|
Невзорова Е.А. Преобразование понятия психической функции
Предметом данной работы является соционическая функция. Здесь можно найти
анализ основных понятий термина функция в соционике, будет показано, как
понимается данный термин в работах известных авторов, начиная с К.Г. Юнга и
заканчивая современными исследованиями. Таким образом, будет отражен характер
преобразований понятия функции и ее отдельных видов.
Вначале необходимо остановиться на определении понятия функции как таковой.
Изучая различные источники, можно легко убедиться, что большинство авторов
достаточно вольно и своеобразно подходят к этому понятию, а некоторые вообще о
нем умалчивают. Однако, не определив четко функцию, мы не можем знать на что мы
ориентируемся при типировании, что мы вообще подвергаем исследованию.
К.Г. Юнг определяет функцию как форму психической деятельности, которая
остается равной себе при различных обстоятельствах. С энергетической точки
зрения функция есть форма проявления либидо. Необходимо отметить, что под
либидо К.Г. Юнг понимает любую психическую энергию. Фактически психическая
деятельность здесь приравнивается к проявлению либидо, которое, обретая
структуру выражается в виде функции, которой обладает человек.
В работах социоников функция преобразуется в коммуникативную или информационную
единицу.
А. Аугустинавичюте определяет психическую функцию как социальную. Функция
отвечает за восприятие информации из внешнего мира и подвергает ее селекции.
Этим обусловливается способность проявлять внимание к одной или другой стороне
внешней жизни. Таким образом функция обуславливается социальным пространством и
имеет значение лишь в случае коммуникации человека с окружающим миром.
Определение психической функции сужается до восприятия и обработки информации.
Р.К. Седых называет функцию аспектом, определяя его как тип информации. Под
информацией Р.К. Седых понимает то, что реализует связь, конкретизирует ее, -
это отражение во второй системе процессов, происходящих в первой. Фактически
подчеркивается, что функция или аспект зависят от внешнего мира, без
информационного обмена не существуют.
В.В. Гуленко называет функции признаками коммуникативного пространства. На
каждом уровне данного пространства: физическом, психологическом, социальном,
информационном эти функции находят свое проявление в виде признака по которому
можно отграничить одного человека от другого. Таким образом, психическая
функция становится частью коммуникативного пространства, проявляющейся только в
том случае, когда человек как объект изучения вступает в коммуникацию.
Безусловно, сложно представить себе человека хотя бы на один миг оторванного от
коммуникативного пространства, хотя теоретически это возможно. У такого
человека, согласно этой теории, не должно сформироваться психических функций
даже в виде задатка, поскольку часть коммуникативного пространства и появляется
и формируется в этом пространстве.
Подобный вывод можно сделать исходя из неверного определения коммуникации как
таковой. Согласно энциклопедическому словарю коммуникация - общение, передача
информации от человека к человеку в процессе деятельности. Так как объектом
коммуникации является только человек, то коммуникация с неживыми объектами
является невозможной, тогда как в соционике психические функции отражают
коммуникацию и с неживыми объектами. Здесь фиксируется противоречие,
следовательно, функция не может быть коммуникативной единицей или признаком
коммуникативного пространства, необходимо предположить, что она носит более
глобальное значение и имеет прочную взаимосвязь с первоосновой человека.
В работах Е. С. Филатовой прямого определения функции не дано, однако из текста
можно уяснить, что функция понимается как тип информационного реагирования. Это
понимание является более точным, поскольку информация является более глубоким
понятием, чем коммуникация и включает в себя взаимодействие с неодушевленными
предметами. Фактически, функция определяется как образ действий, связанный с
передачей и приемом информации. Это определение не включает в себя ни
переработку, ни сохранение информации, но суть психической функции отражена
верно.
Таким образом, функция проходит путь от формы психической деятельности до
информационной единицы, присущей только человеку. Чтобы прийти к верному выводу
необходимо проанализировать все виды психических функций, которые на данном
этапе выделяются в соционике и попытаться расположить их системно,
взаимосвязано.
На данном этапе соционика выделяет восемь функций. К.Г. Юнг выделял всего
четыре функции - мышление, ощущение, эмоцию и интуицию. Экстравертированные и
интровертированные функции он не считал особыми функциями, а лишь вариантом
установки, направленности функции. Ниже мы будем говорить об этой установке как
о функции.
Начнем с экстравертированного мышления (далее ЭМ), которое сейчас определяется
как черная логика (ЧЛ).
Мышление по К.Г. Юнгу обязано облегчить опознание и осмысление внешнего мира.
Человек, с выраженным ЭМ имеет стремление ставить всю совокупность своих
жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных выводов. Решающую силу
он придает объективной действительности или ее интеллектуальной формуле. То
есть, суждение строится на критерии, полученном из внешних условий, тех,
которые передаются традицией или образованием. ЭМ понимается как
ориентированность человека на внешние объективированные правила, общепринятое
мнение. Мышление вообще питается с одной стороны субъективными, в конечном
счете
|
|