|
бессознательными источниками, с другой стороны - объективными данными
посредством перцепции органов чувств. ЭМ в гораздо большей степени определяется
этим последним фактором, чем первым. Суждение всегда предполагает масштаб. Для
экстравертированного суждения действительным и определяющим является главным
образом масштаб, взятый из объективных отношений, безразлично, выражаются ли
они непосредственно объективным, чувственно воспринимаемым фактом или
объективной идеей, так как объективная идея есть также нечто внешне данное,
взятое извне, даже когда она одобрена субъективно. ЭМ поэтому вовсе не должно
быть чисто конкретным
фактическим мышлением, но может также хорошо быть чисто идейным мышлением, если
только доказано, что идеи, которыми мыслят, в значительной мере взяты извне, то
есть доставляются традицией, воспитанием и ходом образования. Критерий решения
того, экстравертированно ли мышление, таким образом, состоит прежде всего в
вопросе, какому масштабу следует суждение, доставляется ли он извне или
субъективного происхождения.
Среди социоников нет единого мнения по интерпретации ЧЛ. А. Аугустинавичюте
определяет ЧЛ как функцию, воспринимающую информацию о физической активности,
поступках, о деятельности одушевленных и неодушевленных объектов. К сфере
действия данной функции она относит внешнее проявление процесса, его форму,
перемещение объекта в пространстве и любые другие формы внешнего движения
объектов. ЧЛ также определяет чувство логичности-алогичности поступка. В работе
Р.К. Седых данная функция интерпретируется как внешняя динамика тела. Она
понимается как движение, в которых объект участвует относительно других
объектов, или его видимые части друг относительно друга. В целом, эти
определения похожи, за исключением того, что в первом ЧЛ представляет собой
функцию, которой человек воспринимает определенную информацию, а во втором -
воспринимаемую функцию. Сфера действия функции определена одинаково.
Сравнивая с определением ЭМ, можно отметить противоречие. Мышление и движение -
явления различные. Кроме того, ЭМ - функция суждения, ЧЛ видится и
воспринимается непосредственно. ЧЛ - функция, которая воспринимает объекты
внешнего мира. ЭМ фиксирует внешние объекты, проявляя экстравертированную
ориентацию мышления, но тем не менее представляет собой процесс, происходящий в
субъекте. В определении ЧЛ Р.К. Седых данная функция уже не понимается как
психическая, а является внешней константой, символизирующей движение, способ.
Есть и другие мнения относительно ЧЛ. Например, Е. С. Филатова указывает на ЧЛ
как на аспект получения информации о материи. Умение осознавать такие качества
как твердость, упругость, мягкость, вес и т.п., умение производить с над этими
объектами какие-то действия образует некое информационное поле, которое и
обозначается как ЧЛ. В данном описании ЧЛ является процессом мышления,
осознавания, но сфера его познания узко очерчена - это некоторые материальные
качества предметов. Именно ориентация на внешние качества предметов определяет
экстраверсию. Далее указано, что ЧЛ - непосредственное восприятие объекта как
такового и непосредственное действие над ним. Таким образом выделяется прежде
всего восприятие объекта, а не суждение о нем. Также здесь включается категория
деятельности, только в данном случае движется не нематериальный объект, а сам
субъект обладающий функцией ЧЛ. Данное определение имеет корреляцию с функцией
восприятия объектов, называемую экстравертированным ощущением, хотя и полностью
ей нетождественно.
Существуют и иные описания ЧЛ. Некоторые соционики относят ЧЛ к функции,
которая является отражением психикой человека материи. ЧЛ по описанию дает
возможность отличать субъективные характеристики материи и определяет такие
качества как рассудочность, прагматизм, функциональность, целесообразность. В.В.
Гуленко считает, что ЧЛ обозначает предприимчивость, трудозатраты и расчет
выгоды.
Даже такое достаточно поверхностное рассмотрение понятия ЧЛ проясняет, что эта
функция отличается от ЭМ. Человек с выраженной ЭМ ориентируется на общепринятое
мнение и проводит в жизнь так называемый общественный закон или формулу (что в
соционике скорее напоминает описание БЛ, нежели ЧЛ). ЧЛ же определяется как
конкретные качества, которыми обладает человек, никак с этой формулой не
связанные, а связанные "субъективной оценкой качеств и объектов", которые
определены прежде всего восприятием объекта. Но главным противоречием можно
назвать то, что ЭМ - экстравертированная установка человеческого мышления, ЧЛ
же - отражение психикой материи, ее познание.
Следующая функция, которая будет рассмотрена в данной работе -
интровертированное мышление (ИМ) или белая логика в современном ее понимании
(БЛ).
Следуя К.Г. Юнгу, ИМ - это мышление, которое начинается в субъекте и приводит
обратно к субъекту, выдвигает вопросы и теории, открывает перспективы и
направляет взор вглубь, к фактам относится со сдержанностью. Преобладающую
ценность для него имеет развитие и изложение субъективной идеи, изначального
символического образа, который более или менее туманно вырисовывается перед его
внутренним взором. К.Г. Юнг подчеркивает, что ИМ обозначает мышление субъекта,
причем теоретическое абстрактное мышление, опирающееся на собственные идеи.
Прежде всего, такой человек - ученый, который следует своим идеалам, и
недостаток ориентации на внешние факты компенсирует в мире фантазии.
ИМ ориентируется прежде всего на субъективный фактор. Субъективный фактор
представлен по меньшей мере субъективной направленностью, которая в конце
концов определяет суждение. Иногда масштабом служит более или менее готовый
образ. Мышление может заниматься конкретными или абстрактными величинами, но в
решительном месте оно всегда ориентируется на субъективно данное. Таким образом,
|
|