа один из партнеров выступает в качестве 
передатчика соцзаказа ( часто он именуется просто "заказчик"), второй - в 
качестве приемника соцзаказа (или просто "приемник"). Приемник находится на 
более высокой ступени социального развития по сравнению с заказчиком, однако в 
соцзаказной паре ему отведена подчиненная роль. Заказчик кажется интересным, 
значительным, порой даже недосягаемым, и в то же время приемнику так понятны 
его проблемы и человеческие слабости. Заказчик все время чего-то требует от 
приемника, приемник постоянно как бы оказывается должен, и он превосходно 
улавливает положение заказчика. Тот же, наоборот, не слышит приемника, не 
желает вникнуть в его проблемы: кажется, что приемник и так, правда, непонятно 
какими путями, успешно устраивает свою жизнь. Чтобы исполнить социальный заказ, 
приемник должен уйти от непосредственного влияния заказчика. Поэтому в 
отношениях с заказчиком он проявляет тенденцию к сопротивлению, "барахтанью". 
Тем не менее, "нелояльное" поведение приемника почти не сказывается на 
психологическом самочувствии заказчика. 
Отношения социального заказа отличаются теплотой. Довольно часты "соцзаказные" 
браки. В таких семьях перенапрягаются оба супруга: заказчик от того, что 
взваливает (добровольно!) на свои плечи ответственность за обоих, а приемник - 
от постоянного психологического давления со стороны партнера. 
Гораздо более жестко складываются отношения социального контроля, или ревизии. 
Смысл данных отношений, по-видимому, заключается в контролировании исполнения 
социального заказа. Если вы передаете соцзаказ определенному типу личности, то 
вы ревизуете его дуала. 
Ведущая функция ревизора совпадает с болевой функцией подревизного. Однако, в 
отличие от отношений конфликта, эта ситуация не является симметричной. Ревизор 
может проконтролировать каждый шаг партнера, подревизный же бессилен 
противостоять этому воздействию: его сильные функции "тонут" в соответствующих 
функция ревизора. Подревизный пытается "бороться" с партнером: напускает на 
себя нарочитую грубость, дает ревизору поручения, может даже применять 
физические методы влияния. Можно сказать, что подревизный доставляет ревизору 
определенные хлопоты, но воздействие в обратном направлении просто пагубно. 
Тесный и длительный контакт с ревизором, например, в семье, может иметь очень 
тяжелые последствия для подревизного. Возможно даже развитие психического 
заболевания. В более благоприятных случаях, а именно, когда общение в ревизией 
паре происходит кратковременно и с сохранением большой дистанции, или же если 
ревизор сознательно "выключает" свою ведущую функцию, он может казаться 
подревизному человеком значительным и достойным уважения; в то же время 
ревизора "побаиваются". Подревизный же кажется наделенным большими 
способностями, талантливым, но одновременно каким-то несовершенным и "жалким". 
Такова точка зрения ревизора. 
Итак, мы познакомили читателя со всеми видами интертипных отношений. 
Как определить отношения вашего или любого другого типа личности с остальными 
типами? 
Можно было бы составить громадную таблицу, шестнадцать на шестнадцать, 
напоминающую турнирную таблицу футбольного матча. Главный недостаток такой 
таблицы даже не в ее громоздкости, а в том, что ее невозможно запомнить. 
Мы предлагаем читателю простую мнемоническую схему, которую нетрудно запомнить 
и легко восстановить на бумаге за одну минуту. 
Допустим, ваш тип личности - Дюма. Рисуете модель А своего типа: 

Эта модель содержит все шестнадцать типов ИМ. Так, первая и вторая функции 
образуют сокращенную формулу типа Дюма. Вторая и первая - творческий блок Гюго. 
Но Гюго состоит с Дюма в зеркальных отношениях!
Пятая и восьмая функции составляют блок ЭГО Гексли (вашего полудуала), восьмая 
и пятая - творческий блок Достоевского (вашего заказчика). И так далее. 
