|
й связи кажущуюся вполне убедительной гипотезу:
"Экономика, ориентированная на производство на рынок, создает оптимальные
условия для долгосрочной и наиболее масштабной производительной эффективности
на основе современной технологии" (3). Это означает, что рыночная экономическая
среда гарантирует режиму стабильность, по крайней мере, в долгосрочной
перспективе. Напротив, социализм, достигший значительных экономических
показателей, игнорируя при этом рыночные стимулы и заменяя их бюрократической
централизацией и планированием, создал специфическую среду для возникновения и
реализации авторитарных и тоталитарных режимов.
Социокультурные связи и традиции. В человеческом сознании в зависимости от
того, на каком этапе развития находится индивид, переплетаются между собой
различные интересы и ценности. Можно с уверенностью сказать, например, что
наряду с рациональными элементами, прививающимися в сознании индивида в ходе
производственной деятельности, немалое место занимают культурные ценности. В
отличие от экономических, культурные ценности эмоционально окрашены и призваны
фиксировать в сознании прежде всего то, что связано с традициями и социальным
опытом, а не то, что сделалось результатом размышлений.
В одних случаях говорят о религиозных, в других — об этнических, в третьих —
о кастовых или сословных ценностях. Но во всех случаях они оказываются своего
рода "мировоззренческой подпоркой", помогающей человеку найти ответы на самые
сложные вопросы существования. Любая ценность поэтому совершенно безгранична и
должна восприниматься или осмысливаться особым способом — как писал об этом М.
Бахтин — "в категориях не-бытия, в категориях цели и смысла" (4). В этом,
собственно говоря, и заключается главная причина устойчивого и долговременного
воспроизводства ценностей (в том числе и в превращенных формах) в общественном
и индивидуальном сознании. Один из примеров такой долговременности — сакральное
восприятие марксизма в России после Октябрьской революции 1917 г., ставшее
результатом насильственного искоренения из общественной жизни религии и церкви.
Вместо ожидаемого замещения религиозных ценностей рациональными,
"научно-атеистическими" произошла подмена одной религии (православия) другой
(коммунизмом).
86
Поскольку социокультурные факторы трансформируются в человеческом сознании в
определенные ценности, то совершенно очевидной оказывается тесная корреляция
между политикой и культурой. Эта корреляция сделалась предметом отдельных
политологических исследований относительно недавно (50—60-е гг. нашего
столетия), с приходом в мировую науку таких признанных ныне ученых, как Г.
Алмонд, С. Верба, Г. Пауэлл, Л. Пай. Их разработки прочно закрепили в арсенале
политической науки понятие "политическая культура", означающее чаще всего
превалирующие в общественном сознании политические ориентации, позиции, навыки
и ценности. Это объемная и недостаточно разработанная в политологии
проблематика. Не имея возможности останавливаться на ней подробно, отметим лишь,
что было бы чрезвычайно важно внимательно проанализировать, в частности,
взаимосвязи между характером политической власти и различными носителями
культурной традиции в обществе — языком, обычаями, верованиями, мифами и
обрядами, официальным и народным искусством. Несомненно, в дальнейшем
прояснении нуждается и сам термин "культура", чрезвычайно емкий, многозначный и
потому не всегда вполне операциональный.
Таким образом, социально-экономическая и социокультурная среда оказываются
взаимодополняющими, помогая осмыслить особенности функционирования
политического режима, а значит, и саму его природу, более разносторонне. Эти
факторы являются как бы "фоновыми" в политическом процессе, но они могут и
будут нами рассматриваться в дальнейшем и как долгосрочные ресурсы режима, а
потому без их учета анализ природы и перспектив его жизнеспособности не может
быть полным.
Внесоциальная среда
Мы будем рассматривать внесоциальную среду как комплекс тех факторов, которые
по разным причинам нельзя отнести к социальным, но которые, тем не менее,
оказывают существенное влияние на политику, участвуют в политическом процессе.
Прежде всего это биологические (филогенетические) свойства человека, его
индивидуальные бессознательные влечения (в том числе сексуальные, на которых
акцентировал внимание Зигмунд Фрейд), а также географические и демографические
факторы. Разумеется, термин "внесоциальная" весьма условен, так же как и термин
"социальная", — в реальной жизни биологическое начало тесно переплетено с
общественным и экологогеографическим. И все-таки это не одно и то же — природа
их различна и нуждается в дифференцированном рассмотрении.
Бессознательные влечения. Еще Б. Спиноза (и не он один) обращал внимание на
то, что "люди скорее следуют руководству слепого жела
87
ния, чем разума ..." (5). Однако предметом целенаправленного и систематического
анализа бессознательное сделалось только у основоположника психоанализа 3.
Фрейда. Заслуга Фрейда заключается, прежде всего, в том, что он заложил основы
принципиально иного, по сравнению с предшествовавшими, понимания структуры
индивидуального и массового человеческого сознания. Он предположил, что наряду
с рациональными элементами на поведение индивидов свое воздействие оказывают
механизмы бессознательного, которое может быть разделено на коллективное
бессознательное (имеющее социальное происхождение) и подсознание, со
|
|