|
льным
выводам и даже к построению научных теорий. Но как такое интуитивное
знание
может быть проверено и верифицировано? Часто это просто невозможно
сделать.
Например, древнегреческий философ Анаксимандр пришел на основе
интуиции
к построению теории эволюции. Это произошло в VI в. до н.э., но только
в XIX в. нашей эры появились возможности проверить и подтвердить ее. В
большинстве случаев интуитивное знание не может быть проверено в момент
появления интуитивной догадки. Что же касается изучения отношений
между
людьми, поведения индивидов и социальных групп, социальных движений и
процессов, то в этом случае интуитивное знание чаще всего вообще не может
быть проверено или такая возможность предоставляется только тогда, когда
ситуация в обществе уже изменилась.
Опора на научные авторитеты.
Две тысячи лет назад Гален знал об анатомии человека больше, чем любой
из смертных, и до сих пор физиологи и анатомы почитают его как авторитет
в этой области знания. Евклид установил, что две параллельные прямые
никогда
не пересекаются, и многие поколения школьников и студентов должны были
без сомнения доверять этой аксиоме, ибо в противном случае их считали
не знающими азбучные истины. Многие века научная творческая мысль
Европы
подавлялась авторитетом Аристотеля, и таких примеров можно привести
великое
множество. Да и сейчас обычны ситуации, когда все убеждены, что авторитет
в каком-то вопросе безусловно прав, а идеи, не соответствующие его
суждению,
неправильны, что он является руководителем в окружающем нас мире и
указывает
путь исследователям.
Опасность злоупотребления
авторитетом в науке существует, но мы не можем обойтись без
авторитетного
мнения. Это обусловливается тем, что все накопленное нами знание слишком
объемно и расплывчато, а потому трудно для усвоения и практического
использования.
Необходимы ориентиры и основные положения, точки отсчета, от которых
можно было бы оттолкнуться. Мы примем на веру то, что собрано и
обработано
в отдельных областях знания специалистами, считая их авторитетами. Но
авторитетными признаются лишь сведения, полученные учеными и
специалистами
в тех областях, в которых они компетентны; люди, как правило, не признают
авторитетов, судящих обо всем и вообще.
Обычно различают несколько
видов авторитета в области получения, освоения и использования знания.
Сакральный авторитет, или авторитет веры, покоится на незыблемом
убеждении
в том, что определенные традиции или документы (например, Библия, Коран,
Веды и др.) являются сверхъестественными объектами и, значит, все знания,
вся информация, содержащиеся в них, должны считаться абсолютно
истинными
и не могут подвергаться сомнению. К сакральному авторитету относят также
веру в то, что некоторые группы или категории людей, а также социальные
институты действительно обладают сверхъестественными знаниями и
средствами
воздействия на людей (церковь, врачи, знахари, святые, экстрасенсы и др.).
В отличие от сакрального светский авторитет появляется в результате веры
не в сверхъестественные озарения и способности, а в человеческие
возможности,
в силу познания и человеческий опыт. Светский авторитет разделяют на
светский научный авторитет, который основан на эмпирическом
исследовании,
на данных, полученных на основе опытов, и светский гуманистический
авторитет,
который основан на вере в то, что определенная замечательная или великая
личность действительно обладает выдающейся проницательностью в
понимании
явлений окружающего нас мира или в области человеческого поведения.
Область, в которой обществом,
социальным слоем или социальной группой признается тот или иной
авторитет,
обычно очень узка и ограничена жесткими рамками. Люди, некомпетентные
в данной области знания, должны полагаться на другие авторитеты. -
специалистов,
профессионалов. Это единственная возможность не быть смешным в глазах
окружающих. Каждый в зависимости от уровня своего развития и
социального
окружения по-своему решает проблему выбора наиболее значимых
авторитетов
в различных областях человеческ
|
|