|
ми, кото-
[136]
рые можно рассматривать как "экономически обусловленные", вроде социальной
стратификации людей, составляющих аудиторию для произведений искусства.
Во-вторых, в основе этого различения между "систематическим" и "историческим"
подходами для Вебера лежит даже более важное различие между теми типами знания,
которые достижимы и желательны с точки зрения естествознания, и теми, которые
свойственны экономике и подобным ей наукам. Ожидать, что из экономических
"законов" можно вывести конкретные, количественные предсказания, - значит
находиться в плену "натуралистических предрассудков". Экономические "законы"
могут иметь лишь идеально-типическую форму. Однако их неприменимость к
индивидуальным случаям не ставит под сомнение их эвристическую ценность.
Социология, таким образом, является для Вебера генерализующей наукой в
том смысле, что в отличие от истории она ищет "общие закономерности в
происходящем"; социологические теории не столько состоят из законоподобных
утверждений, сколько используют последние - условно и [lo случаю. Социология -
это, скорее, потребитель, а не производитель законов. К тому же, конечно, для
того чтобы служить адекватным объяснением, эти закономерности должны быть
"понятны". Они должны обладать "смысловой адекватностью" наряду с "причинной
адекватностью" (в смысле достаточной эмпирической обоснованности). Хорошим
примером этого может служить связь, которая, как думал Вебер, существует между
протестантизмом и духом капитализма. Ссылаясь на факт якобы большей
предприимчивости протестантов в их экономическом поведении по сравнению с
католиками в начале европейского Нового времени, Вебер предлагает обладающее
смысловой адекватностью объяснение этого факта в терминах их взглядов на
религиозное спасение. Другой пример, используемый самим Вебером, это закон
Грешема8 , утверждающий, что плохие деньги вытесняют хорошие. Этот закон
каузально адекватен в том смысле, что мы наблюдаем его действие в тех случаях,
когда в обращении находится обесцененная валюта, но он также обладает
каузальной адекватностью,
[137]
так как мы можем легко понять, почему для отдельных индивидов имеет смысл
придерживать хорошие деньги и избавляться от плохих.
Вебер, таким образом, рассматривал эмпирические регулярности как то, что
подлежит объяснению, а не как объяснение само но себе. Адекватное
социологическое объяснение всегда должно обладать свойством исторической
конкретности и включать в себя ссылки на цели и ориентацию действия реальных,
либо "типических" индивидов. Даже если последствия этих действий окажутся
непреднамеренными, как в случае протестантской геологии и "духа" капитализма,
эти последствия не имели бы места, если бы индивидуальные деятели не поступали
определенным образом, руководствуясь определенными мотивами. <...>
Законы и объяснения с точки зрения современной методологической ортодоксии
Сопоставляя взгляды "отцов-основателей" социологии со спорами о законах и
объяснениях, происходившими в середине XX в., нельзя не заметить куда большую
ясность и детальную проработку собственно философских концепций во втором
случае. Можно доказать, однако, что это развитие не просто шло по ложному следу
с точки зрения философии, по и оказало особенно пагубное влияние на социальные
пауки. В этом параграфе я попытаюсь высвободить то, что я считаю собственно
основным диспутом, из пут позитивистских предположений, в которых он до сих пор
формулировался. Как я намереваюсь доказать далее, произошедшая замена
позитивизма на реалистскую философию науки привела к переформулировке диспута,
но не к его разрешению.
Пока вернемся, однако, в 1950-е и 1960-е гг , когда мало что могло
составить альтернативу позитивистской философии пауки, но крайней мере, в
англоязычных странах. Корни позитивистской философии науки восходили к
логическому эмпиризму Венского кружка 1920-х гг. Как ясно уже из самого термина,
последний стал плодом интеллектуального союза между
[138]
эмпиризмом Юма и Маха9 и современной математической логики Фреге, Уайтхеда и
Рассела. Научная теория рассматривалась в математических терминах, как
интерпретация, или содержательная "начинка", совокупности формальных отношений
между переменными. Как и контовский позитивизм, логический эмпиризм полагал,
что науки формируют или стремятся образовать в будущем единую, гармоничную
систему. Решающее различие состояло в том, что логические позитивисты были, как
известно, редукционистами. Они были убеждены в том, что и язык, и, в конечном
счете, законы всех других наук в пределе могут быть сведены к языку физики. И
как бы они не представляли себе конкретное воплощение этой программы, ясно, что
физика была наукой, больше всего подходившей к венской модели
математизированной теории.
В результате возникла довольно любопытная ситуация, когда учебники по
философии социальных наук изобиловали примерами, взятыми из физики для того,
чтобы проиллюстрировать, что же такое теории, законы, объяснения и т.н. В
заключительных главах таких книжек можно было найти совокупность
апологетических замечаний, касающихся недостаточного уровня развития
общественных наук, а также некоторые рекомендации для увеличения степени
строгости и точности последних. Проблема состояла в том, что социальные науки
оказались внутри какого-то замкнутого круга. Их теории, законы и объяснения
были неудовлетворительны, так как используемые понятия были недостаточно точно
определены. Но приблизительный характер понятий, в свою очередь, был связан с
отсутствием устоявшихся теорий. Ортодоксальная позиция по проблеме законов и
объяснений, таким образом, была одной из тех ортодоксий, чья действенность
обратн
|
|