Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: И.С.Кон :: В ПОИСКАХ СЕБЯ. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ.
 [Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-
 
И.С.Кон 

В ПОИСКАХ СЕБЯ. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ. М.: "Политиздат", 1984г. 



У истоков самосознания. 

Хотелось бы мне знать, может ли кто-нибудь 
определить точно тот момент своего 
существования, когда в первый раз 
возникло в нем отчетливое представление 
о своем собственном я, первый проблеск 
сознательной жизни. Когда я начинаю 
перебирать и классифицировать 
мои первые воспоминания... эти воспоминания 
постоянно как бы раздвигаются передо мною. 

С.Ковалевская 

Как меняется с возрастом наше самосознание? Хотя этой теме посвящено множество 
исследований, реальные научные знания об этом весьма скудны. Причин тому немало.
 
Прежде всего, многомерность жизненного пути делает принципиально невозможной 
содержательную психологическую модель развития рефлексивного "Я". Психология 
развития может лишь проследить генетическую последовательность формирования и 
взаимосвязь основных предпосылок и компонентов "самости", а также с помощью 
социологии определить, какие типичные вопросы о себе возникают у 
среднестатистического индивида данного общества на той или иной стадии его 
жизненного пути. Кроме того, психологические исследования самосознания крайне 
неравномерно распределены по возрастам (о детстве и юности работ много, а о 
зрелом возрасте их почти нет), к тому же и психологические теории, и 
экспериментальные исследования возрастных процессов самосознания рассогласованы 
тематически. Применительно к маленьким детям в центре внимания психологов 
находится логика самоописаний, возникновение чувства "самости" и формирование 
половой идентичности; самосознание подростков и юношей изучают главным образом 
под углом зрения эмоций и эго-идентичности, взрослых – в плане развития личной 
автономии и самореализации, а стариков – сквозь призму изменения возрастных 
стереотипов и чувства психического благополучия. Состыковать эти подходы 
зачастую невозможно. 
Препятствием на пути широких обобщений является и отмеченная выше 
множественность типов и форм индивидуального развития. 
Даже самые ранние истоки формирования детского самосознания во многом 
проблематичны и таинственны. 
Как и в каком возрасте возникает самосознание и начинают складываться первые 
представления ребенка о самом себе? Ответить на этот вопрос путем ретроспекции 
невозможно. "Вот, кажется, нашла я то первое впечатление, которое оставило по 
себе отчетливый след в моей памяти; но стоит мне остановить на нем мои мысли в 
течение некоторого времени, как из-за него тотчас начинают выглядывать и 
вырисовываться другие впечатления – еще более раннего периода. И главная беда в 
том, что я никак не могу определить сама, какие из этих впечатлений я 
действительно помню... и о каких из них я только слышала позднее в детстве и 
вообразила себе, что помню их, тогда как в действительности помню только 
рассказы о них" [1]. 
К этим двум трудностям – "раздвижению" воспоминаний и ретроспективному 
"наложению" на них позднейших впечатлений – добавляется еще и третья: помнить 
свои впечатления – еще не значит помнить себя в момент переживания этих 
впечатлений. Любые образы детства, будь то автобиография или роман, содержат в 
себе проекцию позднейшего взрослого опыта и должны восприниматься критически. 
Преодолеть эти трудности помогает теоретическая когнитивная трактовка, согласно 
которой генезис самосознания, тесно связанный с развитием саморегуляции 
поведения, проходит ряд этапов. Каждому из этапов соответствует определенный 
тип информационных процессов. Информацию первого порядка образуют ощущения, 
информацию второго порядка – восприятия, информацию третьего порядка сознание, 
определяемое как "процесс, в котором информация о многих индивидуальных 
модальностях ощущений и восприятий складывается в единое многомерное 
представление о состоянии системы и ее среды, интегрируемое с информацией 
относительно памяти и потребностей организма, порождающих эмоциональные реакции 
и программы поведения, приспосабливающего организм к его среде" [2]. Появление 
сознания и интеграция предсознательных ощущений и восприятий, структурируемых в 
свете прошлого опыта индивида, делает возможной и необходимой информацию 
четвертого порядка – субъективный опыт, то есть процесс, реорганизующий 
следующие друг за другом ряды восприятий, воспоминаний, эмоций и действий в 
единое последовательное событие или переживание, имеющее начало и конец. 
По мере того как субъективный опыт охватывает все более значительные отрезки 
времени, формируется индивидуальная история – память о последовательности 
эпизодов. На этой основе появляется информация пятого порядка – "самость" или 
"Я" как результат долгосрочной памяти, составляющей как бы летопись 
субъективных переживаний индивида. А необходимым следствием и одновременно 
условием функционирования "Я" является информация шестого порядка – 
самосознание, то есть интерпретация субъективного опыта индивида в свете 
прошл
 
 [Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-