Таким образом, структура А содержит в себе все интертипные отношения: 

Здесь применены следующие сокращения: Т (1,2)-тождественный партнер, 3 (2,
1)-зеркальный, ПОДР (2,3)-подревизный, ДЕЛ (3,2)-деловой, СЭ (3,4)-суперэго, 
КОН(4,3)-конфликтер,
Квадра, октава и социон
Из шестнадцати типов информационного метаболизма можно составить четыре более 
крупных образования - четыре группы, по четыре типа в каждой. Эти группы 
называются квадры. Приведем состав всех четырех квадр.
Дон Кихот, Дюма, Робеспьер и Гюго составляют квадру альфа. 
Гамлет, Горький, Есенин и Жуков - квадру бета. 
Из типов личностей: Лондон, Драйзер, Бальзак, Наполеон - образована квадра 
гамма 
В квадру дельта входят: Гексли, Габен, Достоевский, Штирлиц. 
Читатель, конечно, заметил, что каждая квадра составлена из двух дуальных пар, 
или диад. Типы личностей, входящие в Вашу квадру, носят название ваших 
квадралов. 
Итак, квадралом является, прежде всего, дуал. С остальными квадралами вы 
связаны отношениями: зеркальными, активационными, и, конечно, тождественными. 
Ведь квадра - это не обязательно четыре человека; пятеро или четыреста людей, 
если они обладают квадральными типами ИМ и среди них хотя бы один раз 
представлены все четыре типа, также образуют квадру. 
В каждой из квадр царит своя особая психологическая атмосфера, так называемый 
"дух" квадры, каждая квадра "исповедует" свои, квадральные ценности. 
Для представителей квадры альфа характерно ощущение всеобщей целостности и 
гармонии мира. Интуитивы этой квадры плохо приспособлены к реальной жизни, зато 
они - прирожденные теоретики материального мира, способные генерировать 
удивительные идеи и разрабатывать сложные системы объективных знаний. Сенсорики 
квадры альфа, наоборот, великолепно чувствуют себя в среде человеческих 
страстей и "земных" забот, как никто другой, умеют насладиться жизнью. 
В квадре бета царит простая, несколько даже механистичная, рабочая атмосфера. 
Мироощущение этой квадры выдержано в немногоцветных тонах и, в целом, содержит 
оттенок безысходности. Силовые, авторитарные методы действия сенсориков квадры 
бета до некоторой степени уравновешиваются участием интуитивов, которые 
воспринимают действительность эмоционально и хорошо чувствуют ее диалектику. 
Квадра гамма - это квадра "бури и натиска". Кипение страстей, безудержный порыв 
ее представителей действительно напоминают разбушевавшуюся стихию. Это квадра 
неутомимых борцов, практических деятелей. Интуитивы квадры гамма умеют 
рассчитать деловую выгоду и эффективность, сенсорики прикладывают свои усилия 
более к сфере человеческих отношений. 
В квадре дельта главной ценностью является человек. Это квадра высокой 
духовности и безграничного уважения к каждой отдельной человеческой личности. 
Сенсорики квадры дельта задают тон в преобразовании материального мира - 
красивом, продуманном, призванном служить благу Человека. Интуитивы - тонко 
понимают людей, стремятся избавить мир от страданий и наполнить его добротой и 
гармонией. 
Мироощущение квадры дельта в чем-то напоминает чувство гармонии квадры альфа, 
но речь теперь идет не о существующей космической, а о человеческой гармонии, 
которая должна быть достигнута. 
Читатель обрел еще один ключ к определению типа личности: отнесите человека к 
определенной квадре, и дальнейшая идентификация существенно упростится. 
Две квадры - не соседние, а "через одну", - образуют октаву. Таким образом, 
октав всего две: одна "составлена" из квадр альфа и гамма , другая - бета и 
дельта . 
Октава характерна тем, что квадры, входящие в ее состав, противоположны. Это 
значит, что типы личностей одной из квадр связаны отношением противоположности 
с соответствующими типами другой, Поэтому в вашей октаве находятся ваш 
противоположный, а также его зеркальный, т.е. ваш квазитождественный. 
