Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: И.С.Кон :: В ПОИСКАХ СЕБЯ. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-
 
й истории его жизненных переживаний, и особенно наиболее устойчивых ее 
черт. Интерпретация наличного, сиюминутного содержания сознания в свете 
прошлого опыта дает мощное подкрепление низшим уровням информации, активизируя 
воспоминания о других значимых жизненных переживаниях, а затем – 
систематический, целенаправленный поиск такой информации. Другими словами, 
появляется особый познавательный процесс, объектом которого является сам 
субъект, – самопознание. 
Когнитивные процессы самопознания зависят от таких свойств психики, как объем 
памяти, ее направленность, объем и уровень избирательности внимания, развитие 
речи. Их эволюция связана с соответствующими нейрофизиологическими процессами 
(в частности, имеются данные о том, что центры самосознания, как и центры речи, 
локализованы в левом полушарии). Но хотя самосознание и саморегуляция, 
воплощением которых является "Я", – продукт внутренних процессов психики, 
понять содержание этой субъективной реальности только "снизу", в рамках 
естественнонаучной картины сознания, принципиально невозможно. Психические 
процессы, посредством которых индивид достигает самосознания и выражает свою 
субъективность, не дают ключа к их ценностно-смысловому содержанию: на каких 
именно моментах и почему субъект сосредоточивает свое внимание, в чем 
усматривает свою "самость" и какие способы самореализации выбирает? Специфика 
сознательного акта, как подчеркивает Д.И.Дубровский [3], состоит в его 
бимодальности, то есть в одновременном отражении того, что принадлежит "Я" 
(субъекту) и того, что принадлежит "не-Я" (объекту). Но этот водораздел 
относителен, каждая модальность "Я" и "не-Я" имеет смысл только в соотнесении с 
противоположной. Отсюда принципиальная интерсубъективность "Я", 
распространяющаяся и на его низшие уровни. 
В познавательном плане рефлексивное "Я" представляет собой иерархическую 
структуру. Ее высшие уровни формируются лишь на основе низших, последовательно 
и параллельно развитию других психических функций. Хотя научные данные об этом 
еще очень фрагментарны, исходя из принципа изоморфизма [4] развития образа "Я" 
и других когнитивных функций, психологи предлагают серию взаимосвязанных 
гипотез, которые сводятся к следующему. 
Категориальное "Я" интегрирует всю информацию, которой индивид располагает о 
себе, поэтому, чем выше уровень развития "самости", тем шире его информационная 
база. Изменениям в структуре категориального "Я" предшествуют сдвиги в частных 
самовосприятиях и самооценках. По мере развития личности ее самовосприятие 
становится более дифференцированным, а целостный образ "Я" (или "Я-концепция") 
– более обобщенным, устойчивым и внутренне последовательным. В отличие от 
ребенка, взрослый человек способен интегрировать противоречивую информацию о 
себе, а иерархическая организация этой информации позволяет ему более свободно 
варьировать свое поведение. Отчетливее всего осознаются те аспекты "самости", 
которые связаны с текущими жизненными обстоятельствами, конфликтными ситуациями.
 Наиболее тщательно собираются и регистрируются те мнения о себе, которые 
способствуют поддержанию устойчивости образа "Я" и психического благополучия 
субъекта. На ранних ступенях развития "Я-концепция" строится преимущественно на 
основе внешних событий, которые позже уступают место внутренним моментам 
отсчета. Категориальное "Я" центральный элемент субъективной картины мира, 
причем по мере развития личности она становится все более ясной и четко 
выраженной. 
Генезис детского самосознания – один из старейших сюжетов психологии развития 
[5]. 
Долгое время в психологии шли споры о том, является ли детский образ "Я" 
преимущественно эмоциональным, складывающимся из суммы самоощущений, или 
когнитивным, возникающим на основе познавательного развития. Сегодня эта 
антитеза кажется искусственной. Ощущения, исходящие от собственного тела 
(самоощущения) – неотъемлемый элемент психофизиологической идентичности 
новорожденного. Но способность отличать их от ощущений, вызываемых внешними 
объектами, и тем более интегрировать в некую систему представлений предполагает 
довольно сложную познавательную деятельность. 
Согласно новейшим экспериментальным данным [6], самопознание как аспект более 
общего процесса самоосознания начинается с простейших актов самоузнавания. Уже 
на первом этапе жизни – от рождения до трех месяцев – у младенца появляется 
интерес к внешним социальным объектам и чисто эмоциональное различение себя от 
другого; между тремя и восемью месяцами дифференциация "Я-другой" закрепляется 
и ребенок начинает в отдельных случаях узнавать себя; между восемью и 
двенадцатью месяцами "самость" и некоторые черты, по которым она воспринимается,
 приобретают постоянство, младенец начинает различать свои отдельные внешние 
свойства; между годом и двумя базовые категории, в которых воспринимается 
"самость", – возраст, пол, "Я" как источник активности – консолидируются, а 
собственные черты начинают узнаваться систематически, в разных ситуациях. 
Формирование самосознания идет параллельно общему эмоциональному и умственному 
развитию ребенка, но его необходимая предпосылка – взаимодействие ребенка со 
взрослыми, которые не только удовлетворяют его жизненные потребности, но и 
приучают к игре, вырабатывая у него определенное отношение к предметам внешнего 
мира и к самому себе. 
Спонтанные самоощущения сами по себе не могут сложиться в сколько-нибудь 
цельный и последовательный "образ Я". Главным источником информации о себе, как 
и о других, служат для ребенка взрослые, которые в буквальном смысле слова 
"определяют", кто он. Они дают ребенку собственное имя и приучают откликаться 
на него, помогают осознать функции органов своего тела и дают им те значения, 
вне которых мышление просто невозможно. 
Процесс становления самосознания сложен и противоречив. Когда ребенок видит 
собственное изображение, оно вызывает у н
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-