Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: Эркки Калеви Асп - Введение в социологию.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 56
 <<-
 
 В целом же вопрос о соотношении аристократии и элиты может быть 
отдельным объектом социологического исследования.
       Роберт Майкле (1986) (Robert Michels) показал, что руководство 
необходимо каждой группе, которая организуется для коллективной деятельности, 
так как всегда возникает необходимость распределения труда с тем, чтобы функции,
 предполагающие особые умения и знания, были бы поручены от имени группы 
наиболее компетентным ее членам. В этом процессе и возникают роли руководителей.

       Руководители специализируются на выполнении таких обязанностей, о 
которых другие знают очень мало, и это умение, а со временем и опыт, выделяют 
этих членов общества. Концентрация в руках руководителей больших обязанностей, 
но и больших же прав, таких, которых нет у других членов общества, приводит к 
такому явлению, как «власть немногих» (олигархии), действия которых уже 
практически неподконтрольны.
       Социум способствует укреплению олигархии, негласно соглашаясь с тем, что 
распределение труда и специализация социальных ролей в индустриальном 
современном обществе неизбежны, отсюда как следствие — неизбежность растущей 
власти руководителей.
       Денис Вронг (1979) (Denis Wrong) определяет власть как возможность и 
способность для определенных личностей оказывать намеренное и ожидаемое влияние 
на других членов общества. Это близко к определению М. Вебера, в котором 
отмечается возможность одного человека или некоторых людей осуществлять свою 
волю в социальной деятельности, несмотря даже на сопротивление других 
участников этой деятельности. Упоминание «сопротивления» говорит о том, что 
власть — это принуждение или даже возможность налагать наказание. По мнению Д. 
Вронга, понятие «власть» неоднородно, оно включает в себя насилие, манипуляции, 
убеждение и авторитет.
       
ЛИТЕРАТУРА
       Bohnsack Ralf. Interaktion und Kornmunikation. In: Korte Hermann & 
Schdfers Bernhard (hrsg.).
       Einfuhrung in Hauptbegriffe der Soziologie. Leske; Budrich, Opladen, 
1992.
       Brown Hedy. Socialization. The Social Learning Theory Approach. The Open 
University Press, 1976.
       Eskola Antti. Vuorovaikutus, muutos, merkitys. Tammi, Helsinki, 1982.
       Dahrendorf Ralf. Soziale Klassen und Klassen-konflikt in der 
Industriellen Gesellschaft. Stuttgart, 1958.
       Гидденс Энтони. Социология. Челябинск, 1991.
       Heath Anthony. Social Mobility. William Collins Sons & Co Ltd, Glasgow, 
1981.
       Lampikoski Kari. Ammattiyhdistys ja ammat-tikunnan status. Turku, 1972.
       Lowry Ritchie & Robert Rankin. Sociology. Social Science and Social 
Concern. Charles Scribner's Sons, New York, 1972.
       McKee James B. Introduction to Sociology. Holt, Rinehart and Winston Inc.
, USA, 1969.
       Michels Robert. Puoluelaitos nykyajan demo-kratiassa. WSOY, Porvoo, 1986.

       Mosca Gaetano. The Ruling Class. McGraw-Hill Book Company Inc., New York,
 1939.
       Pareto Vilfredo. The Rise and Fall of the Elites. An Application of 
Sociological Theory. Totowa, New Jersey, 1968.
       Ronnby Alf'. Sosiaalityon perustelut. Otava, Keu-ruu, 1986.
       Смелзер Нейл. Социология. М., 1994.    .,
       Turner В. S. Status. Open Universtity Press, 1988.
       Weeks David R. A Glossary of Sociological Concepts. The Open University 
Press, 1972.
       Wrong Denis. Power. Its forms, bases and uses. Oxford, 1979.
       
6. ПЕРЕМЕНА И ЕЕ ТОЛКОВАНИЯ
       В обществе постоянно происходят перемены, как социальные, так и 
культурные. Социальная перемена означает процесс, в ходе которого наблюдаются 
значительные изменения структуры и деятельности какой-то социальной системы. В 
результате возникают новые группы, а следовательно, и новый тип взаимодействия.
       Понятие «социальная перемена» не совпадает с понятиями «социальное 
развитие» и «прогресс», так как в эти последние входит оценочный компонент, в 
то время как в понятии «социальная перемена» его нет. Социальная перемена 
порождает социологические проблемы, связанные с необходимостью адаптации.
6. 1. ТЕОРИЯ ОТСТАВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
       Вильям Ф. Огберн (William Ogburn, 1886-1959) доказал, что первостепенным 
стимулятором социально-культурной перемены в индустриальных странах является 
техника. Техника, по его мнению, развивается по своим законам. Она, как будто 
независимая, переменная величина, постоянные вариации которой в ходе 
технического прогресса порождают напряжение и длительные процессы 
приспособления в других секторах общества.-Однако в целом в обществе существует 
гипотетическое
       состояние равновесия, которое определяется в каждый момент по 
соответствующему этому моменту состоянию техники.
       Так как техническое развитие постоянно и быстро идет вперед, может 
случиться так, что занимающий более длительное время процесс адаптации в других 
областях не достигает соответствующего уровня к этому моменту. Поэтому можно 
говорить об «отставании культуры» в сравнении с техникой. Например, правила и 
нормы уличного движения входят в практику, как правило, гораздо позже, чем 
возникает новая обстановка движения, определяемая новым уровнем техники.
       Исключительно интересно соотношение морали, этики и технического 
прогресса. Например, едва ли можно «обвинять» Жолио и Марию Кюри, открывших 
радиоактивность, в создании на основе этого открытия атомной бомбы («отцом» 
которой, как известно, считается Р. Оппенгеймер). Без большой н
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 56
 <<-