|
члены пары,
продолжая сохранять свой брак, одновременно могли вступать в половые отношения
с другими лицами. Общность интересов пары ограничивалась половыми отношениями.
Партнеры никогда не ели вместе, у них не было никаких общих дел, они не имели
обязанности помогать друг другу, не вели общего хозяйства.
Парование и дарение. С появлением избыточного продукта, превышающего
жизнеообеспечивающий продукт (достаточный для обеспечения физического
существования людей), каждый взрослый член коллектива был связан, по крайней
мере, с одним взрослым членом другого, принадлежавшим к противоположному полу и
был заинтересован в поддержании этой связи. В результате между людьми,
образующими более или менее постоянную пару, начался обмен пищей, а затем и
другими продуктами труда.
Когда мужчина и женщина, составлявшие пару, начали обмениваться дарами,
их отношения перестали сводиться только к половым, перестали быть чисто личными.
Пока мужчина и женщина обменивались дарами, они имели права и обязанности по
отношению друг к другу в сфере полового общения. Парование, подкрепляемое
дарообменом, составляет парный брак. Дарение стабилизирует половые связи,
превращает пары из временных в постоянные.
Заключение брака всегда в той или иной форме сопровождалось обменом
материальных ценностей между сторонами. Самый наглядный пример – обмен
обручальными кольцами. С возникновением индивидуального брака все половые
отношения между индивидами разделились на брачные и небрачные.
Парная семья. В период действия производственных половых табу мужчинам
категорически запрещалось есть пищу, приготовленную женщинами. Этот запрет
обычно сочетался запрещением готовить пищу на одном огне, жить в под одной
крышей с женщинами. Мужская и женско-детская группы одного коллектива стали
жить раздельно, на известном расстоянии друг от друга, обособленные друг от
друга и в быту. Они раздельно готовили пищу и раздельно питались.
Естественным кормильцем ребенка являлась мать. Вначале она вскармливала
его своим молоком, затем брала на себя заботу об обеспечении его пищей. Само
понятие матери возникло как понятие о кормильце. Напомним русскую пословицу:
“Не та мать, что родила, а та, что вскормила”.
Если ребенок не мог самостоятельно взять пищу, мать брала и свою и его
долю. Доля продукта, полученная матерью от общества, была основным источником
доли ребенка (или детей). Женско-детская группа получала больше, чем отдавала,
так как дети не принимали участия в производстве материальных благ, требовали
заботы и внимания.
Каждая взрослая женщина, имевшая детей, была иждивителем – центром
минимальной иждивенческой группы. Каждая женщина-мать заинтересована в
существовании постоянной экономической связи между ней и самое малое одним
взрослым мужчиной, посредством которой она могла бы получать больше, чем сама
давала. Общество было заинтересовано в присоединении к матрицентрической
иждивенческой группе в качестве иждивителя, кормильца, по меньшей мере, одного
взрослого мужчины. Но и каждый мужчина был объективно заинтересован том, чтобы
находиться по возможности в более постоянной перераспределительной связи по
крайней мере с oдной взрослой женщиной.
Реализация возможности означала возникновение иждивенческой ячейки,
состоящей из мужа, жены и ее детей, т. е. парной семьи. Для появления парной
семьи необходимо было превращение существовавшего между супругами дарообмена в
отношении неадекватного перераспределения продуктов. Когда муж начал давать
жене больше продукта, чем получал от нее, он, тем самым превратился в кормильца
ее детей, т. е. в их отца.
При бродячем образе жизни коллективы, составлявшие дуально-родовую
организацию, могли оказаться на значительном расстояний друг от друга. Поэтому
неизбежными были, с одной стороны, временное пространственное разъединение
мужских и женских групп, принадлежавших к одному роду, с другой — столь же
временное соединение мужских и женских групп, принадлежавших к разным родам.
Последствием временного отрыва друг от друга мужской и женской групп одного
рода и временного соединения мужской и женской групп, принадлежавших к разным
родам, было усиление экономической связи мужчины с женой и детьми жены и
соответственно ослабление экономических связей с сестрой и детьми сестры. Отрыв
друг от друга мужских и женских групп, принадлежавших к одному роду, а тем
самым и братьев от сестер и их детей привел к тому, что отношения между
супругами, оставаясь по форме, а частично и по содержанию дарообменом
постепенно превратились в отношения кормления между мужем и детьми его жены.
Эгалитарность парного брака и парной семьи. Парный брак является союзом
двух равных сторон. Наиболее наглядно экономическое равенство супругов
проявляется в существовании раздельной собственности мужа и жены. Даже у
папуасов Новой Гвинеи с их отцовским родом, патрилокальным браком, платой за
жену, что вместе взятое обеспечивало главенство мужчин, муж имел свое имущество,
а жена – свое. Муж без разрешения жены не имел права пользоваться
принадлежащими ей вещами. Особенно ярко раздельность имущества супругов
выступает в обществах с материнским родом. На острове Понапе (Каролинские
острова, Микронезия) муж и жена отдельно друг от друга возделывали поля и
полностью распоряжались полученным с них урожаем. Раздельно владели и пл
|
|