|
В связи с прыгающей кривой аффекта следует упомянуть то, что Блейлер называет
амбивалентностью - колебание чувств и воли между «да» и «нет», что характерно
для многих шизоидов. Мы присоединяем сюда, вероятно, близко примыкающую
психологическую черту, которая часто наблюдается не только у пациентов (очень
хорошо у некоторых шизофреников с незаметным началом болезни), но особенно в
биографиях шизоидных художников и у здоровых шизотимиков: альтернативную
установку аффективности. В то время как известные циклоидные типы являются
типичными представителями здравого смысла, примиряющей уверенности, сглаживания
и аффективного выравнивания, шизоиды, о которых мы говорим, характеризуются тем,
что у них отсутствует аффективное среднее положение. Они или восхищены, или
шокированы, или преклоняются, или ненавидят человека; сегодня они проникнуты
чрезмерным самосознанием, завтра - совершенно разбиты. И это происходит
вследствие пустяков: кто-нибудь употребил грубое выражение или непроизвольно
коснулся их чувствительного комплекса. Или весь мир, или ничего, или как Шиллер,
«срывающий с головы венок», или как жалкий игрок, для которого единственным
выходом является пуля в лоб. Они не видят людей, которые могут быть добрыми или
злыми, с которыми можно ладить, если к ним отнестись несколько юмористически;
для них существует только джентльмен или простолюдин, ангел или черт, святая
или мегера -третьего нет.
Эту особенность темперамента нельзя смешивать с сангвинической преизбыточностью
некоторых гипоманиакальных натур. Циклоид преизбыточен, шизоид эксцентричен.
Темперамент преизбыточного колеблется, темперамент эксцентричного перескакивает
и съеживается. Циклоидный сангвиник, как бы высоко ни поднимались и низко ни
опускались волны его настроения, колеблется все-таки в естественно закругленных
переходах, проходя через аффективное среднее состояние; мечтательный шизоид
перескакивает через них от одного противоположного полюса к другому. Здесь
уместно указать, что старое обозначение темперамента как сангвинического и
флегматичного неприменимо для более тонких психологических анализов, так как
они без резкой дифференцировки объединяют преизбыточное и эксцентричное,
циклоидное довольство и шизоидную аффективную тупость.
Следует иметь в виду эту альтернативную аффективность некоторых шизоид ов, так
как мы ее позже встретим в нормальной психологии и у гениальных людей как
страсть к пафосу и элегической мечтательности и как склонность к фанатизму в
поступках шизотимиков.
Мы говорим очень кратко, чтобы понапрасну не переходить от анализа шизоидных
темпераментов в область шизофренических расстройств мышления. Мы подчеркиваем,
что не наша задача писать психологию шизофреников, мы хотим только осветить
проблему шизофрении в связи с общим биологическим учением о темпераментах.
Клиницисту, кроме того, надо еще иметь в виду, что известные, четко выступающие
у отдельных шизоидов черты характера напоминают некоторые стороны описания
«нервного характера» и «истерического характера». Не подлежит никакому сомнению,
что существуют нервозные и истеричные психопаты и дегенераты, которые в
биологическом отношении являются не чем другим, как шизоидами.
Возможно, что некоторые черты таких шизоидов отмечены в обычном описании
нервного или истерического характера. Следует отметить, что нервозность и
истерия, хотя и являются целесообразными сборными клиническими понятиями, вовсе
не представляют собой конституциональных понятий в углубленном биологическом
смысле. Существует базедовидная, травматическая, шизоидная нервозность и т.д.
Все это мы здесь не можем рассматривать. Это задача будущих исследований, при
современных средствах они неразрешимы. Мы воздерживаемся поэтому от всякого
суждения, насколько шизоидное проникает в область нервозности, истерии,
дегенеративной психопатии, врожденного слабоумия и т.д. Мы советуем только не
сливать все в одно и не устанавливать границ. В равной степени мы не
рекомендуем делать попытки уже теперь решить вопрос, является ли шизофрения или
шизотимический конституциональный тип чем-то биологически однородным или
представляет собою лишь группу родственных между собой типов. Это же,
разумеется, касается и циклотимических конституций. Но мы чувствуем, не имея,
однако, положительных доказательств, что главная масса циклотимического круга
по своему телесному и психическому строению производит более простое и
целостное впечатление, чем это можно было бы сказать о весьма различных типах
строения тела и характера шизоидного круга; разумеется, большое внешнее
разнообразие не служит доказательством против внутреннего единства. Наша цель -
только по возможности характеризовать телесно и психически шизотимический тип в
целом, в противоположность циклотимическому; но этим мы не хотим сказать, что
шизотимическое и циклотимическое заключают в себе нечто абсолютно однородное
или что наряду с обоими группами нет других конституциональных главных групп,
которых мы пока не знаем.
ЦИКЛОТИМИЧЕСКИЕ И ШИЗОТИМИЧЕСКИЕ СРЕДНИЕ ЛЮДИ
Мы не остановимся на границе области психиатрического исследования. Проблема
конституции развернется перед нами во всей широте лишь тогда, когда Mbi
приобретенные результаты перенесем в нормальную психологию. Переходом в
нормальную психологию мы не делаем никакого скачка. Перенося связующие нити
между строением тела и психическим предрасположением на все варианты
психопатической личности и отодвигая благодаря этому на задний план грубые
душевные расстройства как исходные пункт нашего исследования, мы неожиданно
оказываемся среди здоровых людей, среди знакомых нам лиц. Здесь, у нормальных,
четко выступают перед нами те черты, которые мы видели там в искаженной форме.
Мы находим те же самые типы строения тела, те же самые стигматы телесной
конструкции и обнаруживаем, что за той же внешней архитектурой живет та же
психическая стимулирующая сила. Те же самые задатки, которые здесь служат
|
|