Группа, в которой представлены четыре типа личности, связанные отношениями 
тождества, квазитождества, противоположности и зеркальности, носит название 
"клуб". Читатель уже понял, что клуб целиком находится в одной октаве. 
Наконец, шестнадцать типов личностей, или четыре квадры, или две октавы, 
рассматриваемые как единое целое, образуют более высокую ступень организации 
информационного метаболизма общества - социон. На этой ступени становится 
возможной реализация механизма социального прогресса.
Подтипы
Соционика не стоит на месте. Жизнь озадачивает исследователей все новыми 
вопросами, и возникают новые подходы и концепции.
В этой главе мы расскажем читателю о теории подтипов. Что такое подтипы и 
почему необходимо их рассматривать? 
Прежде всего, обсудим более детально понятие типа. 
Пока нет однозначного ответа на вопрос, каким образом формируется тип: 
оказывает ли решающее влияние генетическая заданность, или условия среды, в 
которую попадает новорожденный (в первую очередь, воспитывающее воздействие 
матери), или иные факторы. Несомненно однако то, что тип информационного 
метаболизма закладывается в самые ранние периоды жизни человека и присущ ему на 
протяжении всей жизни. "Поменять тип" в течение жизни невозможно. 
Между тем, личность может несколько видоизменяться в тот или иной период. Для 
описания этих различий и вводится понятие подтипа. 
Любое видоизменение основного типа может быть представлено одним из шестнадцати 
основных же соционических типов. Таким образом, существует шестнадцать подтипов,
 названия и характеристики которых совпадают с таковыми для шестнадцати 
основных типов личностей. 
Каждый из шестнадцати основных типов может обладать одним из шестнадцати 
подтипов. Всего получается 16*16 ==256 классов, однако затруднений в 
идентификации не возникает: каждый класс характеризуется именем ТИП + ПОДТИП, 
например: Достоевский Есенинского подтипа; Достоевский подтипа Дон Кихот и т.д. 

В отличие от типа, подтип - лабильное образование. Подтип может меняться и, как 
правило, меняется в течение жизни человека. 
Под воздействием информационного окружения, преимущественно контакта с теми или 
иными типами личностей и других факторов подтип может быть "наработан" либо, 
наоборот, дезактуализирован. Наработка подтипа - трудный и энергоемкий процесс, 
поэтому и идти он может лишь под постоянным стимулирующим воздействием внешних 
сил. 
Подтип может поменяться за время порядка месяцев, недель, реже (при очень 
интенсивном воздействии) - дней. Существовать подтип может сколь угодно долго, 
если ситуация не поменяется таким образом, что вынудит к смене подтипа. 
Сосуществование в одной личности типа и подтипа следует понимать как наложение 
на основной тип некой кальки другого типа, проявление которого в данной 
личности вполне различимы, но все же не определяют ее глубинной сути: подтип - 
более поверхностное образование по сравнению с типом. 
Реализация такой структуры, по-видимому, обеспечивается перераспределением 
"силы", или энергетики элементов модели А, которое не приводит тем не менее к 
радикальному изменению их функций, а лишь означает относительное усиление 
соответствующих элементов. 
Так, у Достоевского с подтипом Робеспьер ведущей функцией остается белая этика, 
а не белая логика, хотя логика может быть усилена настолько, что даже опытный 
тестировщик сочтет ее ведущей функцией. 
Как "увидеть" подтип в структуре А? 
Чтобы получить ментальное кольцо одного из шестнадцати возможных подтипов 
данного типа, следует выбрать один из восьми элементов модели А этого типа и, 
считая его первым элементом, обойти кольцо либо по, либо против часовой стрелки.
 
Так, начиная отсчет от 3-го элемента модели А Достоевского, получим либо подтип 
Горького (двигаясь по кольцу по часовой стрелке), либо подтип Робеспьера 
(обходя кольцо против часовой стрелки).
