|
ь вопрос о жизни и
смерти института семьи. Этот вопрос был выдвинут для публичного обсуждения,
когда развитие рыночных отношений привело традиционную семью к кризису.
Кризис семьи. Рынок требует мобильности без скидки на личные
обстоятельства. Поэтому развитая рыночная экономика – это общество робинзонов:
общество одиноких индивидов, не отягощенных партнерством, браком, детьми.
Идеальный рынок – безбрачное, бессемейное, бездетное общество. Поэтому все
социальные учения XIX– XX вв. предсказывали скорое исчезновение семьи. В основу
прогноза были положены следующие тенденции, действие которых обнаружилось еще в
XVIII в., но наиболее полное выражение они получили к концу ХХ в.:
Резкое падение количества заключаемых браков. Так, в настоящее время во
Франции только 25% женщин до 35 лет состоит в зарегистрированном браке.
Снижение брачности связано, в первую очередь, с откладыванием браков.
Откладывание браков не сопровождается откладыванием начала сексуальных
отношений, уменьшением сексуальных добрачных контактов, что неизбежно ведет к
числу абортов, особенно при первой беременности, увеличению числа случаев
вторичного бесплодия, внебрачных рождений и отказов от рожденных детей.
Увеличение числа одиночек. В Париже зарегистрировано больше холостяцких
семей (один взрослый), чем супружеских пар. Старение населения приводит к
увеличению количества вдовцов и особенно вдов. Растет число молодых людей,
живущих в одиночестве, и женщин, которые должны хотят одни воспитывать детей.
Общественное содействие и предоставление различных пособий на малолетних детей
позволяет жить одному или в одиночку воспитывать детей.
Снижение детности семей. В ФРГ треть населения брачного возраста (25–55
лет) не замужем и не женаты. Из оставшихся двух третей в свою очередь треть
бездетны. Из остальных подавляющее большинство — однодетные семьи.
Формируется культура бездетности. Растет число тех, кто осознанно
выбирает “бездетный” образ жизни. Наблюдается массовый сдвиг от семей,
“сосредоточенных на детях”, к семьям, “сосредоточенным на взрослых”. Сейчас
возникают различные организации для поддержки бездетной жизни, В США возникла
Национальное движение за деторождение по желанию, чтобы защитить права
бездетных и сражаться с пропагандой рождаемости. Национальная ассоциация
бездетных создана в Великобритании.
Люди все чаще разводятся. В 1999 г. в России на 1000 заключаемых браков
пришлось 623 развода. В Японии, на 100 браков сегодня приходится 24 развода. В
США из 100 браков распадаются 55. Во Франции на 100 браков фиксируется 32
развода. Разведенные все реже вступают в брак повторно.
Таким образом, существование семьи оказывается под вопросом. Исчезают
отдельные элементы семьи и соединяющие их связи. В соответствии со структурой
семьи подвопросами, конституирующими семейный вопрос, стали женский, детский и
мужской вопросы.
Женский вопрос. В древности родовую месть называли женским вопросом.
Труднее всего уговорить к примирению было женщин. Они особо упорно настаивали
на исполнении кровомщения, они же и защищали кровников. Если женщина мстила
сама, это приравнивалось к героическому подвигу.
В начале XIX в. в романах французской писательницы Ж. Санд был вновь
поставлен женский вопрос – вопрос об освобождении женщин. На первом этапе
главной задачей движения женщин, развернувшегося вначале в Великобритании,
являлось получение права на гражданство, права на участие в голосовании, права
на доступ к образованию и здравоохранению. Это движение называлось “суфражизм”.
Оно охватило США, Россию, многие страны Европы в XIX – начале XX столетия. В
результате женщины обрели право избирать и быть избранными в законодательные
органы, право распоряжаться собственностью, право на имущество и детей в случае
развода, возможность заниматься наукой, общественной и государственной
деятельностью.
За эмансипацию женщин боролись анархисты. В программе Славянской секции
Интернационала и “Революционном катехизисе” анархист М.А. Бакунин требовал
полного политического и социального уравнения женщины с мужчиной и замены
легальной семьи, узаконенной религиозно-юридическим браком, браком свободным,
уничтожения семейного права и права наследства. Он выступал за социальные
гарантии матери и ребенку на период от зачатия до совершеннолетия. Лейтмотивом
женского движения М.А. Бакунин считал борьбу за высшее образование. С этой
целью в России XIX в. организовывались женские кружки, создавались общества
переводчиц, издательниц, переплетчиц и типографщиц. Женщины добивались открытия
высших женских курсов.
Анархизм также боролся за освобождение женщин от работ по дому. Князь П.А.
Кропоткин писал о женщине: “Она больше не хочет быть вьючным животным своего
дома; довольно с нее и того, что она столько лет своей жизни отдает на
воспитание детей. Она не хочет больше быть в доме кухаркой, судомойкой,
горничной!”. Освободить женщин предполагалось механизацией домашнего хозяйства,
открытием учреждений службы быта и общественного питания, столовых для каждой
группы домов. “Освободить женщину, – писал П.А. Кропоткин, – не значит открыть
для нее двери университета, суда или парламента; потому что освобожденная
женщина всегда сваливает домашний труд на какую-нибудь другую женщину.
Освободить женщину – значит избавить ее от отупляющего труда кухни и прачечной;
это значит – устроиться так, чтобы дать ей возможность, кормя и выращивая своих
детей, вместе с тем, иметь достаточно много свободного времени, чтобы принимать
участие в общественной жизни”.
С конца ХIХ в. начался процесс предоста
|
|