|
ности и расы в параграфе «Современный структурный подход в социальной
работе» главы «Психологические основы методологии социальной работы». Здесь
говорится о необходимости распознавания индивидуального и институциального
расизма, сексизма, важности применения антирасистской практики и развития
недискриминационных политик и практик, направленных против угнетения (С.55). На
четырех страницах раскрываются идеи радикально-структурного подхода к
социальной работе, в том числе, указывается на то, что подчас сами специалисты
причастны к воспроизводству властных отношений и неравенства в обществе (С.57).
В связи с этим, заключают авторы, следует учитывать структурный уровень анализа
ситуации, «который заключается в понимании феноменов и фактов неравенства и
того, как они подкрепляются за счет социальных, классовых, половых, возрастных,
этнических, региональных, психологических (например, «умственная отсталость») и
физических различий» (С.58). В целом текст данного пособия сильно опирается на
переводы зарубежной социально-психологической литературы, что обусловливает не
всегда удачные соответствия (см. вышеприведенный пример с умственной
отсталостью как примером психологических различий15) и некоторую удаленность от
российских реалий. Далее по тексту этой и последующих глав коды этнических,
расовых или гендерных различий более не встречаются.
В учебном пособии Е.И.Холостовой «Социальная политика»16 в главу
«Структура, объект и субъект социальной политики» включен параграф
«Территориально-государственный тип социальной политики», где в качестве
важнейшего обстоятельства, влияющего на реализацию государственной социальной
политики, указаны «социально-культурные особенности населения той или иной
территории, которые формируют определенные социальные ожидания по отношению к
социальной политике, продуцируют специфические формы социальной поддержки» (С.
31). Автор приводит пример того, что «в регионах с хорошо сохранившимися
формами традиционного поведения распространена семейно-родовая поддержка детей
и престарелых, отчего клиентами учреждений социального обслуживания являются в
первую очередь представители нетитульного населения» (сноска 5, С.31).
Учебное пособие «Социальная реабилитация»17, рекомендованное УМО вузов
России по образованию в области социальной работы, код культурных различий
возник дважды – при изложении Стандартных правил18: «поощрение мер,
направленных на обеспечение равного участия инвалидов в религиозной жизни их
общин» (С.28), а также при обсуждении противоречивости понятия «особые нужды»:
«каждое лицо имеет те или иные отклонения от среднестатистической нормы <…>
Поэтому, в сущности, каждое такое отличие может явиться причиной для
социального исключения, и истории хорошо известны такие примеры, когда люди
подвергались дискриминации за цвет кожи, длину волос, особенности одежды или
характер мировоззрения» (С.49). Далее в пособии код культурной (как и
гендерной) специфики, которая может быть присуща инвалидам, нигде более не
возникает.
Некоторую пищу для размышлений дает учебное пособие Е.В.Черносвитова
«Прикладные методы социальной медицины»19, в котором определяется роль
«публичного врача» в разрешении проблем вынужденного переселенца. Публичный
врач, по мысли автора, в отличие от юриста и психолога, сможет понять, в каком
состоянии психическое здоровье и психологическая защита человека, какова должна
быть для него индивидуальная программа адаптации и реабилитации» (С.55-56).
Более раннее учебное пособие по социальной медицине этого же автора20
затрагивает актуальные на постсоветском пространстве проблемы социальной
медицины, среди которых – «вынужденные переселенцы», (С.21-22). Обсуждая
вопрос о проблемах беженцев и вынужденных переселенцев (С.72-80), Черносвитов
затрагивает проблемы их правового статуса, гражданства, охраны здоровья,
занятости и образования. Московская прописка и идеологические установки автора
выразились в его удовлетворении усилиями столичных властей, наладившими
«взаимодействие со всеми городскими организациями, имеющими отношение к
регулированию миграционных потоков» (с.79). Как видно, речь идет и о
многочисленных, хорошо известных будущим социальным работниками по публикациям
в печати и телепередачам, дискриминационным мерам московской мэрии и уличным
проверкам паспортов. Во всяком случае, читатель может убедиться, что «одним из
следствий многолетней работы по регулированию миграционных потоков является, в
частности, изменение национального состава вынужденных мигрантов в сторону
увеличения удельного веса этнических россиян»21 (С.79).
В пособии Е.И.Холостовой «Социальная работа с пожилыми людьми»22 можно
встретить территориальную кодификацию этничности при описании опыта
социального обслуживания в республике Марий Эл, в Ханты-Мансийском округе,
Краснодарском крае (С.204-205, 212-213), которое, однако, не имеет культурной
специфики. С одной стороны, социальное обслуживание пожилых людей должно
отвечать универсальным принципам прав человека, государственному и
региональному законодательству. Напротив, «этнизация политического, подмена
гражданского сообщества этническим» означает этноцентристскую трактовку
дискриминации23. С другой стороны, в локальных культурах накоплен значительный
опыт помощи пожилым, который может стать полезным ресурсом социального
работника, или может быть проигнорирован в силу евроцентристских установок
специалиста или администратора в организации социальной защиты.
Учебное пособие по истории социальной работы за рубежом и в России24
посвящено изучению способов социального контроля, практиковавшимся в истории
западноевропейской и российской цивилизации. Это пособие оперирует
макрокатегориями, обходя вниманием локальный опыт и локальную историю.
В этой группе анализируемых текстов этничность не выступает эффективным
инструментом в методологическом арсенале социальной политики. В попытке уйти от
господства макронарративов в направлении к включению микроуровня в анализ и
практику с
|
|