То же самое в витальном кольце: выбрав ведущим элементом подтипа черную логику, 
получим, двигаясь по кольцу по часовой стрелке, ментальное кольцо Лондона, а 
обходя кольцо от 5-й к 6-й функции и далее - Штирлицевский, или дуальный подтип.
 
Следует различать ментальные (построенные в ментальном кольце основного типа) и 
витальные (ментальное кольцо подтипа расположено в витальном кольце основного 
типа) подтипы. Витальные подтипы труднее поддаются как наработке, так и 
дезактуализации, очевидно, потому, что соответствующие функции менее 
осознаваемы и, следовательно, более консервативны. Кроме того, они относятся 
именно к витальным аспектам деятельности личности. Так, у Достоевского подтипа 
Робеспьера (ментальный подтип) мышление напоминает мышление Робеспьера, а 
Достоевский Есенинского (витального) подтипа делает все, как Есенин. 
Не все подтипы реализуются с одинаковой частотой, среди них есть более или 
менее предпочтительные. Чаще других встречаются ментальные подтипы суперэго, 
ревизора, подревизного и витальные - дуального, квазитождественного и 
противоположного. 
Реже остальных наблюдаются подтипы: приемника, активатора, миражный, 
полудуальный. Чем это объясняется? 
Читатель, видимо, согласится, что личность вряд ли может в течение длительного 
времени сама активировать (подпитывать энергией); слишком беззаботной оказалась 
бы жизнь человека, выработавшего миражный подтип; нет смысла стремиться к 
полудуальному подтипу, если легче поддается актуализации дуальный. Самому себе 
передавать соцзаказ также затруднительно. 
"Чистый" тип (т.е. тождественный подтип) также встречается нечасто, однако 
такая структура личности, конечно, закономерна и естественна. 
Самыми "невыгодными" будут подтипы, первым элементом которых является четвертый 
(болевой) элемент основного типа, т.е. подтипы ревизора и конфликтера - 
во-первых, потому, что для функционирования такого подтипа нужны чрезвычайно 
большие энергетические траты, и, во-вторых, на уровне личности обладание одним 
из названных подтипов означает внутреннее неразрешимое противоречие, конфликт 
человека с самим собой. 
Рассмотрим, в качестве примера, Достоевского с подтипом Наполеона. Ведущим 
(первым) элементом подтипа здесь является болевой (четвертый) элемент типа - 
черная сенсорика. Этому элементу уделяется повышенное внимание, его 
функционирование занимает неправомерно большую долю времени, однако ведущим на 
уровне личности он все-таки не становится. При воздействиях по аспектам черной 
сенсорики такая личность легко "соскальзывает" на истинную творческую функцию 
Достоевского - черную интуицию, при этом обнажается суть черной сенсорики как 
болевого элемента. 
Отдельного рассмотрения заслуживает дуальный подтип. Приобретение дуального 
подтипа означает универсализацию личности, актуализацию как ментального, так и 
витального колец; согласованное функционирование всех элементов структуры А. 
обеспечивает защищенность человека по витальным аспектам, что создает условия 
наибольшего благоприятствования для творческой реализации по блоку ЭГО. 
Человек быстрее всего приобретает дуальный подтип, будучи помещенным в 
физически благоприятные условия. Имеется в виду не комфорт цивилизации, а 
истинный, т.е. природный комфорт, сопряженный с физическими нагрузками и 
здоровым образом жизни. Например, вы можете наработать дуальный подтип в 
результате отпуска, проведенного в горах или на берегу моря. По возвращении в 
город долго сохранить это гармоничное состояние, как правило, не удается. 
Прийти, осознанно или неосознанно, к необходимости наработки дуального подтипа 
вовсе не просто: данный подтип не "лежит на поверхности", куда легче наработать,
 например, подтип суперэго. 
Явление самостоятельной наработки дуального подтипа будет называться также 
самодуализацией. 
Длительно и тесно общаясь с каким-либо типом личности, вы, скорее всего, 
приобретете подтип, совпадающий с типом вашего, партнера. 
