|
го знания.
Однако получение истинного
научного знания основано на непременном условии, что нет научных
авторитетов,
которым принадлежало бы последнее слово в достижении истины по какому-
либо
вопросу. Ученый должен уважать научные авторитеты, но вместе с тем он
создает и выдвигает новые научно обоснованные предположения и проверяет
авторитетные выводы. Авторитет не должен препятствовать будущим
исследователям,
а, наоборот, может и должен стать трамплином к новым исследованиям.
Научное
знание расширяется, безжалостно отвергая "окончательные" решения,
постоянно
подвергая сомнению теории и выводы признанных авторитетов.
Традиция. Одним
из самых убедительных источников получения и передачи знания является
традиция, так как именно в ней аккумулируется мудрость веков. Но значит
ли это, что тех, кто пренебрегает традиционными представлениями и
выводами,
можно считать либо психически неполноценными, либо глупцами, что если
традиция хорошо зарекомендовала себя в прошлом, то ее основные
положения
следует принять в неизменном виде? Отвечая на этот вопрос, следует
учитывать,
что традиция сохраняет как совокупную мудрость, так и совокупную
глупость,
накопленную прошлыми поколениями. Ее можно представить себе в виде
чердака
общества, в который втиснуты все виды полезных образцов и все виды
заблуждений,
бесполезных и отживших реликтов. Великое дело научного познания состоит
в том, чтобы помочь избежать повторения ошибок предков. Что же касается
социологии, то одной из ее задач можно считать выделение из этих традиций
настоящего, истинного и отметание всего устаревшего, являющегося
преградой
на пути исследования общества.
Общественный здравый
смысл. В течение тысячелетий люди верили в то, что земля плоская,
что камень и железо - абсолютно твердые тела, что истинный характер
человека
можно узнать по выражению его лица, что Солнце меньше Земли и т.д.
Сегодня
мы знаем, что многие из таких утверждений, основанных на здравом смысле,
на общественном мнении, не являются истинными. В том случае, когда мы
не знаем, откуда берутся и на чем основываются те или иные идеи или
утверждения,
мы объясняем их здравым смыслом. Дав такое объяснение своим идеям, мы
обычно полагаем, что их не нужно проверять, и убеждаем себя в том, что
идея или утверждение истинно, так как является само собой разумеющимся.
Это убеждение может объединять людей в коллективном самообмане,
предполагающем,
что все эти идеи и утверждения всегда могут быть проверены, что в любой
момент может быть доказана их истинность.Термин "общественный здравый
смысл" придает значимость и важность различным понятиям (взглядам,
мнениям),
не имеющим систематизированных доказательств истинности, на которые
можно
было бы ссылаться. Общественный здравый смысл и традиция самым тесным
образом связаны между собой, так как за множественными и
разнообразными
утверждениями общественного здравого смысла стоит определенный
прошлый
опыт, какие-то традиционные представления. Различие между традициями и
общественным здравым смыслом можно увидеть прежде всего в том, что
традиционным
истинам доверяют в течение некоторого длительного промежутка времени,
тогда как утверждения, сделанные на основе общественного здравого
смысла,
- это признаваемые некритические и обычно недолговечные выводы
относительно
различных сторон окружающей нас действительности, в которые может
верить
и которым может следовать весьма ограниченный круг людей.
Часто положения и утверждения,
выдвигаемые общественным здравым смыслом, возникают из коллективных
догадок,
предчувствий, случайностей, ошибок. Именно использование общественным
здравым смыслом прошлого опыта позволяет в некоторых случаях приходить
к полезным и верным догадкам и выводам. Например, утверждение о том,
что
"в случае столкновения людей мягкий ответ снимает раздражение и
|
|