|
социальных условий,
но и от индивидуально-типологических особенностей. Например, среди американских
юношей, обследованных супругами Оффер с 14 до 22 лет и принадлежавших к одной и
той же социальной среде, 23% пережили этот возраст спокойно и ровно, без
каких-либо резких изменений или кризисов, 35% повзрослели бурно, но
психологически безболезненно, 21% пережили классический период "бури и натиска"
с тяжелыми внутренними и внешними конфликтами, а остальных (21%) не удалось
классифицировать ввиду недостаточной определенности их личностных качеств [14].
Теоретически убедительные положения Л.С.Выготского о ключевой роли самосознания
в переходном возрасте, к сожалению, пока еще недостаточно подкреплены данными
отечественных эмпирических исследований. Что же касается зарубежных
исследований подросткового и юношеского "Я", то их центральным пунктом является
нормативный кризис переходного возраста, который Э.Эриксон назвал "кризисом
идентичности". Но насколько всеобщи симптомы и стадии этого кризиса, ярко, но
недостаточно аналитично описанного Эриксоном? Чтобы преодолеть этот недостаток,
канадский психолог Д.Марша в 1966 г. подразделил "кризис идентичности" на
четыре уровня (статуса), формы или варианта: "диффузную идентичность",
"предрешенность", "мораторий" и "зрелую идентичность", которые зависят от
степени профессионального и идеологического самоопределения молодого человека.
"Диффузная идентичность" означает, что индивид еще не сделал ответственного
выбора и не вступил в период кризиса. "Предрешенность" означает, что индивид
уже включился во "взрослую" систему отношений, но сделал это не самостоятельно,
не пройдя периода кризиса и испытания. "Мораторий" означает, что юноша
находится в процессе самоопределения, а "зрелая идентичность" – что кризис
завершен и индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
Статусы идентичности – это как бы этапы развития личности и вместе с тем ее
типы. Подросток с "диффузной идентичностью" может вступить в стадию "моратория"
и затем перейти к "зрелой идентичности". Но он может также навсегда остаться на
уровне диффузии или пойти по пути "предрешенности", отказавшись от активного
выбора и самоопределения.
Такая операционализация эриксоновского понятия "эго-идентичность" сузила его
значение, но открыла широкие возможности для эмпирических исследований,
позволив более или менее четко определять уровень ее развития у 80% испытуемых.
В последние годы в США, Канаде и ряде европейских стран выполнено свыше 50
самостоятельных исследований, сопоставляющих "статусы идентичности" подростков
и юношей с их возрастом, полом, образованием, родом занятий, социальным
происхождением, самоуважением, структурой общения и т.д. [15]. При этом
выяснилось, что уровень идентичности тесно связан с рядом других
индивидуально-личностных черт, которые складываются в определенные синдромы.
Так, "мораторий" обычно предполагает высокий, а "предрешенность" – низкий
уровень тревожности. Для более высоких уровней идентичности характерно более
высокое самоуважение. Непосредственных связей между уровнем идентичности и
интеллектом не выявлено, но установлены значимые различия в стиле мышления.
"Диффузной идентичности" и "предрешенности" соответствует меньшая
интеллектуальная самостоятельность, особенно при решении сложных задач в
стрессовых ситуациях; представители первого типа в таких случаях чувствуют себя
скованными, а второго пытаются выйти из игры. "Мораторий" и "зрелая
идентичность" сочетаются с более сложными и дифференцированными культурными
интересами, более развитой рефлексией. "Предрешенность" дает самые высокие
показатели по авторитарности и самые низкие – по самостоятельности.
Существенные различия наблюдаются также в стиле общения и межличностных
отношений. Сопоставление психологической интимности, глубины и взаимности
межличностных отношений юношей и девушек (выделено три стиля общения – интимные
отношения, стереотипные отношения и состояние изоляции) с их статусами
идентичности показало, что наибольшая интимность характерна для индивидов,
находящихся на стадиях "моратория" и "зрелой идентичности", тогда как те, кому
свойственны "предрешенность" и "диффузная идентичность", как правило, не
выходят за пределы стереотипных контактов. Среди юношей и девушек с "диффузной
идентичностью" оказалось больше всего изолированных. В число людей, чье общение
характеризовалось как интимное, не попал ни один человек этого статуса и только
18% с "предрешенным" статусом. Существенно отличаются эти группы и по своим
отношениям с родителями, друзьями и любимыми.
Можно ли, однако, считать эти индивидуально-личностные различия стадиальными,
возрастно-генетическими? Большинство мальчиков-подростков от 12 лет и старше
начинают с "диффузной идентичности" или с "предрешенности", постепенно проходя
через стадию "моратория" к "зрелой идентичности". Особенно большие сдвиги в
этом направлении наблюдаются между 18 и 21 годами. Однако индивидуальные
различия, по-видимому, перевешивают возрастные.
Понятие "зрелой идентичности" и сами его критерии многомерны и неоднозначны.
Выбор профессии и идеологическое самоопределение подростка сплошь и рядом
происходят не одновременно. Кроме того, индивидуальное развитие зависит от
многих социальных факторов. Например, работающие подростки достигают "зрелой
идентичности" раньше, чем учащиеся.
Существенны и половые различия. Ядро личности и самосознания мальчика-подростка
больше всего зависит от его профессионального самоопределения и достижений в
избранной сфере деятельности. Однако в нормативном определении фемининности, а,
следовательно, и в женском самосознании семье придается большее значение, чем
профессии. Соответственно различаются и критерии самооценок юношей и девушек.
Если первые оценивают себя главным образом по своим предметным достижениям, то
для девушек важнее межличностные отношения. Отсюда и несколько иное соотношение
|
|