Данный механизм оказывается решающим в явлении дуализации. В результате 
достаточно продолжительного общения с дуалом личность приобретает дуальный 
подтип. 
Этим, в частности, объясняется тот факт, что каждый из партнеров диады 
поодиночке представляет собой чрезвычайно универсализованную личность. Приведем 
для наглядности следующий расчет (в условных единицах):
один недуализированный индивид = 1диада = дуал + дуал > 2диада - дуал = один 
дуализированный индивид > 1Формирование дуального подтипа в условиях дуализации 
значительно облегчено, протекает плавно и естественно: дуал тренирует, 
"подчеркивает", снабжает энергией соответствующие функции дуала. Дуальный 
подтип, постоянно поддерживаемый присутствием дуала, сохраняется неограниченно 
долго. 
Существует еще один интересный механизм наработки дуального подтипа. Когда 
долгое время тесно общаются два партнера тождественного типа, каждый из них 
побуждает, стимулирует другого к наработке дуального подтипа. В тождественной 
паре создаются условия, когда вы приобретаете подтип, не тождественный типу 
партнера (что означало бы тождественный подтип, или чистый тип), а дуальный 
типу партнера. 
По степени трудности реализации дуального подтипа такая ситуация занимает 
промежуточное положение между случаями дуализации и самодуализации: наработка 
дуального подтипа несколько облегчается по сравнению с ситуацией самодуализации,
 но протекает значительно труднее, чем дуализация. В условных единицах это 
выглядит так:
УсловияЕдиницы 
трудностиСамодуализация5Дуализация в тождественной паре4Дуализация в диаде1В 
случае, если дуализация в тождественной паре осуществляется достаточно успешно, 
такая пара может существовать длительное время.
Еще о тестировании
Вернемся еще раз к вопросу о тестировании, или идентификации типа личности.
Психологи давно согласились с тем, что в их работе исследователь имеет дело с 
объектом, равнозначным самому исследователю: с человеком... Тем более должен 
отдавать себе в этом отчет соционик, тестирующий личность. Ведь и сам 
тестировщик ограничен возможностями своего собственного типа личности, 
воспринимает действительность в соответствии со своим внутренним информационным 
устройством. 
При тестировании возникает ситуация, известная в квантовой физике: возмущение, 
вносимое в квантовую систему измеряющим инструментом, настолько велико, что 
этот инструмент следует считать частью самой системы, и становится непонятным, 
что же мы на самом деле измеряем. 
С другой стороны, каждый тестировщик может использовать сильные стороны своего 
типа личности, производя идентификацию по каналам наиболее развитых своих 
функций. Так, если ваша ведущая функция белая логика, вам лучше всего 
пользоваться тестами-вопросниками, которые составляются на основе описаний шкал,
 и логическим путем последовательно "вычислять" испытуемого. Если же ваш первый 
элемент представлен черной интуицией, вы можете попытаться задействовать этот 
мощный иррациональный канал, просто "угадывая" типы: практика показывает, что 
процент "попаданий" при этом очень высок. 
Читатель сам сумеет разобраться в том, какой из методов тестирования подходит 
ему наилучшим образом.
Что может соционика
Соционика - отнюдь не "нейтральная" наука. Знакомство с ней не может не 
отразиться коренным образом на вашем видении мира людей.
Мир этот столь сложен и неоднозначен, что даже самые талантливые знатоки 
человеческих душ, "прирожденные" психологи часто оказываются не в состоянии его 
понять, приходят к неверным выводам, совершают ошибочные действия. 
Читатель, конечно, не раз наблюдал, как легко люди вступают в конфликты, как 
мало щадят друг друга. Вряд ли это идет на пользу эффективности нашего труда, 
не говоря уже о нашем здоровье... 
Растет число распавшихся семей, и даже в семьях, на первый взгляд 
"благополучных", и супруги, и дети часто обделены счастьем психологической 
гармонии, живут, оставаясь одинокими и не понятыми самыми близкими людьми, 
заболевают неврозами. 
