|
ва.
Даже влиятельные лица, находящиеся в ключевых позициях, могут влиять на
культурный процесс, как позитивно, так и негативно. Также давление масс (напр,
профсоюзных объединений) и известность вопроса играют в этом отношении важную
роль.
Значение межкультурных контактов в изменении культуры изучалось уже в
1850-х годах. Социальная антропология позднее уделяла особое внимание влиянию
культуры «белых» на культуру индейцев и негров. Такое явление было названо
аккулътура-цией (acculturation), единодушное определение которой было
достигнуто в начале 1930-х годов.
Аккультурация — это процесс взаимовлияния культур, в котором одна
социальная система воспринимает свойства какой-либо другой социальной системы
(Herskovits, 1951). Согласно Алфреду Кре-беру (Alfred Kroeber, 1948),
аккультурация заключает в себе те изменения, которые обусловлены влиянием одной
культуры на другую, в результате чего формируется некая «одинаковость» обеих
культур. На практике аккультурация означает медленную ассимиляцию культуры
меньшинства с главной или господствующей культурой.
Для четкого различения понятий следует отметить, что, по мнению
исследователей, аккультурация является только одной стороной изменения культуры,
а ассимиляция — иногда одной фазой, но чаще всего результатом аккультурации.
Исследователи подчеркивают, что в процессе аккультурации межкультурные различия
как на индивидуальном, так и на групповом уровнях уменьшаются, создавая при
этом предпосылки для ассимиляции.
Далее, необходимо отличать аккультурацию от диффузии, которая касается
лишь элементов и частей культуры, тогда как аккультурация относится к культурам
в целом. В отличие от диффузии аккультурация является всеобъемлющим процессом.
Результатом аккультурации как процесса может быть восприятие новых
культурных элементов, полная ассимиляция или, наоборот, отвержение новых
влияний и вследствие этого защита и идеализация собственной оригинальной
культуры (па-tivism).
5. 3. 1. институт
Каждое общество стремится обеспечить своим членам защиту и предложить им
удовлетворяющий их образ жизни. Этими вопросами занимаются различные социальные
институты. Социальный институт существует для выполнения основных задач
общества, например, для достижения ценностных целей культуры. Так, функция
семьи — заботиться о новых членах общества и обучать их традициям культуры.
Экономические институты обеспечивают приобретение материальных ресурсов
и приспособление к физической среде. Религиозные и политические институты
способствуют сосуществованию людей. Школьные, семейные и досуговые институты
играют множество различных ролей, направленных на стимулирование жизненной
активности, и в конечном итоге на воспроизводство индивидов.
Приведенные примеры показывают, что общество удовлетворяет свои основные
потребности с помощью социальных институтов. Социальный институт можно
определить как весьма устойчивую модель действия, связанную с той или иной
основной потребностью общества, регулируемую определенными нормами и отражающую
определенное социальное взаимовлияние. Социальные институты обеспечивают, таким
образом, упорядоченность и предсказуемость социальной жизни; социальный
институт представляет собой систему действий, которая регулирует поведение
членов общества или группы (Douglas, 1973).
Щепаньски (1970) перечисляет следущие четыре функции социальных
институтов:
1. Они делают возможным удовлетворение различных потребностей.
2. Они регулируют действия индивидов в рамках социальных отношений, т. е.
обеспечивают выполнение желаемых действий и подавление нежелательного
поведения.
3. Они обеспечивают непрерывность общественной жизни, в том числе и при
изменениях в составе членов общества.
4. Они соединяют стремления, действия и отношения индивидов, т. е.
содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают
противообщественные акции.
Перечисленные функции выполняются административными, политическими,
культурными и другими учреждениями, обеспечивающими удовлетворение потребностей
способами, которые регулируются принципами общежития.
Несмотря на то что каждый институт выполняет свою основную задачу, он
имеет кроме этого также побочные задачи, самым различным образом участвуя в
общественной жизни и воздействуя на нее. Семья — наглядный пример такого
многостороннего влияющего фактора.
Для Дюркгейма социология означала науку институтов. Ядро института —
различные формы регулируемой совместной деятельности индивидов. При
межличностной обыденной коммуникации существуют свои формы институтов, например,
этикет общения, разные жанры бесед. То же самое касается выражений,
употребляемых в процессе совместной работы (сделка, обмен), в спортивных играх,
в торжественных ритуалах (венчание и богослужение). Примеры можно привести из
всех сфер жизни. Институты — это компоненты реальной жизни в определенные
промежутки времени, в определенных (типичных) ситуациях, в определенных
обществах и локусах. Они — элементы живой культуры.
Например, такой институт, как венчание или свадьба, — совокупность
элементов четырех параметров:
1. Идея института: таинство брака.
2. Личностная основа института, роли: невеста, жених, священник.
3. Правила и нормы института: ритуальные речи, вопросы, ответы; гости.
4. Материальная сторона института: праздничное помещение, одежда, еда и
напитки.
Институт имеет чрезвычайно важное значение для общества, социальной
группы и индивида. Например, бракосоче
|
|