|
ание соблюдает повторяющиеся,
неизменяющиеся обычаи и соединяет при этом людей, имущество и образы действия
принятым общностью способом. Связанные с этим требования непрерывности традиции
и уважения гарантируют надежность, порядок и устойчивость. Общественное
значение институтов проявляется в том, что они (напр, свадьба) укрепляют
чувство единства людей, а также, с христианской точки зрения, культурный и
социальный идентитет.
С точки зрения индивида, «свадебный институт» означает возникновение
осмысленной связи реальности и действий, причем происходит совпадение
собственных ожиданий с ожиданиями окружающих людей об образцах действия и
поведения. И индивид, и окружающие люди знают, каковы права, обязанности или
возможности, созданные бракосочетанием.
С течением времени институты и их значение изменяются. «Свадебный
институт» также может подвергаться изменениям, например, в результате
секуляризации, рационализации, демократизации и индивидуализации общества. Но
институты не обязательно отменяются, они могут получать новые формы.
Резюмируя, можно сказать, что институты управляют человеческим
поведением и стабилизируют его.
5. 3. 2. ценность
Ценность — приобретенное, усвоенное из опыта обобщенное и стабильное
понятие о том, что является желательным; это — тенденция выбора и критерий
постановки целей и результатов действия.
Ценность — это «этические приказы», управляющие действиями людей; это —
экспликация того, какой смысл и какое значение люди придают своим действиям.
В различных определениях понятия «ценность» среди прочих есть следующие:
1. Ценность как знание, на основе которого индивид оценивает какое-либо
событие или объект действительности, при том что до этого у него не было
собственного опыта, касающегося этого события или объекта.
2. Ценность как некое «положение вещей», к которому стремятся. В таком
случае ценность включает в себя нужды, потребности, привязанности, желания,
ожидания и вообще тенденцию выбора.
3. Ценность как действие отражает ситуацию, в которой действие для
достижения определенной цели само по себе является важным, ценностным. Ценность
при этом служит еще и оценочным критерием цели и результата.
4. Ценностное переживание касается сферы эмоций и выражает эмоциональные
состояния, связанные с усвоением различных ценностей.
Следовательно, ценности — это понятия, которыми пытаются назвать и
объединить целую совокупность явлений, состояний и целей, достойных того, чтобы
к ним стремиться. Ценности «настраивают» людей и направляют их поведение.
Таким образом, ценности — определяющий фактор в ориентации поведения и
формировании позиции индивидов. Ценности являются важной частью культуры,
достигнутой обществом.
Ценность — мерило, с помощью которого индивид может оценить значение
социального действия и его позитивные и негативные последствия. Исходя из этого,
он может сделать также выводы о том, действует ли, думает ли и чувствует ли он
сам «правильно». Так, исключительное поведение может быть определено и оценено
только на фоне традиционных нормативов, основанных на ценностях данного
общества.
Каждое общество имеет четко определенные главные ценности, с которыми
члены этого общества в целом согласны. В одном обществе и в одно время могут
тем не менее функционировать и «уживаться» противоречащие друг другу или
конкурирующие между собой ценности. Общество, которому это свойственно,
называют многоценностным, или плюралистическим.
В аграрном обществе во многом преобладало культурное и социальное
единство: людей объединяли общие ценности и нормы. Вместе со структурным,
социальным и культурным разобщением общества появились параллельные и
самостоятельные системы ценностей. Противоречия интересов и ценностей
обострились настолько, что вылились в программы политических партий. Для
индивида многое изменилось: вместо прежней единичной ориентации, жестко
диктуемой обществом, приходит возможность выбора.
В плюралистическом обществе ни один социальный институт не имеет
настолько сильного влияния, чтобы он один мог формировать гомогенное и цельное
мировоззрение. Раньше церковь имела такой авторитетный статус. Сегодня имеется
множество источников ценностей, которыми (ценностями) руководствуются люди,
осуществляя свою деятельность.
Как правило, исследователи стремятся к каталогизации объектов изучения,
это касается и ценностей: были предприняты попытки создания конечных списков
ценностей, но так как почти любая вещь может служить ценностью, такие списки
теряют смысл. Несмотря на это, мы все-таки приводим здесь, как пример,
классификацию ценностей Э. Алмана (Е. Ahlman).
— К эстетическим ценностям могут быть отнесены красота природы, плоды
творческой деятельности человека — например искусство.
— Этические ценности связаны с моралью. Мораль, говоря наиболее
обобщенно, это «водораздел» между добром и злом.
— К теоретическим, или ментальным, ценностям можно причислить
достоверность, а также понятия теории и системы, на которых зиждется любая
наука.
— Такие ощущения, как приятный вкус и запах, сексуальное чувство и
состояние любого удовольствия, достойны того, чтобы считать их гедоническими
ценностями.
— Витальными ценностями являются здоровье, ощ
|
|