|
Для них необходимо учитывать различие модальностей в
системе “вход -выход” или “вход - память - выход”.
Цель этого подхода - определить различие в легкости запоминания и
восстановления информации в разных модальностях. Имеется 9 возможных комбинаций
системы “вход-выход”. У ученика имеются комбинации, которые значительно
сильнее/слабее других. (Никакое сравнение интеллектов учащихся здесь не
подразумевается).
Большинство диагностических тестов основывается на визуальном выходе
информации (вы знаете подобные тесты: “Выберите соответствующую фигуру,
нарисованную ...”). Поэтому то, что обычно расценивается в таких упражнениях
'как слабость, является в действительности неподготовленностью визуального
выхода. ^
Потренируйтесь в диагностике модальностей “входа-выхода” со своими коллегами
по приведенной ниже инструкции.
Модальностью “входа” будем называть сенсорный канал, по которому поступает
информация. Модальность “выхода” - сенсорный канал, по которому демонстрируется
запоминание (понимание) данной информации. Пример: В/вход - А/выход.
Инструкция:
1. Вместе с партнером выберите предметы, которые легко определяются как
визуально, так и кинестетически (например: монетки, скрепки, пуговицы ...
каждого по два).
2. Разделите этот набор на две одинаковые части. Сядьте за стол лицом друг к
Другу, поставьте на стол ширму-перегородку (например, большую книгу).
3. Положите любые 4 предмета перед ширмой. Убрав на непродолжительное время
ширму/перегородку, покажите партнеру свой набор предметов и попросите запомнить
их. После этого закройте ширмой свои предметы и попросите партнера сложить (из
своего набора) те же предметы в том же порядке. Когда партнер закончит, уберите
перегородку и проверьте качество работы. Вы таким образом .имитировали ситуацию
В/вход -К/выход.
Понаблюдайте ключи, указывающие на репрезентативную систему, которую
использует партнер во время запоминания информации. Если он справляется слишком
легко и вы не успеваете заметить их, усложните ситуацию, увеличив количество
предметов или уменьшив время, в течение которого предметы можно видеть.
4. Повторите шаг 3, имитируя А/вход - А выход, то есть расскажите партнеру
последовательность предметов перед ширмой и попросите его рассказать об этой
последовательности.
5. Теперь имитируйте ситуацию В/вход - А/выход (он смотрит, затем говорит.)
6. А/вход - К/выход (он слушает вас, затем сам складывает).
7. К/вход - А/выход (он ощупывает, затем рассказывает).
8. Наконец, К/вход - К/выход (он ощупывает, не глядя, затем сам складывает).
Проанализируйте полученные результаты. Помните, что цель этого упражнения -
определить одну или несколько самых сильных комбинаций, или самую слабую.
Мы только что работали с партнером один на один. А как происходит трансляция
от входа к выходу в целом классе, когда они занимаются в одной модальности, а
вынуждены демонстрировать запоминание в другой? Большинство учеников могут
воспринимать информацию в одном канале (аудиально - слушая то, что говорит
учитель) и демонстрировать полученную информацию в другом (визуально и
кинестетически -записывая).
Понаблюдайте сами на уроках в течение недели и запишите три примера
отличающихся модальностей входа-выхода. Кто из учащихся испытывает затруднения?
Сравните с этой точки зрения “успевающих и “неуспевающих” учеников.
СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ.
Чем более мы осознаем наши стили обучения, тем "глубже мы понимаем качество
или уровень своей эффективности в работе с учениками. Конечно, желательно учить
многосенсорно. Однако бывают случаи, когда мы используем свой предпочитаемый
стиль. Зная точно стиль преподавания, можно правильнее заметить, какие ученики
из класса испытывают затруднения, и сделать соответствующие поправки. Цель
этого раздела - помочь вам заметить мельчайшие намеки на учительский стиль.
Ниже приведена сводная таблица описаний внешних и функциональных признаков
стиля обучения учителя. Однако в ней нет замечаний о внешнем виде
учителя-аудиала. Поскольку такие учителя в школе малочисленны, у автора было
мало возможностей наблюдать их. Вероятно, их стиль обучения представляет собой
смесь аудиальных и кинестетических характеристик.
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ
ВИЗУАЛЬНЫЙКИНЕСТЕТИЧЕСКИЙКомната (кабинет) Внешний видОпрятная, колоритная.
Выглядит опрятно.Масса материалов, несколько рабочих мест,Рабочее место
Организовано, упорядочено в соответствии с размером, цветом, вещи расположены в
вертикальном порядкевсе организовано функционально
Любит демонстрировать работы учеников, оставляет таблицы, вещиТаблицы
Периодически меняют1 на стендах долго после окончания работы с нимиОдежда
Аккуратно подобран цвет, приоритетен внешний вид вид.Удобна, предполагает
комфорт, а не внешний
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ (ИНФОРМАЦИИ)
ВИЗУАЛЬНЫЙКИНЕСТЕТИЧЕСКИЙАУДИАЛЬНЫИГоворит быстро, использует визуальные
указатели (поверх голов, доска). Хочет охватывать большой объем содержания,
придает цельность форме. Не теряет обратной реальной связи в языке учеников.
Говорит медленно. Использует манипуляции (передает, берет). Вовлекает учеников
в проекты, игры, сценарии Придает больше важности содержанию. В оценке учеников
ориентируется на то, что они умеют делать. Дает ученикам сов-Говорит ритмично.
Любит дискуссии вклассе. Учитель или ученик читают на уроке.
Склонен повторять
|
|