Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: Эркки Калеви Асп - Введение в социологию.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 56
 <<-
 
олучает большую долю произведенных в обществе предметов потребления, 
чем другие. Это и является основным механизмом социальных привилегий: владение 
долей излишка и контроль над ней. Привилегия, следовательно, — атрибут власти.
5. 5. 2. социальная мобильность
       Мобильность в широком понимании — это перемещение индивидов или групп с 
одного места в другое или из одного общественного класса в другой, так же как и 
перемещение ценностей и товаров. Понятие региональной мобильности включает в 
себя внутреннюю миграцию, эмиграцию и иммиграцию. Внутренняя миграция, так же 
как и оба типа переселения — эмиграция и иммиграция, содержит компоненты 
социальной мобильности.
       Главные формы социальной мобильности — горизонтальная и вертикальная 
мобильность. Первая означает, например, переселение из одного города в другой 
или переход на новую работу, когда перемещение не связано с переходом на 
неравноправную, по сравнению с предыдущей, социальную позицию. Вертикальная 
мобильность означает перемещение индивида с одной социальной позиции на другую 
или из одного класса в другой.
       Социальная мобильность может означать или социальное повышение, или 
социальное понижение, например, перемены в течение жизни одного поколения или 
перемещение индивида из одного общественного класса в другой. Социологов 
интересует также, каков тип мобильности между поколениями или при сравнении 
социальной позиции родителей и детей.
       В связи с социальной мобильностью надо учитывать степень открытости 
общества или общественного класса. За исключением отдельных социальных систем, 
типа кастового общества, социальная открытость всегда имела место.
       Социальная мобильность существует в обществе, разделенном на классы и 
страты. Люди группируются, на основе социальных различий или, прямо говоря, 
неравенства. Но этот же процесс предполагает и возможность перемещения людей 
через эти разделяющие границы (Нобле, 1979) (Noble). Конечно, мобильность не 
происходит сама по себе и вне связи с другими социальными феноменами: что-то 
способствует ей, что-то препятсвует, что-то является ее последствием.
       Социальное неравенство, разное отношение к обладанию экономическими 
ресурсами, разная степень общественного престижа и политической власти — 
первостепенные стимулы или соответственно препятствия (при их негативной 
характеристике) для перемещения человека с одного слоя на другой. Важен также 
такой, зависящий от обстановки фактор, как изменения в относительном «объеме» 
слоев. Происходящие изменения в мобильности необходимо каким-то образом 
связывать с изменениями в соотношении слоев. На современном этапе самый низкий 
слой уменьшается, так как уровень образования все время повышается.
       Интересна и значительна роль семьи в классовом, стратифицированном 
обществе. Семью обычно считали такой социальной единицей, через которую индивид 
находит свое место в классовой структуре. Если ребенок осваивает профессию 
родителей, он остается в общественном классе, к которому он принадлежит вместе 
с родителями, и наследственная профессия семьи, с одной стороны, освобождая его 
от многих проблем, с другой стороны, начинает ограничивать его мобильность в 
классовой структуре (Дж. МэкКи, 1969) (J. МсКее). Во всех обществах мобильность 
ограничивалась, так сказать, «социальным наследованием». В традиционном 
аграрном обществе именно традиции и наследование играли центральную роль.
       Хотя индустриальное общество не предопределяет и не гарантирует, что сын 
наследует социальную роль отца, но оно также и не устраняет социальное 
наследование как важный фактор, определяющий положение человека в классовой 
структуре. В капиталистическом обществе наследование имущества может 
гарантировать профессию и классовую позицию. То, чего однажды в конкуренции 
достигли родители, передается потомкам вне конкуренции, как наследие (Дж. Б. 
МэкКи, 1969).
       Если же семья не может передать следующему поколению имущество, она 
старается максимали-зировать социальные возможности своих детей. В этом случае 
необходимой предпосылкой для продвижения по социальной лестнице, т.е. 
социальной мобильности, является образование. Особенно семьи среднего класса 
ищут наиболее перспективные и прагматические профессии для своих детей и 
соответствующее этим профессиям образование, стараются внушить им идею о 
преуспевающем человеке, добившемся всего своим трудом, и разными другими путями 
повышают социальную мобильность и жизнестойкость своих детей. Такой 
демографический фактор, как уменьшение количества детей в семье, также повышает 
социальные возможности уже имеющихся детей.
       Люди высокого социального статуса, даже в том случае, если не ставят 
своей специальной целью повышение социальной мобильности детей, непроизвольно 
способствуют этому своим образом жизни, тем уровнем культуры, в которой 
воспитываются дети, а также через свои позиционные и ценностные модели. Люди, 
лишенные в детстве такой привилегии, должны позже в своей жизни усвоить 
культурные ценности, характеризующие тот образ жизни, на который они претендуют.

       Современные индустриальные общества — «открыты», в них много мобильности,
 и статус индивида зависит больше от его собственных способностей и достижений, 
чем от его контактов и протекции (А. Хиф, A. Heath).
5. 5. 3. власть
       Власть обычно понимают как возможность контролировать поведение 
нижестоящих. В этом подходе акцентируется идея: власть — это контроль.
       Другая трактовка: власть — элита, небольшая группа, имеющая доступ к 
авторитарным и контролирующим позициям и монополизирующая привилегию принятия 
решений. В этой трактовке власть —  это возможность принятия решений. Когда 
говорят, что некто имеет власть, подразумевают, что он имеет доступ к
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 56
 <<-