|
более высокой ступени социального развития по сравнению с заказчиком, однако в
соцзаказной паре ему отведена подчиненная роль. Заказчик кажется интересным,
значительным, порой даже недосягаемым, и в то же время приемнику так понятны
его проблемы и человеческие слабости. Заказчик все время чего-то требует от
приемника, приемник постоянно как бы оказывается должен, и он превосходно
улавливает положение заказчика. Тот же, наоборот, не слышит приемника, не
желает вникнуть в его проблемы: кажется, что приемник и так, правда, непонятно
какими путями, успешно устраивает свою жизнь. Чтобы исполнить социальный заказ,
приемник должен уйти от непосредственного влияния заказчика. Поэтому в
отношениях с заказчиком он проявляет тенденцию к сопротивлению, "барахтанью".
Тем не менее, "нелояльное" поведение приемника почти не сказывается на
психологическом самочувствии заказчика.
Отношения социального заказа отличаются теплотой. Довольно часты "соцзаказные"
браки. В таких семьях перенапрягаются оба супруга: заказчик от того, что
взваливает (добровольно!) на свои плечи ответственность за обоих, а приемник -
от постоянного психологического давления со стороны партнера.
Гораздо более жестко складываются отношения социального контроля, или ревизии.
Смысл данных отношений, по-видимому, заключается в контролировании исполнения
социального заказа. Если вы передаете соцзаказ определенному типу личности, то
вы ревизуете его дуала.
Ведущая функция ревизора совпадает с болевой функцией подревизного. Однако, в
отличие от отношений конфликта, эта ситуация не является симметричной. Ревизор
может проконтролировать каждый шаг партнера, подревизный же бессилен
противостоять этому воздействию: его сильные функции "тонут" в соответствующих
функция ревизора. Подревизный пытается "бороться" с партнером: напускает на
себя нарочитую грубость, дает ревизору поручения, может даже применять
физические методы влияния. Можно сказать, что подревизный доставляет ревизору
определенные хлопоты, но воздействие в обратном направлении просто пагубно.
Тесный и длительный контакт с ревизором, например, в семье, может иметь очень
тяжелые последствия для подревизного. Возможно даже развитие психического
заболевания. В более благоприятных случаях, а именно, когда общение в ревизией
паре происходит кратковременно и с сохранением большой дистанции, или же если
ревизор сознательно "выключает" свою ведущую функцию, он может казаться
подревизному человеком значительным и достойным уважения; в то же время
ревизора "побаиваются". Подревизный же кажется наделенным большими
способностями, талантливым, но одновременно каким-то несовершенным и "жалким".
Такова точка зрения ревизора.
Итак, мы познакомили читателя со всеми видами интертипных отношений.
Как определить отношения вашего или любого другого типа личности с остальными
типами?
Можно было бы составить громадную таблицу, шестнадцать на шестнадцать,
напоминающую турнирную таблицу футбольного матча. Главный недостаток такой
таблицы даже не в ее громоздкости, а в том, что ее невозможно запомнить.
Мы предлагаем читателю простую мнемоническую схему, которую нетрудно запомнить
и легко восстановить на бумаге за одну минуту.
Допустим, ваш тип личности - Дюма. Рисуете модель А своего типа:
Эта модель содержит все шестнадцать типов ИМ. Так, первая и вторая функции
образуют сокращенную формулу типа Дюма. Вторая и первая - творческий блок Гюго.
Но Гюго состоит с Дюма в зеркальных отношениях!
Пятая и восьмая функции составляют блок ЭГО Гексли (вашего полудуала), восьмая
и пятая - творческий блок Достоевского (вашего заказчика). И так далее.
Таким образом, структура А содержит в себе все интертипные отношения:
Здесь применены следующие сокращения: Т (1,2)-тождественный партнер, 3 (2,
1)-зеркальный, ПОДР (2,3)-подревизный, ДЕЛ (3,2)-деловой, СЭ (3,4)-суперэго,
КОН(4,3)-конфликтер,
Квадра, октава и социон
Из шестнадцати типов информационного метаболизма можно составить четыре более
крупных образования - четыре группы, по четыре типа в каждой. Эти группы
называются квадры. Приведем состав всех четырех квадр.
Дон Кихот, Дюма, Робеспьер и Гюго составляют квадру альфа.
Гамлет, Горький, Есенин и Жуков - квадру бета.
Из типов личностей: Лондон, Драйзер, Бальзак, Наполеон - образована квадра
гамма
В квадру дельта входят: Гексли, Габен, Достоевский, Штирлиц.
Читатель, конечно, заметил, что каждая квадра составлена из двух дуальных пар,
или диад. Типы личностей, входящие в Вашу квадру, носят название ваших
квадралов.
Итак, квадралом является, прежде всего, дуал. С остальными квадралами вы
связаны отношениями: зеркальными, активационными, и, конечно, тождественными.
Ведь квадра - это не обязательно четыре человека; пятеро или четыреста людей,
если они обладают квадральными типами ИМ и среди них хотя бы один раз
представлены все четыре типа, также образуют квадру.
В каждой из квадр царит своя особая психологическая атмосфера, так называемый
"дух" квадры, каждая квадра "исповедует" свои, квадральные ценности.
Для представителей квадры альфа характерно ощущение всеобщей целостности и
гармонии мира. Интуитивы этой квадры плохо приспособлены к реальной жизни, зато
они - прирожденные теоретики материального мира, способные генерировать
удивительные идеи и разрабатывать сложные системы объективных знаний. Сенсорики
|
|