Как часто мы ошибаемся и во втором главном выборе в жизни - выборе профессии. 
Люди с мягкой, отзывчивой душой сплошь и рядом стоят за кульманом или 
обрабатывают металл у станка, а учитель или врач слишком часто оказываются 
обладателями характера, более приспособленного к работе с бездушными 
механизмами. 
Всякий, кто с болью в сердце воспринимает подобные явления в жизни, стремится 
понять происходящее, мучительно ищет справедливое решение, будет жадно 
впитывать выводы соционики. Ко многим из этих выводов вы, более или менее 
осознанно, пришли в свое время самостоятельно, не правда ли? И вот соционика 
разворачивает перед вами стройную, цельную картину мира человеческих 
индивидуальностей и взаимоотношений людей, дает в ваши руки мощный и 
одновременно тонкий инструмент понимания удивительно сложных переплетений, 
существующих в этом мире. Это ли не откровение? 
Разным людям в различной степени дано постичь соционику. Есть и такие, кто 
"отмахивается" от этой науки, едва с ней познакомившись: мол, зачем усложнять 
себе жизнь? Как правило, это люди, не научившиеся объективно определять типы 
личностей и не умеющие "видеть" действие соционических закономерностей в 
реальной жизни. 
А между тем законы соционики "работают", как и любые объективные, научные 
законы! Им подчиняются события, происходящие в мире людей, хотим мы того или 
нет. 
Можно, конечно, вступить в брак с конфликтером или ревизором, не зная соционики,
 или решив ее "проверить", или стремясь "разорвать" ограничения, якобы 
накладываемые соционикой на свободу выбора! Но как тут не вспомнить известное 
философское определение: свобода - есть осознанная необходимость. Свобода 
выбора - в том, чтобы "выбрать" дуала. Соционика поможет вам узнать его. Она же 
научит вас жить в мире с конфликтерами, ревизорами и другими "неподходящими" 
вам типами личностей, с которыми - от этого никуда не деться! - вы 
сталкиваетесь ежедневно. 
Соционика подскажет и то, в какой области вы могли бы наиболее успешно 
трудиться. Принцип здесь прост: выигрывает личность, которая реализуется по 
аспектам функций творческого блока. 
Так, если в вашем блоке ЭГО сочетаются черная этика и белая интуиция, то вы 
получите удовлетворение и достигнете успеха, овладев художественными 
профессиями: поэт, музыкант, актер. Если же ваши творческие функции - белая 
этика и черная интуиция, вам не будет равных в работе с людьми (профессии 
врача-терапевта, педагога, психолога). И так далее; предлагаем читателю 
самостоятельно рассмотреть остальные сочетания творческих функций и подобрать 
отвечающие им профессии. 
Соционика стремится привести к пониманию того, что люди по-разному устроены 
природой, научить терпимо и доброжелательно относиться к людям, непохожим на 
вас, показать, насколько они интересны в своей неповторимости. 
Законы соционики "не работают" на войне, когда поставлена одна страшная, 
циничная цель - уничтожить человека, и стреляющий в противника не задумывается 
о том, кто попал к нему в прицел - дуал или тождественный, и кого он повергает 
в небытие - свою недостающую половинку или свое повторение, себя самого. "...И 
если море смоет хотя бы пядь материка, уменьшится Европа; от смерти каждого 
человека убываю и я, ибо я един со всем человечеством" (Дж.Донн). 
И только при внимательном, бережном отношении к человеку, только с осознанием 
его непреходящей, бесконечной ценности перед вами раскроется удивительно тонкий,
 невыразимо прекрасный мир человеческой души. 
Знание - всегда большая ответственность, особенно если это знание, как 
соционика, касается человека. Так пусть читатель, обогащенный новым знанием, 
достойно несет благородный крест возросшей ответственности перед людьми.

(c) 1991г. О.Б. Слинько. Материал представляет собой текст соответствующей 
главы из книги "Ключ к сердцу - соционика".
 
 [Весь Текст]
Страница: из 14
 <<-