Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: И.С.Кон :: В ПОИСКАХ СЕБЯ. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-
 
собый вид тревожности, страха смерти, который с возрастом 
постепенно проходит, а также со старостью и болезнями, вызывающими у детей не 
столько сострадание, сколько отвращение и опять-таки страх. У 9-12-летних ребят 
представление о смерти опять меняется: ее начинают понимать не как внешнюю силу,
 а как естественное, универсальное и неустранимое явление. Но большинство детей 
и в этом возрасте психологически не распространяют это новое знание на самих 
себя. 
В подростковом самосознании тема смерти звучит по-разному. У одних это простое 
возрождение иррациональных, безотчетных детских страхов. У других – новая 
интеллектуальная проблема, связанная с идеей времени, которое кажется 
одновременно циклическим и необратимым. "Я не хочу знать, когда я умру. Я хочу 
знать, рожусь ли я снова после смерти", – говорит Левка из повести В.Тендрякова 
"Весенние перевертыши" [24]. Его интересует не столько смерть, сколько 
бессмертие. У третьих вопрос звучит экзистенциально-трагически. Вот случай 
описанный В.А.Сухомлинским: "Никогда не забуду тихого сентябрьского утра, когда 
до начала уроков ко мне в сад пришел Костя (воспитанники мои учились тогда в 
восьмом классе). В глубоких, тревожных глазах парня я почувствовал какое-то 
горе. "Что случилось, Костя?" – спросил я. Он сел на скамью, вздохнул и 
спросил: "Как же это так? Через сто лет не будет никого – ни вас, ни меня, ни 
товарищей... Ни Любы, ни Лиды... все умрем. Как же это так? Почему?.." Потом, 
после долгих бесед наших о жизни и труде, о радости творчества и следе, который 
оставляет человек на земле, Костя сказал мне: "Наверно, счастливее те, которые 
верят в бога. Они верят в бессмертие. А нам без конца говорят: человек состоит 
из таких-то химических веществ, нет никакого бессмертия, человек смертен точно 
так же, как и лошадь... Разве так можно говорить?" [25]. 
Такая драматическая постановка вопроса пугает взрослых. Между тем именно отказ 
от веры в личное бессмертие и принятие неизбежности смерти побуждает подростка 
всерьез задумываться о смысле жизни, о том, как лучше прожить ее. Бессмертному 
некуда спешить, незачем думать о самореализации, бесконечная жизнь не имеет 
конкретной цены. 
Расставаться с идеей личного бессмертия трудно и мучительно. "Одна из 
особенностей молодости – это, конечно, убежденность в том, что ты бессмертен, и 
не в каком-нибудь нереальном, отвлеченном смысле, а буквально: никогда не 
умрешь!" [26] Справедливость этой мысли, высказанной писателем Ю. Олешей, 
подтверждают многие дневники и воспоминания. "Нет! Это неправда: я не верю, что 
умру молодым, я не верю, что вообще должен умереть, – я чувствую себя 
невероятно вечным" [27], – говорит 18-летний герой Франсуа Мориака. 
Рецидив, казалось бы, давно уже изжитого младенческого нарциссизма побуждает 
почти каждого подростка видеть себя в мечтах великим и гениальным, так что 
невозможность личного бессмертия "заменяется" идеей бессмертной славы, вечной 
жизни в героических деяниях. Да и вера в физическое бессмертие не проходит 
сразу. Отчаянные, смертельно опасные поступки подростка – не просто рисовка и 
проверка своей силы и смелости, а в буквальном смысле слова игра со смертью, 
проверка судьбы, при абсолютной уверенности, что все обойдется, сойдет с рук. 
Нельзя не затронуть в этой связи и проблему подростковых и юношеских 
самоубийств [28]. Статистически самоубийства среди подростков и юношей 
встречаются значительно реже, чем в старших возрастах. Однако на Западе число 
самоубийств в этой возрастной группе кажется огромным: во Франции среди 
15-19-летних самоубийство является третьей, а в США четвертой по статистической 
значимости причиной смерти (после несчастных случаев, убийств и рака). 
Количество неудачных или несостоявшихся попыток самоубийства там еще больше. 
Разумеется, эта страшная статистика в значительной степени объясняется 
неблагоприятными социальными факторами, специфическими для капитализма и 
отсутствующими в социалистических странах, такими, как безработица, нищета, 
расовая дискриминация и социальная несправедливость. Но случаются самоубийства 
и в результате воздействия психологических факторов, типичных для переходного 
возраста трудностей, о которых должны знать воспитатели. 
"Открытие Я" почти всегда сопряжено не только с положительными, но и с 
отрицательными эмоциями. В детском фольклоре существуют так называемые 
"страшилки", рассказывая которые дети специально вызывают у себя чувство страха 
и одновременно учатся изживать его. Не происходит ли чего-то подобного и со 
смертью? Не является ли влечение к смерти иллюзорной попыткой преодолеть 
жизненные трудности путем ухода из жизни? В психологических экспериментах не 
раз было выявлено, что у некоторых людей неудачи вызывают непроизвольные мысли 
о смерти как о выходе. В юношеском возрасте это бывает нередко. 
Свыше трети из 200 авторов юношеских автобиографий и дневников, исследованных 
американским исследователем Н.Килом [29] более или менее серьезно обсуждали 
возможность самоубийства, а некоторые пытались его осуществить. Среди них были 
такие разные люди, как Гёте и Ромэн Роллан, Наполеон и Джон Стюарт Милль, Томас 
Манн и Ганди, И.С.Тургенев и Максим Горький... 
У большинства людей, если даже и возникает мысль о самоубийстве, она быстро 
проходит. Но бывает устойчивая личностная установка, склонность к уходу из 
любых стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней. 
К такому типу человека-самоубийцы, прекрасно описанному Г. Гессе, относятся не 
только те, кто действительно накладывает на себя руки, но и те, кто живет в 
особенно тесном общении со смертью. Он просто "смотрит на свое "я" – не важно, 
по праву или не по праву, – как на какое-то опасное, ненадежное и незащищенное 
порожденье природы... кажется себе чрезвычайно незащищенным, словно стоит на 
узкой вершине скалы, где достаточно маленького внешнего толчка или крошечной 
внутренней слабости, чтобы упасть в пустоту. Судьба людей этого типа отмечена 
тем, что самоубийство для них – наиболее вероятный вид смерти, по крайней мере, 
в их представлении. Причиной этого 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-